Валеология-наука о здоровье

Борисова Ольга Михайловна

 

«Для того, чтобы ребёнок в будущем мог соответствовать

              своей роли венца природы и

выполнить историческую миссию

на земле и в космосе, он должен  быть здоровым».

И.И. Брекман

 

         Валеология – наука о здоровье «Валео» - это здоровье, «Лого» - наука. В передовых странах эта наука была введена ещё 50 лет тому назад. Основоположником валеологии является И.И. Беркман, его заслуга в том чтобы по-новому взглянуть на здоровье наших детей. Мы живём в век научно-технического прогресса. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема часто болеющих детей. Именно эта проблема как никогда актуальна.

         Что же такое здоровье? «Здоровье» - это состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия; - В.В. Казначеев. Роль здоровья огромна в воспитании и развитии ребенка. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. С.М. Павленко считает: «чтобы ребенка сделать умным и рассудительным, его нужно сделать крепким и здоровым». Здоровье – важнейшая предпосылка. Правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здорового образа жизни. В жизни ребенка педагог занимает как никогда одно из центральным мест. Он олицетворяет для детей все новое и важное. С самого раннего детства мы должны научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье и быть личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более интеллектуально, духовно, но и физически.

         Подтверждая эти объяснения, перед нами – педагогами стоит главная цель: формировать сознательное отношение к своему здоровью, и к своему организму. Из данной цели таким образом вытекают следующие задачи: Вызвать у детей интерес к валеологическому воспитанию, знакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни, помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания; создать условия и мотивации для воспитания здорового ребенка. Необходимость введения данной работы помочь будущему поколению прийти в новую жизнь здоровыми, знающими свой организм, его назначения, умело заботиться о нём, бережно к нему относиться. Много интересного ребенок видит

 

и узнает в детском возрасте. Но, пожалуй, самое интересное и самое непонятное – это он сам. Какой я? что я умею? Как я появился? Из чего я сделан? Зачем мне нужна голова? Руки? Ноги? Нос? Язык? И так далее. Пытаться познать себя ребенку нужно для того, чтобы осознанно заботиться о своем здоровье, разумно использовать свой организм, понимать состояние других людей и для развития познавательных интересов, творчества, воображения, без чего человек – не человек. Но познать себя самостоятельно, без помощи взрослого не только трудно, но для ребенка, пожалуй, и невозможно. Чтобы научить ребенка, воспитатель должен заинтересовать его, привлечь его внимание к своему организму. Конечно, обойтись без первичных элементарных знаний по анатомии и физиологии человека нельзя. Знакомить с организмом детей нежно легко, непринужденно, эмоционально, играя. Использовать жизненные ситуации, общение с детьми и взрослыми, праздники, отдых, режимные компоненты (умывание, питание, укладывание спать, сбор на прогулку) для того чтобы показать ребенку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши, язычок, почему нужно тепло одеваться в холодную погоду. Знания должны приходить к ребенку, как бы, между прочим. Ребенок не должен чувствовать, что его чему-то обучают. Воспитатель, в отличие от ребенка, точно должен знать, чему и когда он будет его учить, закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.