ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bobova-miheeva_detskiy_sad_no17.doc | 477.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Автор-составитель:
Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17,
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2012
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Тема проекта | Проект «Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. |
Автор проекта | Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Адрес организации исполнителя, телефон/факс | г. Нижневартовск, ул. Пермская 17 |
География | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки» |
Целевые группы | 15 детей с нарушениями зрения |
Тип проекта | Практико - ориентированный |
Сроки реализации | 2 года |
Цель | Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей с нарушениями зрения, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».
Проблема социализации в дошкольном возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. (С.Л. Рубинштейн). Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, умению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.
В творческих играх, как правило, используются различные предметы. В ходе игры дети сравнивают их, мысленно отвлекаются от одних качеств, домысливают другие, упражняя свою способность к образному мышлению и воображению. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Таким образом, актуальность выбранной темы вызвана малой разработанностью теоретического аспекта социализации дошкольников с нарушениями зрения, отсутствием системного, комплексного подхода к процессу социализации, тогда как именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы жизни в обществе. Среди средств и способов, способствующих социализации детей данной группы, особо важным является сюжетно-ролевая игра. Для того чтобы игра стала действенным средством воспитания детей с нарушением зрения, педагог должен знать особенности формирования игровой деятельности в условиях зрительной недостаточности, уметь определить уровень развития у каждого ребенка интереса к игре, к выигрышу, мотивов, побуждающих его к игре, и владеть приемами педагогического воздействия на игру детей.
Цель проекта: Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей с нарушениями зрения при поступлении в школу.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
- Сформировать навыки моделирования взаимоотношений с взрослыми и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
Повысить педагогическую компетентность педагогов, приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире.
Объект – социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет – система работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза проекта: предполагается, что целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры окажет положительное влияние на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)
Ресурсное обеспечение проекта:
- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии праздников, конспекты сюжетно-ролевых игр.
- Предметно-развивающая среда группы, микроцентр «Книжкин дом», мини-уголки: «Дом мод», «Театральная страна», «Игротека», зимний сад.
- Беседы на этические темы.
- Подбор художественной литературы.
- Видеофильмы.
- Подбор методической литературы.
Программно-методическое обеспечение:
- Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.
- цикл консультаций для педагогов и родителей;
- перспективный план сюжетно-ролевых игр;
- разработан комплекс мини – проектов по организации сюжетно – ролевых игр.
Нормативно-правовые ресурсы:
- Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989г.).
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666.
- Приказ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 28.10.2005г (редакции Закона ХМАО-Югры от 29.06.2006г № 65-03) с изменениями и дополнениями.
- Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2007-2011 годы.
- Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы от 06.07.2006г.
- Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 «Ладушки» на 2007-2011 годы.
Материально-техническое обеспечение: групповая комната разделена на функциональные зоны: игровую, речевую, сенсорную, релаксационную, предметно-развивающую. Имеются в наличии необходимые информационно – технические средства, пособия, игрушки, инвентарь.
Партнеры. Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель, родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения речи шестого и седьмого года жизни.
Целевой аудиторией педагогического опыта являются 15 воспитанников детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки», для детей с нарушением зрения, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии г. Нижневартовска.
План реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Итоговый продукт |
I этап: планово-прогностический Задачи: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции | ||
1.1 Изучение нормативно-правовой документации | Сентябрь 2010 | Пакет нормативно-правовых документов |
1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста | Сентябрь 2010 | выводы о степени разработанности и об особенностях развития сюжетно-ролевой игры в образовательной работе |
1.3 Разработка концепции применения системы развития сюжетно-ролевой игры | Сентябрь 2010 | Педагогический проект |
1.4 Анализ условий реализации проекта | Сентябрь | Ресурсная база проекта |
1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга | Сентябрь | Механизм мониторинга реализации проекта |
II этап: организационно-исполнительский Задачи: изучить уровень развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста со зрительными нарушениями, провести анализ; разработать и апробировать технологию развития сюжетно-ролевой игры. | ||
2.1 Обследование детей, диагностика развития сюжетно-ролевой игры | Сентябрь | Результаты обследования |
2.2 Фиксация результатов обследования в протоколах | Сентябрь | Протоколы обследования |
2.3 Определение количественных показателей уровня развития сюжетно-ролевой игры воспитанников. | Сентябрь | Графики, диаграммы |
2.4 Разработка технологии развития сюжетно-ролевой игры 1этап-подготовительный: расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы. 2 этап – основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря. 3 этап - творческий: распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни. | Сентябрь-ноябрь2010 Ноябрь-апрель2010-2011, Сентябрь-апрель 2011-2012 | Мотивационная готовность ребенка, , Разработка моделей непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, бесед на этические темы видеофильмы, художественная литература. Диалоги между партнерами по игре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, основные моменты организации игры. Распределение ролей детьми, самостоятельные творческие игры детей, обогащение содержания игры, применение в повседневной жизни социального опыта полученного во время игры, улучшение положения ребенка в коллективе сверстников. |
III этап: описательно-итоговый Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов | ||
3.1Мониторинг уровня развития сюжетно-ролевой игры Итоговая оценка | Май 2011 Сентябрь 2011 Май 2012 | Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования. |
3.2 Анализ полученных данных, их сопоставление с прогнозируемыми результатами | Май 2011 | Графическое отображение |
3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента | Май 2012 | Аналитическая справка, педагогический проект |
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Анализ сравнительных результатов: сентябрь 2010-11 учебный год и май 2011-12 учебный год позволяет говорить о положительной динамики в данном направлении.
Ур-и р - я год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010 – 2011 год | 24% | 76% | - |
2011 – 2012 год | 76% | 24% | - |
Таким образом, система работы развития сюжетно-ролевой игры в процессе обучения способствует успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также выравниванию стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу
Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта.
- Доказана актуальность использования сюжетно – ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
- Подобранные и систематизированные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, способствовали: ведению простого диалога с взрослыми и сверстниками, взаимодействию в системах «ребенок—ребенок», «ребенок - взрослый»; самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка; умению выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.
3. Разработана и реализована система работы по организации сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Удалось добиться положительной динамики в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста с нарушениями зрения, успешной социализации воспитанников с данными нарушениями.
Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации системы развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушениями зрения, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми.
Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное развитие сюжетно-ролевой игры влияет на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей при поступлении ребенка в школу.
Литература
1. Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд. "Скрипторий", 2003.
3.Моргулис И.С. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Киев. 1981.
4. Михйленко Н., Н. Короткова "Организация сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.
6. Плаксина Л.И. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» 7.«Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова
8. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
10. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992 г.
11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
13. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004