Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие Колобка"
Программное содержание:
- Учить детей использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".
- Развивать у детей разговорную речь.
- Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.
- Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
- Формирование навыков учебной деятельности.
Предварительная работа:
- чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",
- обыгрывание отрывков из сказок на фланелеграфе, игры в настольный театр.
Материал для занятия:
Демонстрационный: фланелеграф, персонажи сказки "Колосок" (плоскостные), "Три медведя" (атрибуты к сказке), настольный театр "Колобок", сюжетное панно, искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.
Раздаточный: Картинки с изображением животных (заяц, волк, медведь, лиса) на каждого ребенка, колобок, прищепки, изображение ежика на каждого ребенка, треугольники 3-х размеров зеленого цвета на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель:
По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.
- Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать?
- Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками". Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.
(Воспитатель подходит к фланелеграфу, где выставлены герои сказки
"Колосок")
- Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и... (Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу:.. (ходил)
Намолол муки мешок?
Это- Петя: …(Петушок)
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
"Что вы делали мышата,
От рассвет до: … (заката)?
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок.
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите: …("Колосок")
(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором стоят атрибуты к сказке «Три медведя»)
Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживает ровно: … (три)
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить: … (опасно)
Убегай, скорей, сестричка,
Из окна лети, как: … (птичка)
Убежала. Молодец!
Значит сказке всей: …(конец)
По слогам читает Федя:
Это сказка: … ("Три медведя")
(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок")
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке:.. (укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню : … (пел)
Кто же это?... (Колобок)
- Ребята! А какую же песню пел колобок?
Пальчиковая игра "Колобок"
Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.
- А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)
- Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.
(дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок на дорожке)
- Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?
- Поставьте зайчика рядом с колобком. Затем кого он встретил? (волка)
- Поставьте волка за зайчиком. За кем стоит волк? (за зайчиком)
- Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!")
- Встретился колобку медведь (дети ставят медведя за волком) и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"
- Или я что-то напутала, помогите мне. Медведь сказал толстым, грубым голосом. Правильно, ребята!
- Кто встретился колобку за медведем? (лиса) посадите лисичку на дорожку.
- Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.
- И мы с вами ребята пойдем дальше.
- Катился колобок, катился, а навстречу ему :.. (еж).
- Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.
(Ой! - дети показывают удивление)
- Ребята с нашим ежиком случилась беда - потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать… из прищепок. У каждого ежа иголки будут своего цвета... (дети выкладывают колючки ежу из прищепок).
- Какого цвета иголки у твоего ежа? и т.д.
- Какие у нас с вами ежики замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежат. Давайте посмотрим, как он это сделал (дети садятся к мольберту, на котором изображено панно с изображением леса)
- Ребята, посмотрите какой красивый лес, а Колобок уже нас ждет! Какой по размеру колобок? маленький, а еж какой? большой. Давайте предложим колобку посмотреть на ежа с пенька. Подкатился колобок к:…( пеньку), взобрался на: … (пенек), посмотрел на ежа с: …(пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. И мы сейчас тоже с вами порадуемся вместе с колобком и отдохнем.
(дети выходят из-за столов и делают физкультминутку)
- Попрощался колобок с ежом и покатился дальше, - и мы тоже отправляемся вместе с колобком (дети садятся за столы)
- Катился, катился колобок и увидел вокруг себя странные деревья похожие на его друга ежа. Как вы думаете, какие деревья он увидел? (ели)
- Да, у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники желтого цвета (дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зеленого цвета)
- Я очень рада, что вы у меня такие внимательные! (дети выкладывают ель, используя нарисованный ствол)
- Наши ребята просто молодцы, целый лес еловый посадили! Из каких геометрических фигур мы вырастили елочки?
- Какого размера треугольники мы использовали для выкладывания елочек? (В центре группы появляется искусственная ель)
- Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.
(дети подходят к ели и становятся в круг)
- Это, наверное, колобок сделал нам какой-то сюрприз. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на : (ель), потом под: (ель). (дети находят волшебный мешок)
- Вам хочется узнать что там? (Дети ощупывают, делают предположения, воспитатель высыпает из мешка разноцветные мячики)
- Мячики! И все они похожи на кого? (на колобка). Я предлагаю вам поиграть с мячиками (включается музыка).