Статья «Цвет – как средство выразительности детского рисунка»
Статья «Цвет – как средство выразительности детского рисунка».
Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образцу; он помогает выявить основные свойства предметов. Дает возможность каждому проявить свою индивидуальность.
Так, обычно для передачи горя, страдания художники используют неяркие, приглушенные или темные, мрачные цвета (В.Г. Петров – «Тройка», К.Д. Флавицкий – «Княжна Тараканова» , М. Врубель – «Демон поверженный»).
Желтый цвет излучает тепло, веселье; оранжевый также веселый, радостный, добрый цвет. Богат ассоциациями зеленый цвет, кроме того, он создает спокойное, уравновешенное, миролюбивое настроение. А вот синий цвет нередко вызывает ощущение печали и грусти. Проведенный анализ детских работ показывает:
- Дети передают характерный цвет предметов ( солнце желтое, снег белый, елка зеленая и т.д.)
-Видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года).
Но, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками.
Психологические исследования свидетельствуют: детей с точки зрения предпочтения цветовых решений можно условно разделить на 3 группы.
Дети первой группы чаще всего используют радостные цвета( красные, желтые, оранжевые) и их оттенки.
У детей второй группы любимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий. Серый – голубой, красный – розовый).
Дети третьей третий группы всегда выбирают темные цвета и их сочетания ( черные, серые, коричневые).
Для развития чувства цвета надо:
- вместе с детьми анализировать цвета, составлять их оттенки, смешивать краски для получения новых, добавлять белую краску в другие цвета, соединять краски
- учить детей передавать с помощью цвета свои чувства: любовь, радость, отчаяние, гнев и т.д.
А начале использовать простые задания – передать ассоциации, возникающие при восприятии происходящего в природе.
Важно помочь детям почувствовать, как цвет предмета меняется в зависимости от фона. Показать детям разные предметы, например синюю чашку, коричневую вазу, зеленый огурец. Рассмотреть их на разном фоне, отметить, на каком лучше смотрятся, заем предложить нарисовать вазу на сером фоне, на фоне близком к вазе, и на контрастном.
Также надо учить детей рисовать с натуры. Посмотреть в окно, отметить какая сегодня красивая природа, как ярко светит солнце. Свет падает из окна на предметы. Посмотреть, на каждом предмете есть более светлые и более темные места. Правильно. Один и тот же предмет на свету выглядит иначе, чем в тени. Прежде , чем приступить к рисованию натюрмортов - надо рассматривать репродукции картин К.С. Петрова – Водкина «Утренний натюрморт». И.Э. Габаря «Неприбранный стол». Привлекайте внимание детей к предметам, предлагайте внимательно рассмотреть их, выбрать «натуру», описать ее, потом нарисовать. Стараясь цветом передать фактуру вазы, цветка, фруктов. Перед рисованием пейзажей надо наблюдать за природой, обращать внимание детей на цвет природных объектов – небо. Так же как небо , можно рассмотреть и траву, земля, снег. Понаблюдать, как меняется природа в разное время суток, в зависимости от погоды.
Решите вместе – какие краски надо взять для изображения солнечного дня, пасмурного дня.