ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

денисова оксана валериевна

 

1.ТЕМА:     ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ              ВРЕМЕННЫХ    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.Временные представления – это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим  о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, времен года и других регулярно повторяющих явлений.

Формирование временных представлений тесно связано с познанием ребенком окружающих его явлений природы и жизни человека. С момента рождения ориентировка во времени происходит посредством чередования  биологических ритмов жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), которые регулируются окружающей средой.  В методике формирования начальных математических представлений ориентировка во времени- один из самых сложных вопросов. В разных образовательных программах содержание этого раздела варьируется, но общие задачи развития сводятся к тому, чтобы ребенок 6-7 лет научился:

-чувствовать длительность времени – какой объем дел или что  можно выполнить за 1минуту,за час, за день, за неделю, что было раньше, что позже.

- планировать свои дела и занятия.

- определять время по разным часам до получаса.

- понимать назначение календаря, знать название и последовательность времен года, месяцев, дней недели.

Если у будущего школьника не сформированы вышеуказанные умения, он будет испытывать затруднение в школе: он не сможет укладываться во время, отведенное для выполнения определенного задания, будет нерационально распределять свое время между учебной деятельностью и игрой.

 Как известно, ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника является игра. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой деятельности одновременно.

 Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста достаточно сложный процесс, так как время абстрактная категория обладает рядом специфических особенностей и возникает необходимость в выборе оптимальных методов и приемов для их формирования.

Актуальность  нашей работы связано с необходимостью формировать представления о времени, ориентироваться во времени и подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

3.Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Основными задачами по выработке временных представлений являются:

        - формирование первичной практической ориентировки во времени;

        - формирование чувства времени;

        - ознакомление с отдельными «временными» эталонами (сутки, неделя, месяц и т.д.);

        - формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность,текучесть,периодичность, одновременность).

4.Реализация формирования временных представлений у детей дошкольного возраста проходит через виды деятельности: совместная,НОД( принцип интеграции в соответствии с ФГТ), самостоятельная.

5.Совмесная   деятельность: прогулки, беседы, игры, ситуации, развлечения, рассматривание, чтение, заучивание.

Дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, за изменениями в течение дня или нескольких дней: сравнивают, что было утром и вечером, вчера и сегодня, слушают и  сами воспроизводят рассказы, стихотворения, загадки о времени, изображают в рисунках различное время (день и ночь) и разные времена года (осень, зима и т.д.).

6.НОД

В детском саду проводится большая работа по формированию у детей умения ориентироваться по времени. В НОД по формированию математических представлений воспитатель обобщает, углубляет, уточняет и систематизирует те эмпирические знания о времени, которые дети получают повседневно, добивается, чтобы вся группа овладела программными требованиями. Дети учатся правильно оценивать длительность сравнительно небольших чувственно воспринимаемых отрезков времени (день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра, неделя), овладевают простейшими эталонами этих отрезков времени. Кроме того, дошкольников приобщают к усвоению более емких временных отрезков: лето, весна, осень, зима, год.

Ориентировке во времени начинают знакомить детей со второй младшей группы. Малышей учат различать и называть день, ночь, утро, вечер.

Воспитатель  рассматривает с ними сюжетные картинки с изображением действий детей, природных явлений в то или иное время суток, проводит дидактические игры с использованием иллюстративного материала и без него, беседует, читает рассказы, сказки.

Педагог постепенно добивается, чтобы дети различали  характерные признаки частей суток, называли их.

В средней группе программные требования расширяются. Дети должны знать не только названия и характерные признаки частей суток, но и их последовательность. Ребята учатся различать и называть “вчера”, “сегодня” и “завтра”, на конкретных примерах знакомятся с понятиями “быстро – медленно”.

Работа по формированию у детей умения ориентироваться во времени в средней группе проводится так же, как и в младшей: воспитатель широко использует приемы, иллюстративный материал, активизирует представления детей о характерных природных явлениях, действиях людей в те или иные отрезки времени. В средней группе для лучшего запоминания последовательности частей суток уже можно использовать элементы символической наглядности. Так, части суток изображаются кружками разного цвета. Например, синий- кружок обозначает утро, черный – ночь, желтый – день, серый – вечер. Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.

Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь), начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).

В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна.

На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какое время суток последует за вечером? И др.

Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. Для этого используют на занятиях дидактические игры: «По порядку стройся», «Неделька, стройся!», «Назови соседей», «Когда это бывает?» и др.

Когда дети усвоят название и последовательность дней недели, они охотно решают такие задачи: «Сегодня среда. Завтра будет праздник в детском саду. В какой день недели будет праздник?»; «Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой»; «Какой день недели стоит перед вторником, а какой после вторника?»

При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».

Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие.

Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т.д.

В старшей  группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Дети учатся называть их, определять, какой  день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра, называть количество дней в неделе, их порядковые номера. Кроме того, дети выделяют характерные признаки времен года, определяют зиму, лето, весну, осень, отмечая природные явления, труд людей в природе, а также игры и развлечения детей в разное время года.

Известно, что дни недели дети усваивают не равномерно. Лучше всего они запоминают воскресенье, субботу и понедельник.

Поэтому знакомство детей с понятием недели лучше начинать не с усвоения названий всех дней недели, а с установления, какой день будет вчера, какой будет завтра. После того, как дети научатся различать и называть части недели, можно начинать работать над усвоением названий всех дней недели и их последовательности. Дети определяют, сколько всего дней в неделе, называют их порядковые номера. Педагог спрашивает, какие дни недели они знают, сколько их в неделе. Объясняет, что все дни недели приходят и уходят по порядку: первый день – понедельник, второй – вторник, третий – среда и т.д.

На данном этапе обучения для лучшего запоминания последовательности дней недели целесообразно использовать картинки – символы изображением всех дней недели. Работа с календарем в старшей группе должна проводиться после знакомства с порядковым счетом. Используя календарь, воспитатель, с одной стороны, добивается более глубокого понимания сущности понятия “неделя”, с другой, упражняет детей в количественном и порядковом счете.

Работа, начатая в старшей группе, продолжается в подготовительной. Дети учатся называть дни недели не только в прямом, но и в обратном порядке. Определяют, сколько дней в неделе до названного и после него, какой день между двумя названными. Определяют пропущенный день среди названных. Дети должны знать, что неделя всегда включает в себя семь дней, с какого бы дня мы ни начинали считать.

В старшей и подготовительной группах проводится также работа по формированию у детей представлений о временах года.

При закреплении и углублении знаний детей в подготовительной группе используются более сложные игры и упражнения.

В подготовительной к школе группе детей учат укладываться  в отведенное время. Для этого используются самые разные приемы.

Если в  нод используются песочные часы, дети наглядно убеждаются в текучести времени, длительности его небольших отрезков. Таким образом, умение ориентироваться во времени формируется у детей не только в повседневной воспитательной работе, но и в нод .Воспитатель добивается усвоения программного материала всеми детьми.

7. Самостоятельная деятельность(рассматривание иллюстраций,  игры, моделирование, экспериментирование)

8.Для достижения цели  и решения задач по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была разработана система работы, которая проводилась в совместной деятельности во 2-й половине дня -1 раз в неделю.

Она включала в себя:

1.     Организационный момент.

2.     Повторение пройденного материала.

3.     Постановка игровой задачи (проблема)

4.     Находили ее решение (закрепление сложных понятий, либо знакомились с новыми)

5.     Итог – диагностическое задание(мини-мониторинг)

Организационный момент предполагает взаимное приветствие и подготовку детей к работе, создание атмосферы доверия и безопасности.

В этой части занятия применялись различные упражнений, направленных на создание положительного настроя группы, в том числе некоторые игровые элементы из психогимнастики. Примерные упражнения: «Комплимент», «Улыбнись», «Здравствуй» и др.

Повторение пройденного материала  настраивает участников на рабочий лад, позволяет проверить уровень усвоения знаний по пройденному материалу на прошлом занятии.

На этапах  работы по задачам  педагог пробуждает интерес к поставленной задаче с помощью традиционных и игровых методов.

Практический этап способствует более полному выражению понимания содержания, помогает закрепить материал, снять напряжение.

Итог -позволяет педагогу провести краткую диагностику понимания пройденного материала группой, помочь детям сделать выводы.

9.Средства развития представлений о времени

Начиная работу по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста необходимо  проводить в форме    разнообразных игр, упражнений на определение временных отрезков, их последовательности.                                                                                                                                                При этом постепенно усложняется как иллюстративный материал, так и методы и приемы обучения.

10.Формы взаимодействия с родителями.

11.Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени

        Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними.

        Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их.

                В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения – по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Однако эта модель именно подводит к пониманию, но не решает проблему. Важно показать, что новый день тоже состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро и не вчерашний вечер, а совершенно новые. Идет повторение, но на новом «витке». В иных условиях. Именно понимание сути данного движения и затрудняет дошкольников. Дети не видят новизны, изменения. Цикличность явления в природе воспринимается ими как простое повторение.        

        Данное обстоятельство, а подобные представления о цикличности времени являются типичными для дошкольников, искажает суть времени как последовательность существования  сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее, что является главным тормозом в понимании и активном овладении временными отношениями.

        В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определить последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периода суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца.

        В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. На занятиях задания постепенно усложняются, широко используются модели, в том числе объемные и модели часов.

        Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как по размеру рабочего и выходного времени. Для   лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т.д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти задания дома.

        У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость.

        Специфика времени не позволяет организовать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе и др. следует проводить на основе оперирования с эквивалентами – символами.

        В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года до самой единице – годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать считать с любого времени года.

        Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Старших дошкольников можно знакомить с малыми единицами времени – минутой, секундой, часом. Для формирования у них начальных представлений продолжительности часа. Минуты и секунды используются различные часы как приборы для измерения.

        Можно показать преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т.е. появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток – ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом, как для распознания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.

Таким образом, с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели. У детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными  интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.

Дид.игра  «Живая неделя»

Нужно расставить правильно дни недели. На столе карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и выстроитесь по порядку.

Задание:

1.     Вторник топни ногой 3 раза.

2.     4 день недели назови своих соседей.

3.Понедельник хлопни один  раз.

4.3 день недели сделай шаг вперед.

5.Пятница 2 шага назад.

6.6 день недели назови своих соседей.

7.7 день недели назови дни недели по порядку.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Денисова Оксана Валериевна МДОУ№96

Слайд 2

Временные представления – это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, мы имеем в виду смену времени суток, времен года и других регулярно повторяющих явлений .

Слайд 3

Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

Слайд 4

С овместная Самостоятельная НОД (принцип интеграции в соответствии с ФГТ)

Слайд 5

Совместная деятельность Прогулки Рассматривание Беседы Чтение Игры Развлечение Заучивание Ситуации

Слайд 6

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) Познание (ФЭМП, окружающий мир, моделирование ) Коммуникации (Развитие речи) Чтение художественной литературы Художественное творчество (художественный труд, р исование, лепка) Труд (хозяйственно-бытовой) Социализация (игра, знакомство С социально- эмоциональным миром)

Слайд 7

Самостоятельная деятельность Моделирование Игры РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ Экспериментирование

Слайд 8

Для достижения цели и решения задач по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была разработана система работы, которая проводилась в совместной деятельности во 2-й половине дня -1 раз в неделю. Она включала в себя: Организационный момент. Повторение пройденного материала. Постановка игровой задачи (проблема) Находили ее решение (закрепление сложных понятий, либо знакомились с новыми) Итог – диагностическое задание(мини-мониторинг)

Слайд 9

Средства развития представлений о времени Проблемные ситуации Наблюдение Иллюстрация моделей Дидактические игры и упражнения Моделирование Модели и детские календари Приборы для определения времени Рассматривание картин Чтение художественных произведений

Слайд 10

Формы взаимодействия с родителями:

Слайд 11

Модели частей суток

Слайд 12

Модели дней недели

Слайд 13

Модели времен года

Слайд 14

Спасибо за внимание!