Экологический проект «Моя Хакасия – заповедный край»
В последнее время крайне мало уделяется внимания таким охраняемым природным территориям, как памятники природы и заказники, что ведет к деградации красивейших уголков природы родного края, нарушению экологического равновесия региона. Природа Хакасии очень красива, разнообразна и богата. Золотая степь, голубые озёра, ковры из цветов, изумрудная зелень тайги, величавые таинственные горы. Зимой и летом множество туристов путешествуют по нашей республике. Они приезжают к нам со всей страны. Они сплавляются по горным рекам, посещают загадочные пещеры, загорают и купаются в тёплых целебных озёрах, катаются на горных лыжах. А мы сами всегда можем выбрать, как нам интересно провести выходные дни. Но люди не всегда умеют правильно пользоваться богатством, которое дает нам природа. Люди вырубают леса и не думают о том, куда пойдут жить звери из этого леса. А для того, чтобы лес вырос заново, нужно много лет. Люди пасут свой скот на лугах, и их животные вытаптывают траву. Люди разводят костры, из-за которых разгораются лесные и степные пожары. В пожарах гибнет много животных и растений, сгорают птичьи гнезда. Люди охотятся на диких животных и ловят рыбу в реках и озерах. Из-за всего этого нарушается равновесие в природе. Становится меньше лесов и лугов. Некоторых животных и растений становится так мало, что они могут исчезнуть совсем. Для того чтобы сохранить природу люди стали создавать заповедники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_hakasiya_nikolaeva_pashchenko_abakan.doc | 854.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Моя Хакасия – заповедный край»
Актуальность:
В последнее время крайне мало уделяется внимания таким охраняемым природным территориям, как памятники природы и заказники, что ведет к деградации красивейших уголков природы родного края, нарушению экологического равновесия региона.
Природа Хакасии очень красива, разнообразна и богата. Золотая степь, голубые озёра, ковры из цветов, изумрудная зелень тайги, величавые таинственные горы. Зимой и летом множество туристов путешествуют по нашей республике. Они приезжают к нам со всей страны. Они сплавляются по горным рекам, посещают загадочные пещеры, загорают и купаются в тёплых целебных озёрах, катаются на горных лыжах. А мы сами всегда можем выбрать, как нам интересно провести выходные дни. Но люди не всегда умеют правильно пользоваться богатством, которое дает нам природа. Люди вырубают леса и не думают о том, куда пойдут жить звери из этого леса. А для того, чтобы лес вырос заново, нужно много лет. Люди пасут свой скот на лугах, и их животные вытаптывают траву. Люди разводят костры, из-за которых разгораются лесные и степные пожары. В пожарах гибнет много животных и растений, сгорают птичьи гнезда. Люди охотятся на диких животных и ловят рыбу в реках и озерах. Из-за всего этого нарушается равновесие в природе. Становится меньше лесов и лугов. Некоторых животных и растений становится так мало, что они могут исчезнуть совсем. Для того чтобы сохранить природу люди стали создавать заповедники.
Что означает слово заповедник? Заповедник - чисто русское слово. Заповедник или запретник - место, где надо ничего не нарушать, сохранять все в неприкосновенности. Здесь нельзя ездить на машинах, разводить костры, охотиться на животных, пасти скот. И поэтому в заповедниках звери спокойно растят своих детенышей, цветут редкие цветы, строят гнезда птицы.
Известный педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод экологических проектов.
Указом Президента России от 4 февраля 1994 года «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечении устойчивого развития» среди ключевых направлений природоохранной деятельности государства определено экологическое воспитание и образование населения. Воспитание экологической культуры ребёнка начинается с дошкольного возраста.
Нами был разработан проект «Моя Хакасия – заповедный край».
Проект разрабатывался на основе интегрированного подхода в процессе практической и исследовательской деятельности, способствует формированию экологически грамотной личности, оказывает всестороннее развитие личности ребёнка.
Цель: обогащать знания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями о заповедниках Хакасии.
Задачи:
- организовать группу друзей заповедного края Хакасии.
- изучить экологическое состояние природы Хакасии: виды растений и животных, обитающих на этих территориях.
- сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательную;
- ценностно-ориентированную;
- творческую (художественно-эстетическую);
- коммуникативную.
- Формировать опыт экологически грамотного поведения детей в природе.
- Развивать эмоционально-эстетическое отношение к окружающему миру;
- Закреплять умение использовать модели для составления рассказов о заповедниках Хакасии.
Участники проекта: дети, педагоги, родители, сотрудники заповедников Хакасии.
Сроки реализации проекта: с ноября 2010 года по июль 2011 года.
Формы реализации проекта:
- совместная деятельность;
- экскурсии;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- проведение экологических викторин;
- выпуск экологических листовок.
В совместной деятельности широко используется: блиц-опрос, проблемные ситуации, практическая работа, поисковая деятельность, игровые приёмы.
Компоненты экологического проекта:
- экологические знания и умения;
- экологическое мышление;
- ценностные ориентации;
- экологически оправданное поведение.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный:
Изучение знаний детей о заповедниках Хакасии и их роли по охране окружающей среды.
II этап. Основной:
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
1 | Выставка книг о природе Хакасии | ноябрь 2010 года | |
2 | Фотовыставка заповедных мест Хакасии | ноябрь 2010 года | |
3 | Природоохранные акции : создание плакатов об охране природы | ноябрь 2010 года | |
4 | Конкурс рисунков «Мой любимый уголок Хакасской природы» | декабрь 2010 года | |
5 | Конкурс экоплаката: «Природа в опасности» | декабрь 2010 года | |
6 | Выставка поделок из природного материала «Чудеса природы» | декабрь 2010 года | |
7 | Открытое письмо «Зелёному другу...» | январь 2011 года | |
8 | Встречи со специалистами природоохранных учреждений | январь 2011 года | |
9 | Диспут с родителями «Что я могу сделать в защиту природы?» | январь 2011 года | |
10 | Игра путешествие: Заповедная поляна» | февраль 2011 года | |
11 | Конкурс чтецов | февраль 2011 года | |
12 | Составление Красной книги | март 2011 года | |
13 | Родительское собрание в форме круглого стола «Мир вокруг нас» | март 2011 года | |
14 | Поле чудес: «Как их зовут?» | апрель 2011 года | |
15 | Викторина: «Знатоки птиц!» | апрель 2011 года | |
16 | КВН: «Враги и друзья леса» | май 2011 года | |
17 | Вечер досуга: «А знаете ли вы ….» | май 2011 года | |
18 | Экологический рейд «Кто просит о помощи?» | июнь 2011 года | |
19 | Устный журнал: «Природа и человек» | июнь 2011 года | |
20 | Путешествие по карте заповедных мест | июнь 2011 года | |
21 | Экскурсии в природу | июль 2011 года | |
22 | Совместный вечер досуга: «Письмо из грустного леса» | июль 2011 года | |
23 | Конкурс макетов: «Заповедные зоны Хакасии» | июль 2011 года |
III этап. Заключительный.
Выявить степень усвоения знаний по содержанию проекта.
Механизм внедрения экологического проекта.
В соответствии с содержанием реализации проекта было проведено:
- постановка целей, задач и разработка проекта.
- планирование внедрения экологического проекта;
- создание координационного центра и назначение ответственных за сроки реализации проекта;
- мониторинг (система наблюдения);
- оценка исходной ситуации;
- оценка результативности.
Обеспечение проекта «Моя Хакасия – заповедный край» осуществляется, за счёт спонсорской помощи с привлечением Министерства образования республики и дирекции заповедников Хакасии.
Управление проекта осуществляется через координационный центр. Ответственные: Николаева Т.П. и Пащенко И.В.
Результатом этого проекта станет: вовлечение педагогов, родителей, воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по реализации Госстандарта экологического образования.
В процессе реализации проекта:
• у детей возникнет желание общаться с природой, отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• сформируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• дети получат практические знания по охране природы;
• сформируются речевые навыки детей;
• дети научатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Хороша хакасская природа,
Уголков прекрасных в ней не счесть,
Но в душе у здешнего народа
Свой, любимый заповедник есть!
Заповедник назван был «Хакасским»,
Эталоном дикой красоты,
Мир, живущий по своим законам,
По законам мира и любви!
Процветает пусть наш край великий,
Край степей, лесов и горных рек,
Чтоб оставить будущее детям,
Сохрани природу, Человек!
- Мне нравится (1)
Комментарии
"Воспитание, если оно не
"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным" К.Д. Ушинский.
Представленный проект, на мой
Представленный проект, на мой взгляд, вызовет интерес у практических работников
ДОУ реализующих в своей деятельности разные программы дошкольного образования, так
как позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и культуру лично-
сти ребенка- дошкольника. Я думаю вам понравится и этот проект, посмотрите! http://edunelidovo.narod.ru/shkola/izdania/izdania/Sotchenkova.pdf