Применение игровых технологий в доу
Применение игровых технологий в ДОУ
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_v_dou.docx | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в ДОУ.
Применение игровых технологий в ДОУ
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игре присущи черты:
• Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности.
• Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.
Функции игры:
1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
2. Коммуникативная
3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .
Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:
1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю.
2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:
1. Имитационные (подражательные)
2. Подвижные (игры с правилами)
В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:
I. Творческие игры:
1. режиссерские,
2. сюжетно-ролевые,
3. театрализованные,
4. игры со строительным материалом
II. Игры с правилами:
1. Подвижные игры:
- по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)
- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)
- по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)
2. Дидактические игры:
- по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)
- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.
Выделяют три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:
• Игра-экспериментирование:
Структура занятия-экспериментирования
А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления
В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
Г) Уточнение плана исследования
Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов.
Этапы экспериментально-исследовательской работы:
1. Определение и постановка проблемы.
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
3. Непосредственное проведение эксперимента.
4. Обобщение полученных данных.
5. Вывод.
• Самостоятельные сюжетные игры:
- Сюжетно – отобразительные
- Сюжетно-ролевые
- Режиссерские
- Театрализованные
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
• Игры обучающие:
- Дидактические
- Сюжетно-дидактические
- Подвижные
• Досуговые игры:
- Игры-забавы
- Игры-развлечения
- Интеллектуальные
- Празднично-карнавальные
- Театрально-постановочные
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:
• Традиционные или народные
Классификация игр детей дошкольного возраста
Классы игр Виды игр Подвиды игр
Игры, возникающие по инициативе ребенка
Игры-экспериментирования
1. Игры с природными объектами.
2. Игры со специальными игрушками для исследования.
3. Игры с животными
Сюжетные самодеятельные
1. Сюжетно-отобразительные.
2. Сюжетно-ролевые.
3. Режиссерские.
4. Театрализованные
Игры по инициативе взрослого
Обучающие
1. Сюжетно-дидактические.
2. Подвижные.
3. Музыкально-дидактические.
4. Учебные
Досуговые
1. Интеллектуальные.
2. Игры-забавы, развлечения.
3. Театрализованные.
4. Празднично-карнавальные.
5. Компьютерные
Игры народные
Обрядовые
1. Семейные.
2. Сезонные.
3. Культовые
Тренинговые
1. Интеллектуальные.
2. Сенсомоторные.
3. Адаптивные
Досуговые
1. Игрища.
2. Тихие игры.
3. Игры-забавы
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
1. Бытовые (игры в семью, детский сад)
2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)
3. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.
Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.
В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнёры (игрушки заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Важнейшее условий для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Дома дети любят играть под столом, в спальне, поставить вокруг стулья, кресла.
Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.
В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) .
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности:
1. Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль.
2. Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками.
3. Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране)
4. Теневой театр
5. Театр петрушки
6. Театр – бибабо (на ширме)
7. Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках)
8. Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные) .
Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.
Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:
• игрушки,
• реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,
• объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена)
Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:
• Расширять и уточнять знания детей
• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)
• Совершенствовать речь
• Развивать все психические процессы
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Виды настольно-печатных игр:
- Лото
- Домино
- Лабиринт
- Разрезные картинки, пазлы
- Кубики
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? ») .
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов.
Дидактическая (обучающая) задача – основной компонент.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.
Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:
• младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;
• средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;
• старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация)
Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.
Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.
Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.
В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов – заместителей, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.
В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.
В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы.
Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.
Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) .
Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Организации игр предшествует обсуждение общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.