№ | ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС | СОДЕРЖАНИЕ | ЗАДАЧИ | МАТЕРИАЛ |
I БЛОК «Золотая осень» |
1 | «В осеннем лесу» | - «Один - много»
- «Высокие и низкие деревья»
- «Собираем осенние листья»
- «Елка», «Дерево» (пальчиковая гимнастика)
- «Что бывает круглым?» (речевая игра)
- Упр. с шарами на лесной полянке. «Части тела» (игра)
- Работа в тетрадях в клеточку (рисуем круги)
| - Нахождение «один» и «много» предметов и явлений в осеннем лесу.
- Закрепление количественной характеристики величины «высокий - низкий»
- Закрепление количественного счета в пределах 10; порядковый счет, определение порядкового места предмета в ряду других
- Развитие мелкой моторики рук; развитие речи
- Закрепление знаний круглой формы
- Закрепление ориентирования в пространстве
- Формирование навыков самостоятельной работы
| - Набор плоскостных изображений осенних листьев разного цвета и формы (10 шт.)
- Набор геометрических кругов и шаров
- Разноцветные шары; демонстрационные цифры 1 и 2
- Тетради, ручки.
|
2 | «В саду» | - «Что растет в саду?» (беседа с детьми), «Фрукты - ягоды» (речевая игра)
- «Высокие деревья, низкие кусты» (игра). «Кустик», «Дерево» (пальчиковая гимнастика)
- «Собрали в саду фрукты»
- «Разложили груши в 2 вазы»
- «Найди нужное дерево»
- Геометрические фигуры – треугольники и квадрат
- «Разложи геометрические фигуры на части по признаку»
| - Вхождение в занятие, создание эмоционального настроения. Закрепление обобщенных слов «фрукты», «ягоды»
- Количественная характеристика величины «высокий - низкий». Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие речи
- Количественный и порядковый счет, определение порядкого места предмета
- Количественный состав числа 5 из двух меньших
- Закрепление цифр 1,2,3,4 путем сопоставления количества фруктов на картинке с цифровым обозначением
- Обследование и анализ геометрических фигур с точки зрения количества сторон, вершин и углов, сравнение с кругом; выкладывание из счетных палочек
- Классификация геометрических фигур по признаку (цвету, формы, размера)
| - Набор плоскостных изображений различных фруктов
- 5 груш, 2 вазы
- Фруктовые деревья с цифрами, набор карточек с фруктами
- Треугольники, квадраты и круги (на каждого ребенка); наборы счетных палочек
- Наборы геометрических фигур (треугольники и квадраты разного размера и цвета)
|
3 | «На огороде» | - Беседа с детьми об огороде
- «Собираем овощи»
- «Разложи 6 помидоров в 2 тарелки»
- «Грядки с морковкой»
- «Построй домики для зимующих птиц» (работа с геометрическим материалом)
- Работа в тетрадях (рисуем прямоугольники)
| - Закрепление обобщенного слова «овощи», развитие речи
- Количественный счет, порядковый счет; определение порядкового места предмета среди других
- Количественный состав числа 6 из двух меньших
- Закрепление характеристики величины «длинный - короткий»; закрепление знания геометрической фигуры – прямоугольник (его основные характеристики)
- Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания
- Развитие руки, формирование навыков работы в тетрадях
| - Набор плоскостных изображений овощей
- 6 помидоров, 2 тарелки
- Изображение грядки с морковкой; демонстрационный прямоугольник
- Наборы геометрического материала; образцы домиков для показа
- Тетради, ручки
|
4 | «Фрукты-овощи-ягоды» | - «Фрукты – овощи - ягоды» (речевая игра с мячом)
- «Собираем урожай»
- «Садовое и огородное пугало» (найти отличия)
- «Посчитай и сравни»
- «Ягодки»
- Работа в тетрадях (рисуем квадраты и треугольники)
| - Закрепление обобщенных слов, развитие речи, создание эмоционального настроения
- Закрепление знания цифр 1,2,3,4,5 путем сопоставления количества предметов на картинке с нужной цифрой
- Развитие внимания, наблюдательности, речи; использование математической терминологии
- Сравнение разного количества овощей, фруктов и ягод. Закрепление понятий «больше», «меньше», «поровну», установление равенства групп предметов
- Разложить 7 ягод в 2 кружечки: количественный состав числа 7 из двух меньших
- Закрепление форм; формирование навыка использования бумаги в клеточку для рисования геометрических фигур
| - Большой мяч
- Набор картинок с различным количеством фруктов, овощей и ягод; набор нужных цифр
- Изображения садового и огородного пугало
- Набор плоскостных изображений фруктов, овощей, ягод (разное количество)
- 7 ягод, 2 кружечки
- Тетради, ручки
|
5 | «По грибы» | - «Играем на грибной поляне» (игра с передачей мяча)
- Беседа о грибах
- «Разложи грибы в корзинки»
- «Какое дерево выше?»
- «Какое дерево толще?»
- «Корзинка» (пальчиковая игра)
- «Строим домики для лесных зверушек» (работа с геометрическим материалом)
| - Закрепление количественного (прямого и обратного) счета
- Развитие речи; закрепление понятия «съедобные» и «ядовитые» грибы
- Начало вычислительной деятельности: решение простейших примеров на сложение и вычитание в пределах 5; чтение математических записей, содержащих знаки «+» и «-»; сопоставление результата решения с номером корзинки
- Измерение линейных длин с помощью условной мерки
- Закрепление характеристики величины «толстый - тонкий»
- Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук
- Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания, аккуратности в работе
| - Большой мяч
- Набор муляжей различных грибов
- Корзинки с номерами, набор грибов, набор примеров
- Изображения деревьев на поляне; условные мерки
- Наборы геометрического материала; образцы для показа
|
6 | «Гуляем по городу» | - «Светофор» (подвижная игра)
- «Машины на стоянке»
- «Многоэтажный дом»
- «Где стоят машины?»
- «Домик», «Машина» (пальчиковая игра)
- «Подъемные краны» (найти отличия)
| - Закрепление правил дорожного движения и поведения на улице; вхождение в занятие
- Сравнение групп предметов по количеству входящих в них элементов; закрепление цифр 6,7
- Закрепление порядкого счета по направлению «снизу вверх»
- Закрепление ориентирования в двумерном пространстве по 5 точкам
- Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук
- Развитие внимания, наблюдательности, умения сравнивать рисунки
| - Атрибуты для игры «Светофор»
- Набор плоскостных изображений машин; цифры 6,7
- Макет многоэтажного дома либо рисунок
- Изображения машин
- Изображения двух кранов
|
7 | «Городские множества» | - «Один - много» (речевая игра)
- «Множество грузовых машин»
- «Множество детей»
- «четвертый лишний»
- «Дерево», «Куст», «Дом» (пальчиковая игра)
- «Строим дом» (работа с геометрическим материалом)
- Работа в тетрадях (рисуем дом)
| - Нахождение «один» и «много» предметов и явлений в городе; формирование понятий «множество», «элемент множества» на примере города
- Деление множества на подмножества по признаку
- Самостоятельная вычислительная деятельность детей: решение примеров на сложение и вычитания с помощью счетных приборов
- Развитие логического мышления
- Развитие воображения, речи, мелкой моторики пальцев рук
- Развитие конструктивных способностей, зрительной памяти
- Формирование навыка аккуратного рисования различных предметов, используя бумагу в клеточку
| - Набор плоскостных изображений грузовых машин, отличающихся различными признаками
- Макет многоэтажного дома; плоскостные изображения детей; набор примеров; счетные линейки
- Карточки «Четвертый лишний» на каждую пару детей
- Наборы геометрического материала; образцы показов
- Тетради, простые карандаши
|
8 | «Геометрические множества» | - «Кто дружит с моей фигурой?»
- «множество геометрических фигур»
- «найди лишнюю фигуру»
- «Веселые формы»
- «Сравни множества предметов» (по количеству входящих в них элементов) – из предыдущего задания
- Работа в тетрадях (заштрихуй четырехугольники)
| - Определение размера, цвета и формы геометрической фигуры; сравнение фигур; поиск фигур, похожих на данную по одному из признаков
- Деление множества геометрических фигур на подмножества по признаку; формирование обобщенного понятия «четырехугольник»
- Развитие логического мышления
- Определение формы предмета, составление множеств по признаку формы
- Закрепление цифр 8,9 путем сопоставления количества предметов с их цифровым обозначением
- Развитие руки, закрепление понятия «четырехугольник»
| - Набор геометрических фигур (по одной каждому ребенку), основная фигура для сравнения с ней
- Набор таких плоскостных изображений различных геометрических фигур, чтобы можно было выделить подмножество четырехугольников
- Карточки с различными геометрическими фигурами
- Набор картинок с плоскостным изображением предметов разной формы
- Набор цифр
- Тетради, карандаши
|
9 | «Цифры и числа» | - «Сколько нас?»
- «Найди нужную цифру» (дидактическая игра)
- «Цифра 0 и число 10»
- «Волшебная яблоня»
- «Расставь цифры» (самостоятельная работа)
- «Четвертый лишний»
| - Закрепление количественного и порядкового счета, определение порядкого места каждого ребенка в зависимости от направления счета
- Проверочное задание для выяснения знаний детей по теме «Цифры»; закрепление навыка самоконтроля
- Дальнейшее формирование понятий «цифра» и «число»
- Дальнейшее развитие вычислительной деятельности, количественный состав числа 10 из двух меньших
- Ориентирование на карточке (в двумерном пространстве) по 5 (9) точкам; закрепление знания цифр (поиск нужной цифры по просьбе)
- Развитие логического мышления
| - Любой предмет для передачи при счете
- Набор цифр на каждого ребенка; каточки с различным количеством групп предметов
- Цифры 0,1, число 10
- Изображение волшебной яблони, имеющей крону, похожую на число 10; яблоки с примерами; счетные линейки
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
|
10 | «Прощание с осенью» | - «Осенние слова» (речевая игра на ассоциацию с осенью)
- «Дары осени»
- «Множество осенних листьев»
- «Осенние цветы» (расставить 8 цветов в 2 вазы)
- «Составь пары»
- «Осеннее дерево» (самостоятельное конструирование)
| - Развитие речи, воображения, фантазии, ассоциативного мышления
- Развитие вычислительной деятельности, раскладывание даров осени по корзинам согласно результатам решения примеров
- Деление множества на подмножества по признаку
- Количественный состав числа 8 из двух меньших
- Развитие логического мышления: составление всевозможных пар их4-х детей (количество перестановок)
- Развитие конструктивного мышления, воображения, представления, фантазии
| - Большой мяч
- Корзины с номерами; плоскостные изображения грибов, фруктов, овощей; набор примеров; счетные линейки
- Изображения осенних листьев
- 8 осенних листьев, 2 вазы
- Плоскостные изображения 4-х детей; набор фишек для обозначения пар (можно по цвету одежды)
- Набор счетных палочек; мелкие геометрические фигуры
|
II БЛОК «Зимняя сказка» |
11 | «Пришла зима» | - «Поры года»
- «Что такое зима?»- зимние ассоциации
- «Сложи картинку»
- «Четвертый лишний» (из серии «Зима»)
- «Снеговики» (найти отличия)
- «Рисуем снежинку» (работа со счетными палочками)
| - Закрепление понятие «поры года», последовательности смен пор года, характеристика начинающейся зимы
- Развитие речи, воображения, фантазии, творческих способностей
- Развитие вычислительной деятельности; складывание разрезной картинки зимнего пейзажа по результатам решения примеров
- Развитие логического мышления; поиск предмета, не обладающего свойством или признаком трех остальных
- Развитие наблюдательности, внимания, развитие речи
- Выкладывание снежинок по образцу; развитие конструктивных способностей; воспитание аккуратности в работе
| - Картинки различных пор года и зимние пейзажи
- Большой мяч
- Пронумерованное цифрами поле; разрезные части картинки с примерами; счетные линейки
- Карточки дидактической игры «Четвертый лишний» (снеговик, зеленое дерево, санки, елочный шар и др.)
- Изображения двух снеговиков
- Наборы счетных палочек; образцы снежинок на каждого ребенка
|
12 | «Готовимся к новогоднему празднику» | - Хоровод «Снежок» (ритмические движения)
- «Зимние слова» (речевая игра на ассоциацию с зимой)
- «Зимний город»
- «Готовимся к празднику»: а) чистим ковры; б) моем окна
- «Праздничные пироги» (покупаем 5 кг муки)
- Пальчиковая гимнастика
- Работа в тетрадях (рисуем снежинку)
| - Создание эмоционального настроения, вхождение в занятие
- Развитие речи, воображения, представления, ассоциативного мышления
- Распознавание различных городских объектов по их снежным очертаниям; развитие воображения , фантазии
- Развитие внимания и наблюдательности в нахождение и подсчет геометрических фигур, образующихся в окне ; развитие глазомера
- Определения количественного состава числа 5 из нескольких меньших; развитие вычислительной деятельности
- Развитие мелкой моторики пальцев рук перед письменной работой
- Развитие руки, формирование навыка работы в тетради
| - Большой мяч
- Изображение снежного города
- Изображение двух ковров. Изображение окна
- Плоскостные изображения мешочков с мукой: 1 кг, 1 кг, 1 кг, 1 кг, 1 кг, 2 кг, 2 кг, 3 кг
- Тетради, ручки или карандаши
|
13 | «Скоро Новый год» | - Новогодний хоровод
- «Украшаем елочку»
- «Бусы на елку»
- «Конструируем игрушки на елку» (работа с геометрическим материалом)
- «Четвертый лишний» из серии «Зима»
- «Елочка», «Звезда», «Шарики» (пальчиковая гимнастика)
- Работа в тетрадях (рисуем бусы)
| - Создание настроения
- Самостоятельное решение примеров, развитие вычислительной деятельности
- Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур
- Развитие конструктивного мышления, памяти, внимания
- Развитие логического мышления , речи ; умение делать правильно умозаключение
- Развитие речи ,мелкой моторики пальцев рук, подготовка к письму
- Закономерное чередование геометрических фигур, развитие внимания
| - Елка - фланеллеграф с цифрами; набор плоскостных изображений елочных украшений с примерами; счетные линейки
- Бусы , состоящие из различных по цвету , форме и размеру геометрических фигур
- Наборы геометрического материала ; образцы игрушек
- По карточке дидактической игры «Четвертый лишний» на каждую пару детей
- Тетради, ручки или карандаши
|
14 | «Новый год в детском саду» | - Новогодняя песенка
- «Нарядная елочка»
- «Бусы на елке»
- «Где живут новогодние гости?»
- «Помоги Деду Морозу расставить игрушки»
- «Купи новогоднюю открытку» (работа с денежными знаками)
| - Создание настроения, вхождение в занятие
- Дальнейшее формирование понятия «множество»; деление множества на части по признаку (классификация)
- Сравнение геометрических фигур между собой; поиск фигур, самых непохожих на предложенную
- Развитие вычислительной деятельности : поиск дома Деда Мороза, Бабы Яги, Снегурочки и т. д. по результату решения примеров
- Заполнение таблицы 3*3 игрушками по признаку формы и цвета
- Количественный состав чисел 7,8,9 из нескольких меньших
| - Изображение елочки , украшенной новогодними шарами
- Бусы, состоящие из геометрических фигур ; фигура для сравнения
- Плоскостные изображения домов с цифровыми номерами; набор примеров; счетные линейки
- Дидактическая игра «Заполни таблицу»: таблица 3*3 , набор плоскостных изображений игрушек на липучке
- Набор денежных знаков: 1 руб., 1 руб., 3 руб., 5 руб.; новогодние открытки
|
15 | «Что принес нам Новый год» | - «Что такое год?»
- «Модель года»
- «Пора года- зима»: а)разбираем елочку б) покупаем продукты
- «Конфеты» (разложить 10 конфет в 2 вазы)
- «Сложи зимний пейзаж»
- «Подарки» - малоподвижная игра
| - Знакомство с календарем; формирование понятия «год»
- Год как последовательная смена пор года; год как промежуток времени , равный 12 месяцам
- Классификация по признаку вычислительная деятельность
- Количественный состав числа 20 из двух меньших
- Развитие конструктивных и творческих способностей; умение работать в паре
- Снятие эмоционального напряжения
| - Различного вида календари
- Изображение модели года
- Изображение елочки с игрушками, плоскостное изображение продуктов; набор примеров, счетные линейки
- 10 конфет, 2 вазы
- Разрезные картинки (12 или 16 разрезных частей без образца) на каждую пару детей
- -
|
16 | «Чему мы научились в старом году» | - «Посчитай»
- «Множество геометрических фигур»
- «Реши пример»
- «Четвертый лишний» (на геометрическом материале)
- «Украшаем коврик»
- Работа в тетрадях (выполняем работу по схематическому заданию)
| - Закрепление количественного счета от любого числа ; закрепление навыков устного счета
- Деление на части по признаку
- Самостоятельное решение примеров с помощью счетных приборов (можно с переходом через десяток)
- Использование знаний о строение геометрических фигур в дидактической игре «четвертый лишний»
- Закрепление ориентирования в двумерном пространстве по 9 точкам
- Развитие мелкой моторики пальцев рук в заштриховывании определенным цветом геометрических фигур
| - Большой мяч
- Геометрические фигуры
- Набор примеров , счетные линейки, доска с числовыми ответами
- Демонстрационные карточки для общего обсуждения
- Набор мелких геометрических фигур для украшения; карточка – коврик
- Тетради с заданием, цветные карандаши, задание - схема
|
17 | «Путешествие в страну планиметрию» | - «Жители страны Планиметрии»
- Геометрические фигуры как жители страны Планиметрии
- «Составь цепочку»
- «Площадь плоской фигуры»
- «Математическая аппликация»
- «Четвертый лишний»
- «Сложи квадрат»
| - Введение детей в планиметрию через сравнение предметов с их плоскостным изображением
- Сравнение геометрических фигур и геометрических тел
- Составление логической цепочки из плоскостных изображений различных предметов таким образом , чтобы каждое последующее изображение было похоже на предыдущее либо размером, либо цветом, либо формой
- Практическая работа по сравнению площадей плоских фигур , используя способ наложения
- Дальнейшее развитие вычислительной деятельности; составление картинки – аппликации из геометрических форм, используя результаты решения примеров
- Исключение одного из четырех предметов происходит по признаку цвета, формы или размера
- Развитие конструктивных способностей, интуиции; умение работать в паре
| - Набор различных предметов и картинки с их плоскостным изображением
- Набор демонстрационных геометрических фигур и геометрических тел
- Дидактическая игра «составь цепочку»; набор плоскостных изображений предметов
- Набор плоских геометрических фигур
- Набор геометрических форм с примерами ; рамка для картинки с цифровыми обозначениями; счетные линейки
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» (карточка на каждого ребенка)
- Дидактическая игра «Сложи квадрат» (по рамке на каждую пару детей)
|
18 | «Мы рисуем» | - «Рисунки» (малоподвижная игра)
- «Что хотел нарисовать художник?»
- «Картина- небылица»
- «Линии»
- «Четвертый лишний»
- «Кто из детей самый высокий (низкий)»
- «Мы - художники»
| - Рисование предметов в воздухе : развитие воображения, фантазии, творчества; создание эмоционального настроение
- Развитие представления, ассоциативного мышления
- Поиск неправильных изображений или явлений в рисунки
- Закрепление знание различного вида линий, по замкнутости или не замкнутости линий ; знакомство с окружностью как замкнутой линией дуги
- Определение высоты детей с помощью условной мерки; использование в качестве мерки прямой линии
- Выкладывание картинок с помощью счетных палочек по собственному замыслу: развитие творческих способностей
| - Незаконченные изображения
- Рисунки с неточными изображениями
- Детские рисунки
- Дидактическая игра «Четвертый лишний»
- Изображения детей ; линейка для рисования прямых линий ; карандаш
- Наборы счетных палочек
|
19 | «В цирке» (1-е отделение) | - «Цирк приехал»- малоподвижная игра
- «Посмотрите на афишу»
- «Слон - жонглер»
- «Обезьяна с бананами»
- «Слови рыбку для циркового кота»
- «На арене клоуны» (найти отличия)
- «Мешок фокусника»
| - Вхождение в занятие, создание настроение
- Закрепление знания геометрических тел
- Дальнейшее формирования понятия «множество»; деление множества геометрических фигур на части по празднику
- Количественный состав изучаемого на данное время числа из двух меньших
- Развитие наблюдательности , речи математическую терминологию
- Определение на ощупь геометрических фигур и тел
| - Изображения цирковых номеров с использованием геометрических тел
- То же
- Плоскостное изображение слона; набор геометрических фигур
- Плоскостное изображение обезьяны либо игрушка; 2 вазы; необходимое количество бананов
- Плоскостные изображения рыб, кота; счетные линейки
- Изображения двух клоунов
- Мешок, набор различных геометрических фигур и тел
|
20 | «В цирке» (2-е отделение) | - «Про цирк»
- «Бегемоты- силачи»
- «Обезьяна с таблицей»
- «Акробаты на лестницах» (какая лестница самая длинная)
- «Купи открытку про цирк»
- «Мы - жонглеры» (пальчиковая гимнастика)
- «Рисуем афишу» (работа с геометрической, трафаретной рамкой)
| - Формирование навыков устного счета: решение простейших задач про цирковых артистов
- Определение, кто из бегемотов поднимает больший вес, используя метод сравнения чисел
- Помочь обезьяне заполнить таблицу 3*3 ее любимыми фруктами по признаку цвета и формы
- Закрепление навыка измерения линейных длин с помощью условных мерок ; использование разных условных мерок, сравнение результатов
- Работа с денежными знаками; количественный состав двузначных чисел из нескольких меньших
- Подготовка руки к письменному заданию
- Закрепление навыка работы с рамкой; развитие конструктивных способностей; умение составить из имеющихся на рамке геометрических форм изображения различных цирковых животных
| - Любой предмет для передачи
- Изображения бегемотов с гирями (на гирях должно быть цифровое обозначение веса)
- Плоскостное изображение обезьяны или игрушка; таблица 3*3; набор фруктов (яблоки, груши, сливы; цвет- красный, зеленый, желтый)
- Плоскостные изображения лестниц; условные мерки
- Тетради; простые карандаши; трафаретные рамки
|
21 | «Город чисел» | - «Посчитай»- игра с передачей мяча
- «Назови соседей»
- «Восстанови числовой ряд »
- «Множество чисел»
- «Встреча с роботом»
- «Изображаем числа» (работа со счетными палочками)
| - Закрепление количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10(20)
- Закрепление знания смежных чисел
- Закрепление знания определенного расположения чисел в числовом ряду до 10 (20)
- Деление множества чисел на части по признаку похожести , «однозначности», «двузначности» и т. д.
- Работа с математической программой: последовательное выполнение цепочки арифметических действий
- Выкладывание с помощью счетных палочек различных чисел ; развитие творческих и конструктивных способностей
| - Большой мяч
- Карточки с неполными числовыми рядами; наборы цифр
- Множество чисел (плоскостное изображение)
- Робот с программой (алгоритм последовательности действий); счетные линейки
- Карточки с числами; наборы счетных палочек
|
22 | «Все работы хороши – выбирай любую» | - Беседа с детьми о различных профессиях. «Профессиях» (речевая игра)
- «Почтальоны»
- «Фабрика»
- «Швея» (множества пуговиц)
- «Продавец игрушек»
- «Строители» (работа с геометрическим материалом)
- «Какое время показывают часы?»
| - Вхождение в занятие; выяснение осведомленности детей по данной теме
- Самостоятельное решение примеров ( любым способом)
- Изменение признаков геометрических фигур; развитие логического мышления
- Дальнейшее формирование понятия «множество»; деление множества на подмножества по признаку (классификация)
- Заполнение таблицы 4*4 игрушками по признаку цвета и формы; развитие логического мышления
- Выкладывание различных построек из геометрических фигур по памяти; развитие конструктивных и творческих способностей
- Формирование умения определять время по часам с точностью до часа (получаса)
| - Почтовые ящики с номерами квартир; примеры на изображениях газет, журналов, писем
- Набор геометрических фигур; символические изображения признаков (размер, цвет, форма)
- Набор плоскостных изображений пуговиц
- Таблица 4*4, набор плоскостных изображений игрушек 4 видов и 4 цветов
- Наборы геометрических фигур; образцы построек для показа
- Макеты часов (на каждого ребенка)
|
III блок «Весенняя фантазия» |
23 | «Как мы маме помогаем» | - Беседа с детьми о помощи любимым мамочкам. Ритмические движения «Как мы маме помогаем»
- «Собери кубики»
- «Собери мамины бусы»
- «Покупаем продукты»
- «Сервируем стол»
- «Букет для мамочки» (рисование)
| - Вхождение в занятие
- Определение порядкового места кубиков по признаку цвета или размера в ряду других; закрепление порядкового счета
- Подбор геометрических фигур, отличающихся друг от друга только по одному признаку; развитие логического мышления: умение сравнивать, анализировать
- Развитие вычислительной деятельности; составление чисел из нескольких меньших
- Закрепление ориентировании на плоскости (стола) по 9 точкам
- Проявление творческих способностей
| - Набор цветных кубиков (больших и маленьких)
- Изображение бус; набор разнообразных геометрических фигур на липучей основе
- Денежные знаки; плоскостные изображения продуктов; цены на продукты; счетные линейки
- Предметы посуды; стол
- Бумага, цветные карандаши
|
24 | «Пришла весна» | - Беседа с детьми о весне, определение характерных изменений в природе. «Хорошо - плохо» (речевая игра по ТРИЗ)
- «Ранняя и поздняя весна» (найти отличия)
- «Множество весенних цветов»
- «Чей зонтик?»
- «Лишний элемент» (из серии «Весна»)
- «Построй домик для перелетных птиц» (работа с геометрическим материалом)
| - Вхождение в занятие; уточнение знаний детей по теме «Весна»
- Развитие внимания, наблюдательности; поиск сезонных изменений в природе весной; формирование умения охарактеризовать эти изменения
- Деление множества на части по признаку (цвет, количество лепестков, длина стебля, размер и т. д.)
- Дальнейшее развитие вычислительной деятельности: определение хозяина зонтика по результату решения примеров
- Формирование умения находить лишний элемент путем анализа и выделения общего признака для остальных элементов
- Постройка домика для перелетных птиц по собственному замыслу ; развитие творческих способностей, воображения, конструктивного мышления
| - Изображения ранней и поздней весны
- Изображение весенних цветов
- Плоскостные изображения детей, зонтиков с номерами; набор примеров; счетные линейки
- Дидактическая игра «Лишний элемент» из сери «Весна»
- Наборы геометрического материала
|
25 | «О скорости» | - «Что такое скорость?» (беседа с детьми)
- «Карусели»
- «Составь логическую цепочку по скоростям»
- «Какая скорость у парашютистов?»
- «Составляем арифметические задачи по картинкам на тему “Скорость”»
- «Рисуем машину» (работа в тетрадях)
| - Формирование понятия «скорость» в общих чертах; рассмотрение больших и маленьких скоростей; выяснение представления детей о скорости
- Закрепление темы занятия; создание эмоционального настроения
- Расположение различных видов движущихся средств от самой большой скорости до самой маленькой
- Самостоятельное решение примеров
- Закрепление понятия «арифметическая задача»; умение придумывать условие задачи по картинке, записывать ее решение
- Формирование умения ориентироваться на листе бумаги: выполнять правильно команды на ориентирование и рисовать различные изображения по клеточкам
| - Набор картинок
- Изображения парашютов с примерами; счетные линейки
- Набор картинок по теме «Скорость»; набор цифр на каждого ребенка
- Тетради, ручки
|
26 | «Помогаем сказочным героям» | - «Сказочные герои» (беседа с детьми)
- «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
- «Три поросенка»
- «Незнайка» (найти отличия между домами Цветочного города)
- «Числовые домики» (дидактическая игра)
- «Живая и мертвая вода»
- «Транспортное средство передвижения для Бабы Яги»
| - Выяснение представлений детей о сказках и сказочных героях; вхождение в занятие
- Определение времени на часах различных сказочных героев; решение задач на определение времени
- Определение веса мешка с желудями: решение задач на определение веса
- Развитие внимание, наблюдательности; правильное употребление в речи математических терминов
- Закрепление количественного состава чисел из двух меньших путем подбора второго числа в дидактической игре «Числовые домики»
- Практическо- познавательная деятельность по измерению объема жидких веществ с помощью условной мерки
- Развитие творческих и конструктивных способностей, воображения, представления в конструировании по собственному замыслу
| - Демонстрационные часы
- Весы, гири; плоскостное изображение мешка
- Изображение дома Цветочного города
- Дидактическая игра «Числовые домики»; набор цифр
- Различные емкости для жидкостей; условные мерки
- Наборы геометрического материала4 счетные палочки
|
27 | «Мы идем по зоопарку» | - «Мы идем по зоопарку» (малоподвижная игра)
- «Животные зоопарка»
- «Четвертый лишний» по теме «Дикие животные»
- «Кого больше?»
- «Продолжай» (речевая игра)
- Пальчиковая гимнастика: различные животные
- «Кто живет в этом вольере?»
| - Вхождение в занятие, создание эмоционального настроение
- Деление множества животных (классификация) на части по признаку. Например, по размеру, виду, месту обитания, питанию и т. д.; выяснение знаний детей по теме «Дикие животные»
- Развитие логического мышления, умения использовать свои знания о диких животных в игре
- Сравнение двух групп предметов (животных) по количеству входящих в них элементов; закрепление умения составлять математические неравенства, используя знаки сравнения «<» и «>»
- Развитие речи, умение правильно использовать слова, характеризующие величину. Например: «Если змея длиннее крокодила, то крокодил…», «Если жираф выше антилопы, то антилопа... » и т. д.
- Подготовка руки к письменной работе
- Рисование по клеточкам какого-нибудь животного, выполняя команды на ориентирование
| - Плоскостные изображения диких животных, знакомые детям
- Карточки дидактической игры «Четвертый лишний»
- Набор цифр и математических знаков; карточки с различными количествами животных (на каждого ребенка)
- Тетради, ручки; рисунок вольера
|
28 | «Пройдемся по магазинам» | - «Какие бывают магазины?» (беседа с детьми)
- «Продуктовый магазин» (покупаем продукты)
- «Овощной магазин» («Сколько весят овоща?»)
- «Магазин спорттоваров» (стрельба по мишеням)
- Магазин «Одежда»
- Магазин «Игрушки» (покупка игры)
| - Закрепление обобщающих слов; вхождение в занятие
- Развитие вычислительной деятельности, математической смекалки и интуиции
- Самостоятельная практическая работа детей по взвешиванию на весах и определению веса овощей
- Сравнение чисел; умение анализировать и делать правильное умозаключение в ответе на вопрос «Кто из стрелков набрал больше очков?»
- Деление множества одежды на части по признаку; развитие умения использовать собственные знание для выполнения задания
- Самостоятельное заполнение таблиц 3*3 геометрическими фигурами по признаку цвета и формы; развитие логического мышления
| - Продукты; денежные знаки
- Весы, набор гирь; овощи
- Две мишени с выбитыми на них очками
- Набор плоскостных изображений различной одежды (можно по представлению)
- Наборы мелких геометрических фигур; таблицы 3*3 для заполнения (на каждого ребенка)
|
29 | «Путешествие по временам года» | - «Что такое год?» (беседа с детьми)
- «Весна» (птички прилетели)
- «Лето» (найти отличия между летними фруктами)
- «Осень» (взвешиваем фрукты)
- «Зима» («Как правильно выбрать елку»)
- «Сложи картинку» (из серии «Времена года»)
| - Формирование понятия «год» как промежутка времени, состоящего из 4 времен года
- Закрепление умения составлять арифметические задачи по картинкам и записывать их решение (работа в парах)
- Развитие речи, умения правильно составлять предложение, использование в речи правильных математических терминов; развитие внимания и наблюдательности
- Закрепление умения определять вес, используя весы и гири; закрепление понятия «равновесие» и использование этого для определения веса (работают две команды); сравнение результатов
- Практическая работа по измерению линейных длин (елок) с помощью школьной линейки; самостоятельная работа
- Развитие творческих и конструктивных способностей в составлении картинки-пейзажа из разрезных частей
| - Модель года
- Набор карточек для составления задач по теме «Птицы»; набор цифр и математических знаков
- Изображения двух летних платьев
- Плоскостные изображения весов, фруктов, гирь (на две команды)
- План комнаты; набор плоскостных изображений елок разной высоты; школьные линейки
- Дидактическая игра «Сложи картинку» из серии «Времена года»
|
30 | «Математическая олимпиада» (соревнование между двумя командами) | - Деление на команды (методом жребия), выбор капитанов
- Разминка
- «Сложи картинку» (командное задание)
- «Почему нельзя определить правильное время по часам?»
- «Где больше сока?»
- «Логические таблицы» (работа командными парами)
- «игрушки» (конкурс капитанов)
- Подведение итогов, вручение призов командам
| - Объяснение условий соревнования; создание духа соперничества и желания победить
- Решение простейших задач на прибавление или вычитание одного; задачи на смекалку и т. д.
- Команда складывает картинку по результатам решения примеров на разрезных частях каждого члена команды; каждая команда работает на своем поле
- Дальнейшее формирование умения определять объемы жидких веществ; развитие способности рассматривать и анализировать различные способы измерения
- Дети должны заполнить таблицы картинками по признаку цвета и формы
- Капитаны должны по памяти расставить игрушки, таким образом, как видели на образце
- По результатам выполнения каждого задания соревнования команды получают очки. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков
| - Эмблемы команд; мешочек
- Математические веера (на каждого ребенка)
- Две картинки, разрезанные на части (по числу участников); примеры; счетные линейки
- Плоскостные изображения двух часов с ошибками
- Две непрозрачные емкости с соком; различные условные мерки
- Дидактическая игра «Логические таблицы»
- Наборы игрушек для обоих капитанов; образец
- Любые предметы или фишки, обозначающие очки; призы
|
31 | «Скоро лето» | - Беседа с детьми о лете, начале школьной жизни. «Хорошо - плохо» (речевая игра по ТРИЗ)
- «На каникулы - к бабушке в деревню» (тема «Домашние животные»)
- «Бумажный змей»
- «По какой дорожке бежать собачке?»
- «Козы» (пальчиковая гимнастика)
- «Домашние птицы» (работа с геометрическим материалом)
| - Развитие речи, выяснение представлений детей о школе
- Закрепление обобщенного понятия «Домашние животные»; количественный счет; порядковый счет; определение порядкового места предмета в ряду других
- Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур, стоящих рядом; нахождение отличий по признаку (размер, цвет, форма)
- Закрепление знания различных видов линий; поиск самой короткой дороги путем анализа
- Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук
- Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания; формирование навыков самостоятельности и самоконтроля
| - Плоскостные изображения домашних животных
- Аппликация «Бумажный змей» (хвост змея составлен из различных геометрических фигур)
- Изображение собачки, бегущей домой
- Наборы геометрического материала (на каждого ребенка); образцы для показа
|
32 | «Знатоки» (соревнование на личное первенство) | - О соревновании
- «Арифметическая задача»
- «Определи лишнюю картинку»
- «Сколько весит?»
- «Часы»
- «Числовые домики»
- Подведение итогов, вручение призов за 1, 2 и 3-е места
| - Выяснение уровня усвоения детьми содержания математической программы (математическое развитие); готовность к обучению в школе
- Определение уровня самостоятельного умения составлять и записывать решение арифметической задачи по картинке
- Определение уровня развития логического мышления детей; умение доказывать свою точку зрения, оперируя математическими терминами
- Умение определять вес предмета по рисунку; умение анализировать увиденное на картинке
- Умение выставлять определенное время на модели часов (с точностью до часа, получаса, четверти часа)
- Самостоятельное определение количественного состава чисел из двух меньших
- Подсчет полученных каждым ребенком за правильно выполненное задание фишек; выяснение самых математических способных детей
| - Набор цифр и математических знаков; картинки для составления задач
- Набор картинок из дидактической игры «Лишний элемент»
- Набор картинок по теме «Определение веса»
- Модели часов (на каждого ребенка)
- Дидактическая игра «Числовые домики»
- Призы победителям
|