План работы кружка "Юнный математик"

Павличенко Ольга Владимировна

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

"Юнный математик"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.

  Для осуществления вышесказанного наиболее эффективным, на мой взгляд, является организация кружковой работы

Цель работы кружка: расширить форму дополнительного образования в области математического развития детей старшего возраста.

Основные задачи:

  • Развивать мышление ребенка, т.е. его умственные способности (память, внимание, образное мышление, логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление).
  • Обеспечивать формирование взаимоотношений детей в процессе занятий математикой.
  • Прививать интерес детей к математическим знаниям. 

Дети должны знать: количественный и порядковый счета в пределах 10(20), определение порядкового места предмета в ряду других; количественный состав чисел из двух меньших до 10(20); обобщенные понятия: «четырехугольники», «многоугольники», «угольные», «округлые»; знать, как решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Дети должны уметь: находить «один» и «много» предметов и явлений в окружающей действительности; составлять арифметические задачи по картинкам и опорным схемам; преобразовывать одних фигур в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек); выделять параметры величины и употреблять точные характеристики; определять время с точностью до получаса; решать задачи на ориентирование, пользоваться линейкой.

Учебный план занятий содержит в себе 32 игровых комплекса, которые проводятся с октябрь по май 1 раз в неделю

Игровые комплексы содержат: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Количество кружковцев: 10-12 человек.

Продолжительность занятий: 20-25 минут.

 

 

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАЧИ

МАТЕРИАЛ

I БЛОК      «Золотая осень»

1

«В осеннем лесу»

  1. «Один - много»
  2. «Высокие и низкие деревья»
  3. «Собираем осенние листья»
  4. «Елка», «Дерево» (пальчиковая гимнастика)
  5. «Что бывает круглым?» (речевая игра)
  6. Упр. с шарами на лесной полянке. «Части тела» (игра)
  7. Работа в тетрадях в клеточку (рисуем круги)
  • Нахождение «один» и «много» предметов и явлений в осеннем лесу.
  • Закрепление количественной характеристики величины «высокий - низкий»
  • Закрепление количественного счета в пределах 10; порядковый счет, определение порядкового места предмета в ряду других
  • Развитие мелкой моторики рук; развитие речи
  • Закрепление знаний круглой формы
  • Закрепление ориентирования в пространстве
  • Формирование навыков самостоятельной работы
  • Набор плоскостных изображений осенних листьев разного цвета и формы (10 шт.)
  • Набор геометрических кругов и шаров
  • Разноцветные шары; демонстрационные цифры 1 и 2
  • Тетради, ручки.

2

«В саду»

  1. «Что растет в саду?» (беседа с детьми), «Фрукты - ягоды» (речевая игра)
  2. «Высокие деревья, низкие кусты» (игра). «Кустик», «Дерево» (пальчиковая гимнастика)
  3. «Собрали в саду фрукты»
  4. «Разложили груши в 2 вазы»
  5. «Найди нужное дерево»
  6. Геометрические фигуры – треугольники и квадрат
  7. «Разложи геометрические фигуры на части по признаку»
  • Вхождение в занятие, создание эмоционального настроения. Закрепление обобщенных слов «фрукты», «ягоды»
  • Количественная характеристика величины «высокий - низкий». Развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие речи
  • Количественный и порядковый счет, определение порядкого места предмета
  • Количественный состав числа 5 из двух меньших
  • Закрепление цифр 1,2,3,4 путем сопоставления количества фруктов на картинке с цифровым обозначением
  • Обследование и анализ геометрических фигур с точки зрения количества сторон, вершин и углов, сравнение с кругом; выкладывание из счетных палочек
  • Классификация геометрических фигур по признаку (цвету, формы, размера)
  • Набор плоскостных изображений различных фруктов
  • 5 груш, 2 вазы
  • Фруктовые деревья с цифрами, набор карточек с фруктами
  • Треугольники, квадраты и круги (на каждого ребенка); наборы счетных палочек
  • Наборы геометрических фигур (треугольники и квадраты разного размера и цвета)

3

«На огороде»

  1. Беседа с детьми об огороде
  2. «Собираем овощи»
  3. «Разложи 6 помидоров в 2 тарелки»
  4. «Грядки с морковкой»
  5. «Построй домики для зимующих птиц» (работа с геометрическим материалом)
  6. Работа в тетрадях (рисуем прямоугольники)
  • Закрепление обобщенного слова «овощи», развитие речи
  • Количественный счет, порядковый счет; определение порядкового места предмета среди других
  • Количественный состав числа 6 из двух меньших
  • Закрепление характеристики величины «длинный - короткий»; закрепление знания геометрической фигуры – прямоугольник (его основные характеристики)
  • Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания
  • Развитие руки, формирование навыков работы в тетрадях
  • Набор плоскостных изображений овощей
  • 6 помидоров, 2 тарелки
  • Изображение грядки с морковкой; демонстрационный прямоугольник
  • Наборы геометрического материала; образцы домиков для показа
  • Тетради, ручки

4

«Фрукты-овощи-ягоды»

  1. «Фрукты – овощи - ягоды» (речевая игра с мячом)
  2. «Собираем урожай»
  3. «Садовое и огородное пугало» (найти отличия)
  4. «Посчитай и сравни»
  5. «Ягодки»
  6. Работа в тетрадях (рисуем квадраты и треугольники)
  • Закрепление обобщенных слов, развитие речи, создание эмоционального настроения
  • Закрепление знания цифр 1,2,3,4,5 путем сопоставления количества предметов на картинке с нужной цифрой
  • Развитие внимания, наблюдательности, речи; использование математической терминологии
  • Сравнение разного количества овощей, фруктов и ягод. Закрепление понятий «больше», «меньше», «поровну», установление равенства групп предметов
  • Разложить 7 ягод в 2 кружечки: количественный состав числа 7 из двух меньших
  • Закрепление форм; формирование навыка использования бумаги в клеточку для рисования геометрических фигур
  • Большой мяч
  • Набор картинок с различным количеством фруктов, овощей и ягод; набор нужных цифр
  • Изображения садового и огородного пугало
  • Набор плоскостных изображений фруктов, овощей, ягод (разное количество)
  • 7 ягод, 2 кружечки
  • Тетради, ручки

5

«По грибы»

  1. «Играем на грибной поляне» (игра с передачей мяча)
  2. Беседа о грибах
  3. «Разложи грибы в корзинки»
  4. «Какое дерево выше?»
  5. «Какое дерево толще?»
  6. «Корзинка» (пальчиковая игра)
  7. «Строим домики для лесных зверушек» (работа с геометрическим материалом)
  • Закрепление количественного  (прямого и обратного) счета
  • Развитие речи; закрепление понятия «съедобные» и «ядовитые» грибы
  • Начало вычислительной деятельности: решение простейших примеров на сложение и вычитание в пределах 5; чтение математических записей, содержащих знаки «+» и «-»; сопоставление результата решения с номером корзинки
  • Измерение линейных длин с помощью условной мерки
  • Закрепление характеристики величины «толстый - тонкий»
  • Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания, аккуратности в работе 
  • Большой мяч
  • Набор муляжей различных грибов
  • Корзинки с номерами, набор грибов, набор примеров
  • Изображения деревьев на поляне; условные мерки
  • Наборы геометрического материала; образцы для показа

6

«Гуляем по городу»

  1. «Светофор» (подвижная игра)
  2. «Машины на стоянке»
  3. «Многоэтажный дом»
  4. «Где стоят машины?»
  5. «Домик», «Машина» (пальчиковая игра)
  6. «Подъемные краны» (найти отличия)
  • Закрепление правил дорожного движения и поведения на улице; вхождение в занятие
  • Сравнение групп предметов по количеству входящих в них элементов; закрепление цифр 6,7
  • Закрепление порядкого счета по направлению «снизу вверх»
  • Закрепление ориентирования в двумерном пространстве по 5 точкам
  • Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие внимания, наблюдательности, умения сравнивать рисунки
  • Атрибуты для игры «Светофор»
  • Набор плоскостных изображений машин; цифры 6,7
  • Макет многоэтажного дома либо рисунок
  • Изображения машин
  • Изображения двух кранов

7

«Городские множества»

  1. «Один - много» (речевая игра)
  2. «Множество грузовых машин»
  3. «Множество детей»
  4. «четвертый лишний»
  5. «Дерево», «Куст», «Дом» (пальчиковая игра)
  6. «Строим дом» (работа с геометрическим материалом)
  7. Работа в тетрадях (рисуем дом)
  • Нахождение «один» и «много» предметов и явлений в городе; формирование понятий «множество», «элемент множества» на примере города
  • Деление множества на подмножества по признаку
  • Самостоятельная вычислительная деятельность детей: решение примеров на сложение и вычитания с помощью счетных приборов
  • Развитие логического мышления
  • Развитие воображения, речи, мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие конструктивных способностей, зрительной памяти
  • Формирование навыка аккуратного рисования различных предметов, используя бумагу в клеточку
  • Набор плоскостных изображений грузовых машин, отличающихся различными признаками
  • Макет многоэтажного дома; плоскостные изображения детей; набор примеров; счетные линейки
  • Карточки «Четвертый лишний» на каждую пару детей
  • Наборы геометрического материала; образцы показов
  • Тетради, простые карандаши

8

«Геометрические множества»

  1. «Кто дружит с моей фигурой?»
  2. «множество геометрических фигур»
  3. «найди лишнюю фигуру»
  4. «Веселые формы»
  5. «Сравни множества предметов» (по количеству входящих в них элементов) – из предыдущего задания
  6. Работа в тетрадях (заштрихуй четырехугольники)
  • Определение размера, цвета и формы геометрической фигуры; сравнение фигур; поиск фигур, похожих на данную по одному из признаков
  • Деление множества геометрических фигур на подмножества по признаку; формирование обобщенного понятия «четырехугольник»
  • Развитие логического мышления
  • Определение формы предмета, составление множеств по признаку формы
  • Закрепление цифр 8,9 путем сопоставления количества предметов с их цифровым обозначением
  • Развитие руки, закрепление понятия «четырехугольник»
  • Набор геометрических фигур (по одной каждому ребенку), основная фигура для сравнения с ней
  • Набор таких плоскостных изображений различных геометрических фигур, чтобы можно было выделить подмножество четырехугольников
  • Карточки с различными геометрическими фигурами
  • Набор картинок с плоскостным изображением предметов разной формы
  • Набор цифр
  • Тетради, карандаши

9

«Цифры и числа»

  1. «Сколько нас?»
  2. «Найди нужную цифру» (дидактическая игра)
  3. «Цифра 0 и число 10»
  4. «Волшебная яблоня»
  5. «Расставь цифры» (самостоятельная работа)
  6. «Четвертый лишний»
  • Закрепление количественного и порядкового счета, определение порядкого места каждого ребенка в зависимости от направления счета
  • Проверочное задание для выяснения знаний детей по теме «Цифры»; закрепление навыка самоконтроля
  • Дальнейшее формирование понятий «цифра» и «число»
  • Дальнейшее развитие вычислительной деятельности, количественный состав числа 10 из двух меньших
  • Ориентирование на карточке (в двумерном пространстве) по 5 (9) точкам; закрепление знания цифр (поиск нужной цифры по просьбе)
  • Развитие логического мышления
  • Любой предмет для передачи при счете
  • Набор цифр на каждого ребенка; каточки с различным количеством групп предметов
  • Цифры 0,1, число 10
  • Изображение волшебной яблони, имеющей крону, похожую на число 10; яблоки с примерами; счетные линейки
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

10

«Прощание с осенью»

  1. «Осенние слова» (речевая игра на ассоциацию с осенью)
  2. «Дары осени»
  3. «Множество осенних листьев»
  4. «Осенние цветы» (расставить 8 цветов в 2 вазы)
  5. «Составь пары»
  6. «Осеннее дерево» (самостоятельное конструирование)
  • Развитие речи, воображения, фантазии, ассоциативного мышления
  • Развитие вычислительной деятельности, раскладывание даров осени по корзинам согласно результатам решения примеров
  • Деление множества на подмножества по признаку
  • Количественный состав числа 8 из двух меньших
  • Развитие логического мышления: составление всевозможных пар их4-х детей (количество перестановок)
  • Развитие конструктивного мышления, воображения, представления, фантазии
  • Большой мяч
  • Корзины с номерами; плоскостные изображения грибов, фруктов, овощей; набор примеров; счетные линейки
  • Изображения осенних листьев
  • 8 осенних листьев, 2 вазы
  • Плоскостные изображения 4-х детей; набор фишек для обозначения пар (можно по цвету одежды)
  • Набор счетных палочек; мелкие геометрические фигуры

II БЛОК      «Зимняя сказка»

11

«Пришла зима»

  1. «Поры года»
  2. «Что такое зима?»- зимние ассоциации
  3. «Сложи картинку»
  4. «Четвертый лишний» (из серии «Зима»)
  5. «Снеговики» (найти отличия)
  6. «Рисуем снежинку» (работа со счетными палочками)
  • Закрепление понятие «поры года», последовательности смен пор года, характеристика начинающейся зимы
  • Развитие речи, воображения, фантазии, творческих способностей
  • Развитие вычислительной деятельности; складывание разрезной картинки зимнего пейзажа по результатам решения примеров
  • Развитие логического мышления; поиск предмета, не обладающего свойством или признаком трех остальных
  • Развитие наблюдательности, внимания, развитие речи
  • Выкладывание снежинок по образцу; развитие конструктивных способностей; воспитание аккуратности в работе
  • Картинки различных пор года и зимние пейзажи
  • Большой мяч
  • Пронумерованное цифрами поле; разрезные части картинки с примерами; счетные линейки
  • Карточки дидактической игры «Четвертый лишний» (снеговик, зеленое дерево, санки, елочный шар и др.)
  • Изображения двух снеговиков
  • Наборы счетных палочек; образцы снежинок на каждого ребенка

12

«Готовимся к новогоднему празднику»

  1. Хоровод «Снежок» (ритмические движения)
  2. «Зимние слова» (речевая игра на ассоциацию с зимой)
  3. «Зимний город»
  4. «Готовимся к празднику»:                 а) чистим ковры;              б) моем окна
  5. «Праздничные пироги» (покупаем 5 кг муки)
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. Работа в тетрадях (рисуем снежинку)
  • Создание эмоционального настроения, вхождение в занятие
  • Развитие речи, воображения, представления, ассоциативного мышления
  • Распознавание различных городских объектов по их снежным очертаниям; развитие воображения , фантазии
  • Развитие внимания и наблюдательности в нахождение и подсчет геометрических фигур, образующихся в окне ; развитие глазомера
  • Определения количественного  состава числа 5 из нескольких меньших; развитие вычислительной деятельности
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук перед письменной работой
  • Развитие руки, формирование навыка работы в тетради
  • Большой мяч
  • Изображение снежного города
  • Изображение двух ковров. Изображение окна
  • Плоскостные изображения мешочков с мукой: 1 кг, 1 кг, 1 кг, 1 кг, 1 кг, 2 кг, 2 кг, 3 кг
  • Тетради, ручки или карандаши

13

«Скоро Новый год»

  1. Новогодний хоровод
  2. «Украшаем елочку»
  3. «Бусы на елку» 
  4. «Конструируем игрушки на елку» (работа с геометрическим материалом)
  5. «Четвертый лишний» из серии «Зима»
  6. «Елочка», «Звезда», «Шарики» (пальчиковая гимнастика)
  7. Работа в тетрадях (рисуем бусы)
  • Создание настроения
  • Самостоятельное решение примеров, развитие вычислительной деятельности
  • Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур
  • Развитие конструктивного мышления, памяти, внимания
  • Развитие логического мышления , речи ; умение делать правильно умозаключение
  • Развитие речи ,мелкой моторики пальцев рук, подготовка к письму
  • Закономерное чередование геометрических фигур, развитие внимания
  • Елка - фланеллеграф с цифрами; набор плоскостных изображений елочных украшений с примерами; счетные линейки
  • Бусы , состоящие из различных  по цвету , форме и размеру геометрических фигур
  • Наборы геометрического материала ; образцы игрушек
  • По карточке дидактической игры «Четвертый лишний» на каждую пару детей
  • Тетради, ручки или карандаши

14

«Новый год в детском саду»

  1. Новогодняя песенка
  2. «Нарядная елочка»
  3. «Бусы на елке»
  4. «Где живут новогодние гости?»
  5. «Помоги Деду Морозу расставить игрушки»
  6. «Купи новогоднюю открытку» (работа с денежными знаками)
  • Создание настроения, вхождение в занятие
  • Дальнейшее формирование понятия «множество»; деление множества на части  по признаку (классификация)
  • Сравнение геометрических фигур между собой; поиск фигур, самых непохожих на предложенную
  • Развитие вычислительной деятельности : поиск дома Деда Мороза, Бабы Яги, Снегурочки и т. д. по результату решения примеров
  • Заполнение таблицы 3*3 игрушками по признаку формы и цвета
  • Количественный состав чисел 7,8,9 из нескольких меньших
  • Изображение елочки , украшенной новогодними шарами
  • Бусы, состоящие из геометрических фигур ; фигура для сравнения
  • Плоскостные изображения домов с цифровыми номерами; набор примеров; счетные линейки
  • Дидактическая игра «Заполни таблицу»: таблица 3*3 , набор плоскостных изображений игрушек на липучке
  • Набор денежных знаков: 1 руб., 1 руб., 3 руб., 5 руб.; новогодние открытки

15

«Что принес нам Новый год»

  1. «Что такое год?»
  2. «Модель года»
  3. «Пора года- зима»:  а)разбираем елочку  б) покупаем продукты
  4. «Конфеты» (разложить 10 конфет в 2 вазы)
  5. «Сложи зимний пейзаж»
  6. «Подарки» - малоподвижная игра  
  • Знакомство с календарем; формирование понятия «год»
  • Год как последовательная смена пор года; год как промежуток времени , равный 12 месяцам
  • Классификация по признаку вычислительная деятельность
  • Количественный состав числа 20 из двух меньших
  • Развитие конструктивных и творческих способностей; умение работать в паре
  • Снятие эмоционального напряжения

 

  • Различного вида календари
  • Изображение модели года
  • Изображение елочки с игрушками, плоскостное изображение продуктов; набор примеров, счетные линейки
  • 10 конфет, 2 вазы
  • Разрезные картинки (12 или 16 разрезных частей без образца) на каждую пару детей
  • -

16

«Чему мы научились в старом году»

  1. «Посчитай»
  2. «Множество геометрических фигур»
  3. «Реши пример»
  4. «Четвертый лишний» (на геометрическом материале)
  5. «Украшаем коврик»
  6. Работа в тетрадях (выполняем работу по схематическому заданию)
  • Закрепление количественного счета от любого числа ; закрепление навыков устного счета
  • Деление на части по признаку
  • Самостоятельное решение примеров с помощью счетных приборов (можно с переходом через десяток)
  • Использование знаний о строение геометрических фигур  в дидактической игре «четвертый лишний»
  • Закрепление ориентирования в двумерном пространстве по 9  точкам
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук в заштриховывании определенным цветом геометрических фигур
  • Большой мяч
  • Геометрические фигуры
  • Набор примеров , счетные линейки, доска с числовыми ответами
  • Демонстрационные карточки для общего обсуждения
  • Набор мелких геометрических фигур для украшения; карточка – коврик
  • Тетради с заданием, цветные карандаши, задание - схема

17

«Путешествие в страну планиметрию»

  1. «Жители страны Планиметрии»
  2. Геометрические фигуры как жители страны Планиметрии
  3. «Составь цепочку»
  4. «Площадь плоской фигуры»
  5. «Математическая аппликация»
  6. «Четвертый лишний»
  7. «Сложи квадрат»
  • Введение детей в планиметрию через сравнение предметов с их плоскостным изображением
  • Сравнение геометрических фигур и геометрических тел
  • Составление логической цепочки из плоскостных изображений различных предметов таким образом , чтобы каждое последующее изображение было похоже на предыдущее либо размером, либо цветом, либо формой
  • Практическая работа по сравнению площадей плоских фигур , используя способ наложения
  • Дальнейшее развитие вычислительной деятельности; составление картинки – аппликации из геометрических форм, используя результаты решения примеров
  • Исключение одного из четырех предметов  происходит по признаку цвета, формы или размера
  • Развитие конструктивных способностей, интуиции; умение работать в паре
  • Набор различных предметов и картинки с их плоскостным изображением
  • Набор демонстрационных геометрических фигур и геометрических тел
  • Дидактическая игра «составь цепочку»; набор плоскостных изображений предметов
  • Набор плоских геометрических фигур
  • Набор геометрических форм с примерами ; рамка для картинки с цифровыми обозначениями; счетные линейки
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний» (карточка на каждого ребенка)
  • Дидактическая игра «Сложи квадрат» (по рамке на каждую пару детей)

18

«Мы рисуем»

  1. «Рисунки» (малоподвижная игра)
  2. «Что хотел нарисовать художник?»
  3. «Картина- небылица»
  4. «Линии»
  5. «Четвертый лишний»
  6. «Кто из детей самый высокий (низкий)»
  7. «Мы - художники»
  • Рисование предметов в воздухе : развитие воображения, фантазии, творчества; создание эмоционального настроение
  • Развитие представления, ассоциативного мышления
  • Поиск неправильных изображений или явлений в рисунки
  • Закрепление знание различного вида линий, по замкнутости или не замкнутости линий ; знакомство с окружностью как замкнутой  линией дуги
  • Определение высоты детей с помощью  условной  мерки; использование в качестве мерки прямой линии
  • Выкладывание картинок с помощью счетных палочек по собственному замыслу: развитие творческих  способностей
  • Незаконченные изображения
  • Рисунки с неточными изображениями
  • Детские рисунки
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»
  • Изображения детей ; линейка для рисования прямых линий ; карандаш
  • Наборы счетных палочек

 

19

«В цирке»

(1-е отделение)

  1. «Цирк приехал»- малоподвижная игра
  2. «Посмотрите на афишу»
  3. «Слон - жонглер»
  4. «Обезьяна с бананами»
  5. «Слови рыбку для циркового кота»
  6. «На арене клоуны» (найти отличия)
  7. «Мешок фокусника»
  • Вхождение в занятие, создание настроение
  • Закрепление знания геометрических тел
  • Дальнейшее формирования понятия «множество»; деление множества геометрических фигур на части по празднику
  • Количественный состав изучаемого на данное время числа из двух меньших
  • Развитие наблюдательности , речи математическую терминологию
  • Определение на ощупь геометрических фигур и тел

 

  • Изображения цирковых номеров с использованием геометрических тел
  • То же
  • Плоскостное изображение слона; набор геометрических фигур
  • Плоскостное изображение обезьяны либо игрушка; 2 вазы; необходимое количество бананов
  • Плоскостные изображения рыб, кота; счетные линейки
  • Изображения двух клоунов
  • Мешок, набор различных геометрических фигур и тел

20

«В цирке»

(2-е отделение)

  1. «Про цирк»
  2. «Бегемоты- силачи»
  3. «Обезьяна с таблицей»
  4. «Акробаты на лестницах» (какая лестница самая длинная)
  5. «Купи открытку про цирк»
  6. «Мы - жонглеры» (пальчиковая гимнастика)
  7. «Рисуем афишу» (работа с геометрической, трафаретной рамкой)
  • Формирование навыков устного счета: решение простейших задач про цирковых артистов
  • Определение, кто из бегемотов поднимает больший вес, используя метод сравнения чисел
  • Помочь обезьяне заполнить таблицу 3*3 ее любимыми фруктами по признаку цвета и формы
  • Закрепление навыка измерения линейных длин с помощью условных мерок ; использование разных условных мерок, сравнение результатов
  • Работа с денежными знаками; количественный состав  двузначных чисел из нескольких меньших
  • Подготовка руки к письменному заданию
  • Закрепление навыка работы с рамкой; развитие конструктивных способностей; умение составить из имеющихся на рамке геометрических форм изображения различных цирковых животных
  • Любой предмет для передачи
  • Изображения бегемотов с гирями (на гирях должно быть цифровое обозначение веса)
  • Плоскостное изображение обезьяны или игрушка; таблица 3*3; набор фруктов (яблоки, груши, сливы; цвет- красный, зеленый, желтый)
  • Плоскостные изображения лестниц; условные мерки
  • Тетради; простые карандаши; трафаретные рамки

21

«Город чисел»

  1. «Посчитай»- игра с передачей мяча
  2. «Назови соседей»
  3. «Восстанови числовой ряд »
  4. «Множество чисел»
  5. «Встреча с роботом»
  6. «Изображаем числа» (работа со счетными палочками)
  • Закрепление количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10(20)
  • Закрепление знания смежных чисел
  • Закрепление знания определенного расположения чисел в числовом ряду до 10 (20)
  • Деление множества чисел на части по признаку похожести , «однозначности», «двузначности»  и т. д.
  • Работа  с математической программой: последовательное выполнение цепочки арифметических действий
  • Выкладывание с помощью счетных палочек различных чисел ; развитие творческих и конструктивных способностей
  • Большой мяч
  • Карточки с неполными числовыми рядами; наборы цифр
  • Множество чисел (плоскостное изображение)
  • Робот с программой (алгоритм последовательности действий); счетные линейки
  • Карточки с числами; наборы счетных палочек

22

«Все работы хороши – выбирай любую»

  1. Беседа с детьми о различных профессиях. «Профессиях» (речевая игра)
  2. «Почтальоны»
  3. «Фабрика»
  4. «Швея» (множества пуговиц)
  5. «Продавец игрушек»
  6. «Строители» (работа с геометрическим материалом)
  7. «Какое время показывают часы?»
  • Вхождение в занятие; выяснение осведомленности детей по данной теме
  • Самостоятельное решение примеров ( любым способом)
  • Изменение признаков геометрических фигур; развитие логического мышления
  • Дальнейшее формирование понятия «множество»; деление множества на подмножества по признаку (классификация)
  • Заполнение таблицы 4*4 игрушками по признаку цвета и формы; развитие логического мышления
  • Выкладывание различных построек из геометрических фигур по памяти; развитие конструктивных и творческих способностей
  • Формирование умения определять время по часам с точностью до часа (получаса)
  • Почтовые ящики с номерами квартир;  примеры на изображениях газет, журналов, писем
  • Набор геометрических фигур; символические изображения  признаков (размер, цвет, форма)
  • Набор плоскостных изображений пуговиц
  • Таблица 4*4, набор плоскостных изображений игрушек 4 видов и 4 цветов
  • Наборы геометрических фигур; образцы построек для показа
  • Макеты часов (на каждого ребенка)

III блок       «Весенняя фантазия»

23

«Как мы маме помогаем»

  1. Беседа с детьми о помощи любимым мамочкам. Ритмические движения «Как мы маме помогаем»
  2. «Собери кубики»
  3. «Собери мамины бусы»
  4. «Покупаем продукты»
  5. «Сервируем стол»
  6. «Букет для мамочки» (рисование)
  • Вхождение в занятие
  • Определение порядкового  места кубиков по признаку цвета или размера в ряду других; закрепление порядкового счета
  • Подбор геометрических фигур, отличающихся друг от друга только по одному признаку; развитие логического мышления: умение сравнивать, анализировать
  • Развитие вычислительной деятельности; составление чисел из нескольких меньших
  • Закрепление ориентировании на плоскости (стола) по 9 точкам
  • Проявление творческих способностей
  • Набор цветных кубиков (больших и маленьких)
  • Изображение бус; набор разнообразных геометрических фигур на липучей основе
  • Денежные знаки; плоскостные изображения продуктов; цены на продукты; счетные линейки
  • Предметы посуды; стол
  • Бумага, цветные карандаши

24

«Пришла весна»

  1. Беседа с детьми о весне, определение характерных изменений в природе. «Хорошо - плохо» (речевая игра по ТРИЗ)
  2. «Ранняя и поздняя весна» (найти отличия)
  3. «Множество весенних цветов»
  4. «Чей зонтик?»
  5. «Лишний элемент» (из серии «Весна»)
  6. «Построй домик для перелетных птиц» (работа с геометрическим материалом)
  • Вхождение в занятие; уточнение знаний детей по теме «Весна»
  • Развитие внимания, наблюдательности; поиск сезонных изменений в природе весной; формирование умения охарактеризовать эти изменения
  • Деление множества на части по признаку (цвет, количество лепестков, длина стебля, размер и т. д.)
  • Дальнейшее развитие вычислительной деятельности: определение хозяина зонтика по результату решения примеров
  • Формирование умения находить лишний элемент путем анализа и выделения общего признака для остальных элементов
  • Постройка домика для перелетных птиц по собственному замыслу ; развитие творческих способностей, воображения, конструктивного мышления
  • Изображения ранней и поздней весны
  • Изображение весенних цветов
  • Плоскостные изображения детей, зонтиков с номерами; набор примеров; счетные линейки
  • Дидактическая игра «Лишний элемент» из сери «Весна»
  • Наборы геометрического материала

25

«О скорости»

  1. «Что такое скорость?» (беседа с детьми)
  2. «Карусели»
  3. «Составь логическую цепочку по скоростям»
  4. «Какая скорость у парашютистов?»
  5. «Составляем арифметические задачи по картинкам на тему “Скорость”»
  6. «Рисуем машину» (работа в тетрадях)
  • Формирование понятия «скорость» в общих чертах; рассмотрение больших и маленьких скоростей; выяснение представления детей о скорости
  • Закрепление темы занятия; создание эмоционального настроения
  • Расположение различных видов движущихся средств от самой большой скорости до самой маленькой
  • Самостоятельное решение примеров
  • Закрепление понятия «арифметическая задача»; умение придумывать условие задачи по картинке, записывать ее решение
  • Формирование умения ориентироваться на листе бумаги: выполнять правильно команды на ориентирование и рисовать различные изображения по клеточкам
  • Набор картинок
  • Изображения парашютов с примерами; счетные линейки
  • Набор картинок по теме «Скорость»; набор цифр на каждого ребенка
  • Тетради, ручки

26

«Помогаем сказочным героям»

  1. «Сказочные герои» (беседа с детьми)
  2. «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
  3. «Три поросенка»
  4. «Незнайка» (найти отличия между домами Цветочного города)
  5. «Числовые домики» (дидактическая игра)
  6. «Живая и мертвая вода»
  7. «Транспортное средство передвижения для Бабы Яги»
  • Выяснение представлений детей о сказках и сказочных героях; вхождение в занятие
  • Определение времени на часах различных сказочных героев; решение задач на определение времени
  • Определение веса мешка  с желудями: решение задач на определение веса
  • Развитие внимание, наблюдательности; правильное употребление в речи математических терминов
  • Закрепление количественного состава чисел из двух меньших путем подбора второго числа в дидактической игре «Числовые домики»
  • Практическо- познавательная деятельность по измерению объема жидких веществ с помощью  условной мерки
  • Развитие творческих и конструктивных способностей, воображения,  представления в конструировании по собственному замыслу
  • Демонстрационные часы
  • Весы, гири; плоскостное изображение мешка
  • Изображение дома Цветочного города
  • Дидактическая игра «Числовые домики»; набор цифр
  • Различные емкости для жидкостей; условные мерки
  • Наборы геометрического материала4 счетные палочки

27

«Мы идем по зоопарку»

  1. «Мы идем по зоопарку» (малоподвижная игра)
  2. «Животные зоопарка»
  3. «Четвертый лишний» по теме «Дикие животные»
  4. «Кого больше?»
  5. «Продолжай» (речевая игра)
  6. Пальчиковая гимнастика: различные животные
  7. «Кто живет в этом вольере?»
  • Вхождение в занятие, создание эмоционального настроение
  • Деление множества животных (классификация) на части по признаку. Например, по  размеру, виду, месту обитания, питанию и т. д.; выяснение знаний детей по теме «Дикие животные»
  • Развитие логического мышления, умения использовать свои знания о диких животных в игре
  • Сравнение двух групп предметов (животных) по количеству входящих в них элементов; закрепление умения составлять математические  неравенства, используя знаки сравнения «<» и «>»
  • Развитие речи, умение правильно использовать слова, характеризующие величину. Например: «Если змея длиннее крокодила, то крокодил…», «Если жираф выше антилопы, то антилопа... » и т. д.
  • Подготовка руки к письменной работе
  • Рисование по клеточкам какого-нибудь животного, выполняя команды на ориентирование
  • Плоскостные изображения диких животных, знакомые детям
  • Карточки дидактической игры «Четвертый лишний»
  • Набор цифр и математических знаков; карточки с различными количествами животных (на каждого ребенка)
  • Тетради, ручки; рисунок вольера

28

«Пройдемся по магазинам»

  1. «Какие бывают магазины?» (беседа с детьми)
  2. «Продуктовый магазин» (покупаем продукты)
  3. «Овощной магазин» («Сколько весят овоща?»)
  4. «Магазин спорттоваров» (стрельба по мишеням)
  5. Магазин «Одежда»
  6. Магазин «Игрушки» (покупка игры)
  • Закрепление обобщающих слов; вхождение в занятие
  • Развитие вычислительной деятельности, математической смекалки и интуиции
  • Самостоятельная практическая работа детей по взвешиванию на весах и определению веса овощей
  • Сравнение чисел; умение анализировать и делать правильное умозаключение в ответе на вопрос «Кто из стрелков набрал больше очков?»
  • Деление множества одежды на части по признаку; развитие умения использовать собственные знание для выполнения задания
  • Самостоятельное заполнение таблиц 3*3 геометрическими фигурами по признаку цвета и формы; развитие логического мышления
  • Продукты; денежные знаки
  • Весы, набор гирь; овощи
  • Две мишени с выбитыми на них очками
  • Набор плоскостных изображений различной одежды (можно по представлению)
  • Наборы мелких геометрических фигур; таблицы 3*3 для заполнения (на каждого ребенка)

29

«Путешествие по временам года»

  1. «Что такое год?» (беседа с детьми)
  2. «Весна» (птички прилетели)
  3. «Лето» (найти отличия между летними фруктами)
  4. «Осень» (взвешиваем фрукты)
  5. «Зима» («Как правильно выбрать елку»)
  6. «Сложи картинку» (из серии «Времена года»)
  • Формирование понятия «год» как промежутка времени, состоящего из 4 времен года
  • Закрепление умения составлять  арифметические задачи по картинкам и записывать их решение (работа в парах)
  • Развитие речи, умения правильно составлять предложение, использование в речи правильных математических терминов; развитие внимания и наблюдательности
  • Закрепление умения определять вес, используя весы и гири; закрепление понятия «равновесие» и использование этого для определения веса (работают две команды); сравнение результатов
  • Практическая работа по измерению линейных длин (елок) с помощью школьной линейки; самостоятельная работа
  • Развитие творческих и конструктивных способностей в составлении картинки-пейзажа из разрезных частей
  • Модель года
  • Набор карточек для составления задач по теме «Птицы»; набор цифр и математических знаков
  • Изображения двух летних платьев
  • Плоскостные изображения весов, фруктов, гирь (на две команды)
  • План комнаты; набор плоскостных изображений елок разной высоты; школьные линейки
  • Дидактическая игра «Сложи картинку» из серии «Времена года»

30

«Математическая олимпиада»

(соревнование между двумя командами)

  1. Деление на команды (методом жребия), выбор капитанов
  2. Разминка
  3. «Сложи картинку» (командное задание)
  4. «Почему нельзя определить правильное время по часам?»
  5. «Где больше сока?»
  6. «Логические таблицы» (работа командными парами)
  7. «игрушки» (конкурс капитанов)
  8. Подведение итогов, вручение призов командам
  • Объяснение условий соревнования;  создание духа соперничества и желания победить
  • Решение простейших задач на прибавление или вычитание одного; задачи на смекалку и т. д.
  • Команда складывает картинку по результатам решения примеров на разрезных частях каждого члена команды; каждая команда работает на своем поле
  • Дальнейшее формирование умения определять объемы жидких веществ; развитие способности рассматривать и анализировать различные способы измерения
  • Дети должны заполнить таблицы картинками по признаку цвета и формы
  • Капитаны должны по памяти расставить игрушки, таким образом, как видели на образце
  • По результатам выполнения каждого задания соревнования команды получают очки. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков
  • Эмблемы команд; мешочек
  • Математические веера (на каждого ребенка)
  • Две картинки, разрезанные на части (по числу участников); примеры; счетные линейки
  • Плоскостные изображения двух часов с ошибками
  • Две непрозрачные емкости с соком; различные условные мерки
  • Дидактическая игра «Логические таблицы»
  • Наборы игрушек для обоих капитанов; образец
  • Любые предметы или фишки, обозначающие очки; призы

31

«Скоро лето»

  1. Беседа с детьми о лете, начале школьной жизни. «Хорошо - плохо» (речевая игра по ТРИЗ)
  2. «На каникулы - к бабушке в деревню» (тема «Домашние животные»)
  3. «Бумажный змей»
  4. «По какой дорожке бежать собачке?»
  5. «Козы»  (пальчиковая гимнастика)
  6. «Домашние птицы» (работа с геометрическим материалом)
  • Развитие речи, выяснение представлений детей о школе
  • Закрепление обобщенного понятия «Домашние животные»; количественный счет; порядковый счет;  определение  порядкового места предмета в ряду других
  • Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур, стоящих рядом; нахождение отличий по признаку (размер, цвет, форма)
  • Закрепление знания различных видов линий; поиск самой короткой дороги путем анализа
  • Развитие речи, мелкой моторики пальцев рук
  • Развитие конструктивного мышления, зрительной памяти, внимания; формирование навыков самостоятельности и самоконтроля
  • Плоскостные изображения домашних животных
  • Аппликация «Бумажный змей» (хвост змея составлен из различных геометрических фигур)
  • Изображение собачки, бегущей домой
  • Наборы геометрического материала (на каждого ребенка); образцы для показа

32

«Знатоки»

(соревнование на личное первенство)

  1. О соревновании
  2. «Арифметическая задача»
  3. «Определи лишнюю картинку»
  4. «Сколько весит?»
  5. «Часы»
  6. «Числовые домики»
  7. Подведение итогов, вручение призов за 1, 2 и 3-е места
  • Выяснение уровня усвоения детьми содержания  математической программы (математическое развитие); готовность к обучению в школе
  • Определение уровня самостоятельного умения составлять и записывать решение арифметической задачи по картинке
  • Определение уровня развития логического мышления детей; умение доказывать свою  точку зрения, оперируя математическими терминами
  • Умение определять вес предмета по рисунку; умение анализировать увиденное на картинке
  • Умение выставлять определенное время на модели часов (с точностью до часа, получаса, четверти часа)
  • Самостоятельное определение количественного состава чисел из двух меньших
  • Подсчет полученных каждым ребенком за правильно выполненное задание фишек; выяснение самых математических способных детей
  • Набор цифр и математических знаков; картинки для составления задач
  • Набор картинок из дидактической игры «Лишний элемент»
  • Набор картинок по теме «Определение веса»
  • Модели часов (на каждого ребенка)
  • Дидактическая игра «Числовые домики»
  • Призы победителям

Используемая литература:

  1. Альтхауз Д. «Цвет – форма - количество».
  2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».
  3. «Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет».
  4. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
  5. Никитин Б.Н. «Развивающие игры».
  6. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников».
  7. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь».