Управление музыкальной работой в ДОУ.

ВОЛОШИНА ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Управление музыкальной работой - один из самых сложных и тонких аспектов руководящей деятельности. Оно требует больших специальных знаний , понимания сути и задач музыкального воспитания.

    Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания на этапе дошкольного детства, имея в виду прежде всего самый общий план психического развития ребенка, то эта задача развития его эмоциональной сферы.

Эмоциональная сфера играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно, что гармония личности ребенка возможна только при условии гармоничного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной.

    Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству как явлению эмоционально – образному по самой своей природе. К музыке это относится  в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания, «музыка – модель человеческих эмоций» ( В.В. Медушевский ). Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но и познавательной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность.

На занятиях в детском саду закладываются основы музыкальной и общей культуры ребенка. Именно здесь он может приобщиться к искусству. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему,- решающие в его музыкальном и общекультурном развитии.

   К числу основных музыкальных задач, которые стоят перед муз. руководителем, можно отнести формирование у детей системы музыкальных способностей, начал музыкального вкуса, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления музыкальных впечатлений.

Музыкальный руководитель ведет все традиционные для детского сада связанные с музыкой виды деятельности детей – слушание музыки, музыкальное движение, пение,  оркестр, игру-драматизацию. Он пишет сценарии, занимается дизайном зала, проводит многочисленные праздники, в структуре которых часто объединяются и другие виды искусства.

    Не анализируя систему музыкальности и закономерности ее развития, которые являются объектом изучения для профессиональных музыкантов можно обозначить основные моменты, чтобы подчеркнуть трудность задач, стоящих перед музыкальным руководителем.

Система музыкальности представляет собой сложное образование и состоит из многих музыкальных способностей .Каждая музыкальная способность, входящая в эту систему, тоже представляет собой многокомпонентную структуру.

Система музыкальности развивается не сразу как целостное образование, а покомпонентно, от простых ко все более сложным составляющим. Существуют общие возрастные закономерности ее становления и огромный разброс индивидуальных различий между детьми. И то, и другое должен учитывать и знать в своей практической работе музыкальный руководитель.

Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности. Традиционно в детском саду было и остается пять основных видов музыкальной деятельности. Их становление связанно не только с развитием у детей собственно музыкальных способностей, но и приобретением необходимых навыков и умений, специфичных для каждого вида деятельности.

Каждый вид музыкальной деятельности предъявляет педагогу свои требования.

 Проведение слушания музыки требует от него профессионального владения инструментом. Кроме того, музыкант, должен быть тонким педагогом и психологом, чтобы правильно оценить индивидуальное «прочтение» ребенком музыкального произведения. Подвести к адекватному восприятию художественного образа.

Занятия музыкальным движением требует от педагога не только знания закономерностей музыкального и двигательного развития детей, но и умения владеть своим телом.

Пение - один из самых сложных разделов музыкальной работы с детьми. Современный подход к его проведению предполагает не только разучивание песен и работу над чистотой интонирования, но и постановку  детского певческого голоса, формирование элементарных певческих навыков.

Организация детского оркестра требует от музыкального руководителя не только умения научить детей играть на всех имеющихся детских музыкальных инструментах и объединить их в ансамбли и оркестр. Детей нужно научить играть по слуху.

Музыкальная игра-драматизация. Этот вид один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь музыкальный руководитель становится режиссером музыкального спектакля. Он должен уметь выбрать исполнителей ролей, объединить в спектакле различные виды детской деятельности.

  Работа с детьми во всех этих видах деятельности предполагает, творческий подход педагога к содержанию и методам занятий, его собственное творчество, без которого невозможно творчество детей.

 Музыкальный руководитель проводит с детьми на музыкальных занятиях большую общеобразовательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие.

 Главным критерием качества музыкальной работы является возрастающий из года в год уровень музыкального развития детей.  Этот уровень выявляется в процессе проводимых музыкальным руководителем циклов индивидуальных диагностических обследований детей и наблюдений за нами на занятиях.

Диагностика музыкальных способностей – один из самых необходимых и продуктивных разделов музыкального руководителя детского сада. На диагностических  занятиях у ребенка определяются уровни развития каждой из музыкальных способностей, что позволяет выявить качественное своеобразие его системы музыкальности, сильные и слабые звенья, и грамотно построить работу по гармонизации этой системы.

 Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее, чем в процессе обычных занятий, изучить группу детей, выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года.