Рабочие программы

Лукожева Наталья Васильевна

 

ВАРИАНТЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

 

Рабочая программа по разделу «Познавательное развитие»

(старшая группа)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие интеллектуальных и творческих потен­циалов личности дошкольника в ДОУ № 1231 определено через выбор приоритетного направления.

Дошкольное образовательное учреждение № 1231 с 1999 г. осу­ществляет приоритетное интеллектуально-эстетическое направление с обновлением содержания образования дошкольников по различ­ным парциальным программам, расширяющим и углубляющим зна­ния, умения и навыки детей в этой области.

Основные занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня по 20—25 мин. Всего 30 занятий.

Итоговые занятия по темам: 3.

Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).

Особенностью данного курса является выделение на занятиях специального времени, направленного на реализацию националь­но-регионального компонента. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1.    «Изодеятельность», где изучается ДПИ и искусство коми на­рода, используются произведения живописи по сезонам, изготав­ливаются различные изделия в соответствии с тематикой раздела «Познавательное развитие».

2.    «Математическое развитие», где изучаются математические зна­ки, ориентировка в пространстве, на листе бумаги, времени.

3.    «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.

Задачи

1. Формировать элементарные естественно-научные представле­ния об окружающем мире (комплексное представление о природе, многообразие ее объектов и проявлений):

- развивать способность к первоначальной систематизации пред­ставлений о живой и неживой природе в целом;

- систематизировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

- формировать представления о типичных и нетипичных пред­ставлениях сообществ;

- формировать представление о географической карте, глобусе. Учить «читать» элементы географических карт;

- формировать представление о некоторых приборах и приспо­соблениях;

- учить устанавливать элементарные зависимости выбора тех­нического приспособления от цели действий; формировать представление о некоторых технологиях, спосо­бах утилизации;

- уточнять представления детей о предметах, их существенных при­знаках. Учить различать окружающие предметы, знать их назначе­ние, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

2. Учить адекватным, социально-приемлемым способам выраже­ния своего отношения к окружающим, доброжелательному и мотивированному высказыванию своих притязаний.

Развивать первичные приемы логического мышления (формироватьспособность к наблюдению, сравнению, обобщению, класси­фикации, установлению закономерностей, интеграции информации). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

4. Воспитывать: любознательность; любовь и интерес к родному краю,Родине, природе, уважение к людям труда; творческое созидательное отношение к природе; интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема 1. «Государство» (5 занятий)

Страна — РФ, многонациональная. В ней много городов и сел. Москва — столица, главный город. Есть Кремль, символы: флаг РФ, герб, гимн. Существуют разные страны, представляющие собой Родину для других людей. Некоторые общие сведения об особенностях природы, хозяйства, культуры южных республик.

Национально-региональный компонентРеспублика Коми (РК) — Родина коми народа. Ее города, села. Сыктывкар — столица, главный город. Достопримечательности РК. Карта РК. Некоторые общие сведения о природе, хозяйстве, культуре РК. Улицы, районы города Сыктывкара.

Компонент ДОУ: изображение ближнего и отдаленного пространствас помощью условных знаков и символов на картах (планы местности, виды карт). Зависимость образа жизни людей от природных условий (устройство дома, одежда, распорядок дня).

Тема 3. «Армия» (3 занятия)

Воины охраняют границы Родины. Есть пехотинцы, танкисты, моряки, летчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники. В годы Великой Отечественной войны солдаты храбро сражались и защищали страну от врагов. Герои войны. Основные праздники воен­ных — 23 февраля, 9 Мая.

Национально-региональный компонент: герои войны РК; воинские части РК.

Компонент ДОУ: армия в разное время. Военный транспорт в разное время.

Тема 4. «Труд взрослых» (3 занятия)

Труд людей, результаты труда, значимость труда. Труд строите­лей (каменщик, маляр, плотник), колхозников (хлебороб, живот­новод, овощевод). Работников швейной фабрики (закройщик, швея), работников транспорта (шофер, водитель, машинист). Техника, спо­собствующая труду людей.

Национально-региональный компонент: труд людей РК (шахтер, нефтегазопромышленник; охотник, оленевод). Сыктывкарский ЛПК (профессии и производство), герои труда РК.

Компонент ДОУ: природохозяйственная деятельность человека и ее последствия. Поведение, которое мешает и которое помогает. Отрасли: торговля, банковское дело. Труд работников почты. Средства связи (рабо­та диктора, редактора, журналиста, фотографа, кино- и звукооператора). Труд милиционеров, пожарных, спасателей. Технологии в производстве.

 

Календарно-тематический план работы может быть представлен в виде следующей формы:

 

Дата

(ме­сяц)

Тема заня­тия

Цель занятия (на усмот­рение педагога)

Содержание занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовая

про­грамма

Национально-региональный компонент

Ком­понент ДОУ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

В данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и на­выкам воспитанников дифференцированы по принадлежности к базо­вой программе и сопутствующим компонентам и представлены в табл. 1.

                Таблица 1

Требования к уровню подготовки

 

Воспитан­ник должен

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

Знать

Страну, ее главный го­род Москву, рода войск

Название Рес­публики, в ко­торой живут; главный город

Символы государства, города, РФ, РК

1

2

3

4

Иметь представле-ние

О РФ и одной из южных республик. О труде лю­дей в городе и сельской ме­стности

О труде людей в РК, природе, хозяйстве, культуре РК и их отличии от РФ и других стран

О труде работников торговли,

банка, почты, связи, милиции.

Об улицах, районах города

Сыктывкара.

Об исторических эпохах и

культурах

Уметь

 

 

Наблюдать, описывать и стро­ить предположения по поводу исторического и географиче­ского содержания. Классифи­цировать материальные сви­детельства и хронологии и их функции, а также предметы и явления. Владеть несложными символическими действиями (составлять с помощью взрос­лого простые планы)

Примечание. В таблице представлены только знания и умения по указанным выше темам.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ДОСТИЖЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЙ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ

И НАВЫКАМ ВОСПИТАННИКОВ*

1. Педагогический анализ № 1 (сентябрь) — комплексный (на­звание разработанной диагностики, авторы).

2. Педагогический анализ № 2 (декабрь) — контрольный срез по паpaметрам (наименование параметров и критериев).

3. Педагогический анализ № 3 (май) — комплексный (название разработанной диагностики, авторы).

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. / М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004.

Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей детей 3—7 лет «Ключ к открытию мира».