Познание. (Исследовательская деятельность, формирование целостной картины мира, конструирование)
Рассуждения об организации исследовательской деятельности , интегрированных занятиях и проектной системе
в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
Ребенок раннего возраста настоящий первооткрыватель и самый настоящих "научный деятель" Да такой, что многоногие студенты ему и в подмастерья не годятся. Каждый идет своим путем, все достижения индивидуальны и самостоятельны, никакого плагиата. Все что происходит для малыша это открытие, он постепенно отодвигает рамки знакомого мира вокруг. Переносит знакомые умения в незнакомые ситуации и делает самостоятельные выводы. Простой пример малыш пытается перешагнуть с дивана, на стоящее рядом кресло, через подлокотники, и слышит от взрослых простую, но логичную фразу: "Куда? Стой! Не иди, упадешь!" И вот он уже на прогулке, пытается "с ходу" забраться на пень, приговаривая себе: "Куда? Стой! Не иди, упадешь!". Т.е. ребенок соотнес свои внутренние ощущения, возникающие при совершении опасного действия, с опытом падений при их выполнении в домашних условиях и предупреждение взрослых в совершенно новую для него ситуацию. Он смог выделить опасность, и принять меры: вспомнить предостережение внешнего плана, которые слышал ранее, предупредил сам себя, а затем последовательно изменил двигательное поведение. Малыш забрался на пень на четвереньках.
Ребенок должен уже сейчас понять, что мир един, изменяя его, он будет изменяться сам. Игры и конструирование с песком, водой, природным и строительным материалом, знакомство с изобразительными средствами. Не это ли простор для творческого поиска и открытий каждого дня.
Эвретическая (поисковая) деятельность, когда ребенок многократно выполняет какое - то действие: бросает игрушку, изменяя силу, с которой он это делает, или размах рук; сыплет песок из ладошки; разливает воду на стол, и вслед за этим ребром ладошки из неё устраивает водопад , проливая на пол - это естественный для раннего возраста вид деятельности, хотя для кого- то это просто суета и сплошное безобразие. Роль взрослого создать условия для таких познаний, учить действовать безопасно для своей жизни, установить разумные правила. Не допускать ситуаций путаницы. К примеру, когда игровые персонажи, приходя вечером на занятие, говорят «Доброе утро» как написано в конспекте взятом напрокат или наоборот Не стоит объяснять свои недоработки тем, что малыши все равно ничего не понимают. Каждое слово взрослого или игрового персонажа на занятии, и не только несут образовательные функции, поэтому должны быть хорошо продуманы.…….
Конструирование дает возможность понять физические законы, такие как центр тяжести, действие рычага, представления о скорости и силе ускрения и трения при движении, временные представления и многое другое…То есть усвоить на уровне практического эксперимента при выполнении простых манипуляциях, довольно сложные научные знания.
Организованное занятие позволяет сформировать первоначальные учебные навыки: выполнение дисциплинарных требований в течение определенного времени, умение понимать и принимать задачу адресованную группе, и выполнение общего задания. То есть формировать произвольность поведения и познавательных процессов во взаимодействии при решении общей задачи в одном информационном поле с группой сверстников и взрослым. Т.е. координировать направление своей познавательной деятельности с деятельностью других людей. Для детей дошкольного возраста это трудная задача, поэтому и не стоит перегружать общими занятиями. Интегрированное занятие, объединяющее несколько видов деятельности, позволяет сформировать у детей дошкольного возраста наиболее прочные знания, умения и навыки. А проектная система планирования образовательного процесса наиболее полно соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям, потому что позволяет в рамках общей деятельности предусмотреть и решение индивидуальных задач развития для каждого воспитанника. Как в организованных формах работы так и в самостоятельной деятельности детей, в течении дня. Недели….
Кроме этого в раннем возрасте хорошо использовать недельный цикл реализации проекта. В принципе планируя работу надо помнить периодичность усвоения нового знания, формирования навыка и умения :
1)Ознакомление с новым материалом,
2) Первичное повторение изученной темы через один день.
3) Закрепление изученного материала необходимо через 2-3 дня–
4.)Умение применять полученные знания, умения и навыки в типичных жизненных ситуациях, через 1-2 дня
5) Создание условий для использования умений и знаний и результатов личного опыта по их применению при самостоятельной поисковой, развивающей, игровой деятельности, добывая новые знания, в совместной деятельности со сверстниками.
6) Повторение и закрепление усвоенных знаний в учебной и игровой детальности, как базового опыта для получения нового знаний после длительного перерыва через 1 месяц
7)Контроль автоматизма, диагностика овладением знаниями, умениями, навыками.
На практике, к примеру, для южного региона такая работа с начала сентября будет выглядеть так:
1 Во вторник дети знакомятся с желтым цветом.
2.В четверг рисуют желтые цветы.
3.В понедельник оформляют уголок желтых предметов в группе или на прогулке.
4.В среду групповой праздник или досуговое мероприятие «Сказки желтого цвета» ( Реальный продукт реализации проекта для детей – это подарок «желтые цыплята»- оригами, или выставка рисунков родителей….)
5.Через месяц планирование работы по экспериментированию с цветом и развитию цветовосприятия «Секреты дружбы желтого и синего цвета»
6.Дидактические игры, наблюдения в природе, подготовительная работа и проведение утренника «Желтые цвета осени»
7. Диагностика умений определения желтого цвета по образцу и на основе сравнительной вербальной инструкции «Дай желтый, как солнышко, цветок» ( Образовательный результат уровень освоения знаний, умений и навыков.)
Прочтите первоисточники Л Выготского. Л. Венгера , Подъякова, Запорожца…. И многое станет просто и понятно.
Используйте на первых порах рабочие тетради, образовательной программы, которую реализует дошкольное учреждение, как основу проекта. Это поможет спланировать и работу с родителями и разнообразить условия самостоятельной деятельности детей. И просто поможет создать систему проектно- тематического планирования образовательной деятельности по каждому направлению развития интегрированных качеств…..
Буду рада, если мои длинные рассуждения помогут, понять суть вопроса
С уважением.
Комментарии
Спасибо
Проектно - тематическая система планирования....