"Интегрированный подход в раннем развитии детей"

Алтунова Лилия Фануровна

 

Выступление на семинаре воспитателей   групп раннего возраста ДОУ  на тему «Интегрированные методы обучения  в раннем развитии детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Бавлинского муниципального района РТ

МБДОУ « Детский сад № 4 комбинированного вида»

Выступление на семинаре воспитателей                                                          групп раннего возраста ДОУ                                                                               на тему «Интегрированные методы обучения                                                   в раннем развитии детей»

                                                                                  Подготовила Алтунова Л. Ф.

                                                                                  Музыкальный руководитель

                                                                                  МБДОУ « Детский сад № 4

                                                                                  комбинированного вида»

                                           

Бавлы, 2012 г.

В связи  с новыми  Федеральными государственными требованиями встает  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, т.е. организации интегрированных занятий  в педагогическом процессе.

Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
  4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.      

             Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…»  Эти слова крупнейшего композитора современности  Д.  Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.   Поэтому главная задача педагогов детского сада, по нашему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей.  Музыка, окружающий мир, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все  это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту,  запечатлеть те предметы и явления, которые понравились,  поделиться своими переживаниями  с близкими.   У  детей  пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так           как:

- Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;

- Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно-

образное мышление как основу развития творческой личности;

- Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

- Воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

Содержание интегрированных занятий  мы выстраиваем с учетом следующих  принципов:

  1. принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
  2. принцип целостности образа мира – принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
  3. принцип интегративности – принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой  и познавательной детской деятельности.

На занятиях используем  систему общих дидактических методов обучения как традиционных, так и методов, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение детей: а именно

1. Информационно-рецептивный метод – метод, направленный на организацию и обеспечение восприятия, запоминания детьми готовой информации.

2. Репродуктивный метод – метод, направленный на закрепление, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.

3. Эвристический метод – метод, направленный на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности.

Преимущества интегрированных занятий:

            • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников,  целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
            • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи,  формированию умения  сравнивать,  такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша.
            • углубляются  представления  детей о различных понятиях и  закономерностях, расширяется  кругозор;                                                             

            • эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи,  литературы, пластики движения и др.

Вместе с тем существуют трудности проведения интегрированных  занятий:             

             • Сложность отбора учебного материала.
            • Подробное структурирование занятия, т.е. продумывание каждой части занятия, методов и приемов обучения и развития детей.
            • Проблема личной совместимости педагогов.
            • Общий подход к оценке знаний и умений детей.
            • Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в раннем возрасте, что окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Критерием требований к музыкальному материалу выступает соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, его способность сопереживать чувствам, составляющим основу музыкального произведения,  поэтому мы стараемся подбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Занятия о природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных образах. В результате у детей складывается более емкое, многогранное представление о мире. Современный мир требует шагать в ногу со временем,  в детском саду представить себе работу без компьютеров невозможно. Поэтому  применение компьютерных технологий с яркими наглядными иллюстрациями, картинами, музыкой  открывает для нас - педагогов новые возможности, для детей новые впечатления. Такие средства обучения  ненавязчиво учат  малышей: 

  1. умению различать форму и цвет предметов, животных и растений и др.;
  2. узнавать  какие бывают игрушки, например – машины,  самолеты, куклы и т.д.
  3. знакомят с чудесами природы;
  4. наглядно показывают окружающий мир.

Занятия в раннем возрасте проходят в игровой форме,   и  оно будет еще  интересней и эмоциональной,  если вносятся различные игрушки и живые персонажи. Игрушки   можно менять, а можно оставить на протяжении всего учебного года.  Например, возьмем Зайку и рассмотрим тему « Весна». Дети приходят в музыкальный зал и музыкальный руководитель говорит, что к нам пришел сегодня какой - то гость, а ребятки   попробуют угадать его  через музыкальную загадку  ( музыкальная загадка звучит  с показом небольшого сюжета через ММЭ). После прослушивания воспитатель знакомит детей с  Зайкой. Рассказывает, что Зайка много знает, но хочет знать еще больше, поэтому будет приходить  в гости к ребяткам на занятия.  Зайка «рассказывает» о своих наблюдениях: как он любовался весенними ручейками, птицами, ярким солнышком, первыми цветочками, дождиком. Затем все разучивают песенку о весне, дождичке, или какую -  нибудь  пляску по теме. Далее  можно  просмотреть  несколько слайдов  про дождик или  под музыку  изобразить дождик на бумаге.