"Интегрированный подход в раннем развитии детей"
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Бавлинского муниципального района РТ
МБДОУ « Детский сад № 4 комбинированного вида»
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ на тему «Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей»
Подготовила Алтунова Л. Ф.
Музыкальный руководитель
МБДОУ « Детский сад № 4
комбинированного вида»
Бавлы, 2012 г.
В связи с новыми Федеральными государственными требованиями встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, т.е. организации интегрированных занятий в педагогическом процессе.
Потребность в этом объясняется целым рядом причин:
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
- Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;
- Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна… любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…» Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Поэтому главная задача педагогов детского сада, по нашему мнению – научить детей с самого раннего детства воспринимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, способствовать становлению хорошего музыкального вкуса, приобщать к первоначальным исполнительским навыкам, то есть заложить основу, на которой далее развертывалось бы музыкальное творчество детей. Музыка, окружающий мир, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:
- Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
- Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно-
образное мышление как основу развития творческой личности;
- Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
- Воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.
Содержание интегрированных занятий мы выстраиваем с учетом следующих принципов:
- принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
- принцип целостности образа мира – принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
- принцип интегративности – принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой и познавательной детской деятельности.
На занятиях используем систему общих дидактических методов обучения как традиционных, так и методов, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение детей: а именно
1. Информационно-рецептивный метод – метод, направленный на организацию и обеспечение восприятия, запоминания детьми готовой информации.
2. Репродуктивный метод – метод, направленный на закрепление, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.
3. Эвристический метод – метод, направленный на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности.
Преимущества интегрированных занятий:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, такие занятия снимают перенапряжение, перегрузку организма малыша.
• углубляются представления детей о различных понятиях и закономерностях, расширяется кругозор;
• эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Вместе с тем существуют трудности проведения интегрированных занятий:
• Сложность отбора учебного материала.
• Подробное структурирование занятия, т.е. продумывание каждой части занятия, методов и приемов обучения и развития детей.
• Проблема личной совместимости педагогов.
• Общий подход к оценке знаний и умений детей.
• Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в раннем возрасте, что окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Критерием требований к музыкальному материалу выступает соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, его способность сопереживать чувствам, составляющим основу музыкального произведения, поэтому мы стараемся подбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Занятия о природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных образах. В результате у детей складывается более емкое, многогранное представление о мире. Современный мир требует шагать в ногу со временем, в детском саду представить себе работу без компьютеров невозможно. Поэтому применение компьютерных технологий с яркими наглядными иллюстрациями, картинами, музыкой открывает для нас - педагогов новые возможности, для детей новые впечатления. Такие средства обучения ненавязчиво учат малышей:
- умению различать форму и цвет предметов, животных и растений и др.;
- узнавать какие бывают игрушки, например – машины, самолеты, куклы и т.д.
- знакомят с чудесами природы;
- наглядно показывают окружающий мир.
Занятия в раннем возрасте проходят в игровой форме, и оно будет еще интересней и эмоциональной, если вносятся различные игрушки и живые персонажи. Игрушки можно менять, а можно оставить на протяжении всего учебного года. Например, возьмем Зайку и рассмотрим тему « Весна». Дети приходят в музыкальный зал и музыкальный руководитель говорит, что к нам пришел сегодня какой - то гость, а ребятки попробуют угадать его через музыкальную загадку ( музыкальная загадка звучит с показом небольшого сюжета через ММЭ). После прослушивания воспитатель знакомит детей с Зайкой. Рассказывает, что Зайка много знает, но хочет знать еще больше, поэтому будет приходить в гости к ребяткам на занятия. Зайка «рассказывает» о своих наблюдениях: как он любовался весенними ручейками, птицами, ярким солнышком, первыми цветочками, дождиком. Затем все разучивают песенку о весне, дождичке, или какую - нибудь пляску по теме. Далее можно просмотреть несколько слайдов про дождик или под музыку изобразить дождик на бумаге.