Обеспечение реализации Концепции патриотического воспитания детей в ДОУ №37 "Звездочка"

В Концепции  патриотического воспитания граждан РФ и РС (Я) говориться: «Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма».

Государственная программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2016 годы», утвержденная Постановлением Правительства РС(Я) определили основные пути  патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, природы родного края.

Знакомство с родным городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству. Мы педагоги и родители должны помнить, что воспитывать любовь  к Родине – значить связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.                                                                                                                                                    

Понимая значимость данной проблемы, дошкольные учреждения активно включились в работу по реализации правительственной программы в детских садах.

Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы к решению проблем патриотического воспитания.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработки инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Большое внимание в современных программах, особенно парциальных, уделяется приобщению детей к народной культуре как средству формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает стране и происходящих событий, тем сложнее ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. 

            Наше дошкольное учреждение №37 «Звездочка» в воспитании и обучении детей, использует образовательную программу, в которой  наряду с сохранением и укреплением здоровья детей      одной из задач педагогов и специалистов является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание – часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух », вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.

Для расширения  деятельности по патриотическому воспитанию наше учреждение работает по дополнительным авторским программам.

В данной деятельности  выбраны следующие приоритеты:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должно быть национальным.
  • Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты, присущие ему нравственные ценности.
  • Народные праздники и традиции должны занимать большое место в приобщении к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача нас  педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, мы  должны сами  знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где мы живем. 

В нашем учреждении особое внимание уделяется работе с родителями. Мы понимаем, что без их помощи, без доброжелательного и партнерского общения, нам было бы не просто выполнить все задуманное и запланированное. Очень радует то, что родители принимают активное участие в проведении мероприятий, в тематических утренниках, изготовлении поделок к выставкам.

В заключении хочу сказать, что  воспитательная цель патриотизма состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от живописи до архитектуры, от пляски, сказки и музыки до театра.  Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине в ДОУ №37 «Звездочка». 

 

Комментарии

Абсолютно согласна, все правильно. Но хочется добавить - личность воспитателя тоже имеет огромное значение. Его ежедневное обычное поведение. Можно организовывать незабываемые праздники с национальной символикой и проходить мимо стариков, нуждающихся в простой помощи, например, перейти дорогу. Можно плясать народные танцы и рассказывать народные сказки, а затем разжечь огромный костер на поляне, срубив для этого несколько деревьев.Воспитание патриотизма должно быть естественным, обычным делом и для воспитателя, и для родителя. Это не обязательно отдельное мероприятие. Это обычная для цивилизованного человека работа души. Такого человека зовут Личностью.