Логопункт в ДОУ. А как у вас?

Круогла Елена Константиновна

В г. Томске с целью увеличения кол-ва  мест в детских садах в свое время были закрыты практически все  логопедические группы и вышло положение о логопунктах ДОУ. У нас существуют  2 вида логопунктов: для детей с НВНР с наполняемостью до 25 человек и  для детей с ТНР с наполнямостью до 12 человек ( на практике больше). Специфика работы изменилась, дети теперь находятся в разных группах и правильно сформировать подгруппы и организовать занятия согласно положению достаточно проблематично, существуют проблемы и  в установлении взаимосвязи с воспитателями. Конечно, со временем приспособились.

Выкладываю частично сокращенный вариант положения. Интересно узнать мнение коллег с других областей .




 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_logopunkte.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Положение о логопункте ДОУ

 Положение  о логопедическом пункте дошкольного    образовательного

 учреждения.

Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) в условиях современных подходов к коррекционно-образовательному процессу в г, Томске. Положение разработано на основе Закона РФ «Об образовании». Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 №212), Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 14.02.1997 №179), Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием под ред. Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой. Г.В.Чиркиной.

Логопедический пункт создаётся в целях оказания помощи детям в возрасте от 3 до7 лет. имеющим тяжёлые и нерезко выраженные нарушения в развитии устной речи, познавательных процессов, сенсорных нарушений.

Данное положение состоит из двух разделов, учитывая неоднородный состав детей с речевыми нарушениями.

 Раздел 1

Рекомендации для зачисления в логопедический пункт ДОУ детей с нерезко  выраженными нарушениями речи.

К негрубым нарушениям относятся:

-нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Дети владеют фразовой речью, адекватно отвечают на вопросы, могут составить несложный рассказ по картине, пересказать простой текст. Объём обиходного словаря приближается к возрастной норме. Ошибки встречаются при выполнении специально подобранных усложнённых заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или мало известных слов: саморубка (мясорубка), селепед (велосипед), фотирует (фотографирует).Словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нём мало слов, обозначающих отвлечённые и обобщённые понятия. Метафоры, сравнения, переносное значение бывает затруднено. Характерны лексические замены: фонтан-водичка льётся, брызгает, скворечник-птички живут. галстук-ленточка. подоконник-окошко с цветами. Значительные трудности испытывают при самостоятельном образовании слов. Например, профессий от названий действий (строить-строитель). существительных от названий признаков (краеный-краснеть): антонимов (густой-редкий, мягкий-чёрствый, храбрый-трусливый). Остаются ошибки в употреблении форм множественного числа (деревы. гнёзды). В активной речи правильно употребляются простые и хорошо отработанные предлоги (в.на.под). Затруднения вызывают сложные предлоги (из-под. из-за. между). Например: Мячик выкатился из шкафа. Дампа висит на столе. Нарушение согласования прилагательных с существительными проявляется в предложениях типа: Мальчик рисует кпасной пучкой и синей каоанлашей.

На фоне развёрнутой речи преобладают простые предложения, недостаточен лексический запас прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. -фонетико-фонематическое  недоразвитие.  В  устной  речи  выявляются  следующие недостатки произношения:

а)      замена звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции

(дудок-гудок, тулак-кулак)

б)      замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но разных по способу образования

(танки-санки)

в)      замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов

артикуляции (фумка-сумка)

г)замена звуков по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (пулка-булка,субы-зубы)

д)замена звуков, одинаковых по способу образования, но различающиеся по признаку твёрдости, мягкости

-фонетическое недоразвитие. Проявляется в отсутствии звука, либо в их искажениях (ыба-рыба, паоход-пароход).

Зачисление детей с негрубыми речевыми расстройствами осуществляется ГГМПконсилиумом ДОУ с 1-15 сентября на основании заключения врача-психиатра и комплексного первичного обследования учителя-логопеда. На каждого ребёнка заполняется речевая карта, общий протокол обследования на момент зачисления и выпуска, подписанный членами ПМПконсилиума. Индивидуальный протокол первичного обследования, дневник динамического наблюдения заполняется в случае необходимости уточнения речевого и клинического заключения для направления воспитанника в лечебно-профилактическое учреждение или в ГПМПК.

Выпуск из логопедического пункта производится ГГМП консилиумом в течение всего учебного года после коррекции нарушений в развитии устной речи. Продолжительность коррекционной работы в логопедическом пункте определяется структурой речевого дефекта.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи — от 1 до 2 лет. Фонетико-фонематическое недоразвитие — от 6 месяцев до 1 года. Фонетическое недоразвитие — от 3 месяцев до 6 месяцев.

Предельная наполняемость группы детей с негрубыми речевыми нарушениями не более 25 чел.

Занятия проводятся в часы, предусмотренные для занятий согласно санитарно-гигиеническим нормам и режиму работы ДОУ. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Периодичность групповых занятий определяется структурой речевого расстройства:

-нерезко выраженное общее недоразвитие речи — не менее 3 раз в неделю;

- фонетико-фонематическое недоразвитие — не менее 2 раз в неделю;

-фонетическое недоразвитие- не менее 2 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с каждым воспитанником проводятся не менее 3 раз в неделю. Структура занятий носит комбинированный, комплексный характер, включающий все структурные    компоненты    речи:     фонетико-фонематические    процессы,    лексику, грамматику, связную речь.

Продолжительность групповых занятий-30-35 минут, индивидуальных, подгрупповых-15-20 минут.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов в неделю.

Содержание деятельности на современном этапе должно быть направлено на решение следующих задач:

-комплексное своевременное выявление детей с нарушениями в развитии на раннем этапе формирования речевых и познавательных процессов (до 3 лет);

-определение причин и механизмов нарушений совместно со всеми участниками образовательного процесса ДОУ;

-разработку комплексных программ в условиях взаимодействия педагогов ПМПконсилиума ДОУ (учитель-логопед, педагог психолог, воспитатель, муз. руководитель, инструктор по физ. культуре, мед. работник) с активным участием родителей (законных представителей ребёнка);

-проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми -консультирование родителей и педагогов по проблемам речевого и общего развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

-сотрудничество с общеобразовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) ОУ, логопедами и врачами детских поликлиник, областным медико-педагогическим центром, ГГГМПК;

-участвует в работе методических объединений, семинаров, творческих групп -представляет руководителю ДОУ ежегодный отчёт   с кратким анализом результатов коррекционно-развивающей работы

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 15 м, отвечающего педагогическим    и    санитарно-гигиеническим    требованиям,    правилам    пожарной безопасности и приспособленного для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

 Раздел 2

Рекомендации к зачислению дошкольников на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организация обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ.

Отбор детей на логопедический пункт для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит городская психолого-медико-педагогическая комиссия по представлению психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ на основании следующих документов:

1. Протокола первичного обследования психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;

2. Характеристики воспитателя;

3. Заключения врача-психиатра;

4. Медицинской карты ребенка.

В ГПМПК для зачисления на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи родители могут обратиться самостоятельно.

Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи детей при следующих заключениях ГПМПК:

1.0бщее недоразвитие речи, обусловленное алалией, ринолалией, афазией, дизартрией.

1. Общее недоразвитие 1 уровня: отсутствие общеупотребительной речи. У детей крайне ограничен словарь, характерна многозначность употребляемых слов, употребление «корневых слов», отсутствие их грамматического оформления. Снижено понимание речи: дети не могут показать название части предметов, оттенки действий, качества предметов, плохо различают грамматические формы. Данные обследования показывают неустойчивость употребления звуков, смазанность артикуляции, использование в речи 1-2 сложными словами. У них нет связной речи.

Дети с 1 уровнем общего недоразвития речи зачисляются на логопункт для детей с ггхелыми нарушениями речи с 3 лет на 4 года обучения.

2.Общее недоразвитие речи II уровня. У детей имеется простая фразовая речь, но ;на грубо аграмматична: отсутствует согласование прилагательных с существительными лсинь ета- красная лента); опускаются предлоги — существительное остается в исходной хорме (Паток изит аман. — Платок лежит в кармане.); смешиваются падежные окончания .Канта танкам- Катается на санках.). Эти дети не владеют навыком словообразования, смешивают слова, близкие по лексическому значению. Воспроизведение звуковой и слоговой структуры, звуконаполняемость слов резко нарушена: дети имеют по 10-15 дефектно произносимых звуков, сокращают количество слогов, имеют низкий уровень восприятия фонем (танита-воспитательница, тупил сима- наступила зима, ипа сек-выпал снег).

Детей со II уровнем общего недоразвития речи следует зачислять пункт на 3 года обучения.

3.Общее недоразвитие речи III вида. Дети с Ш уровнем имеют развернутую фразовую речь с пробелами в лексико-грамматическом и фонетико-фонематическом развитии. Ими допускается неточное употребление названий частей предмета, оттенков действий, качеств предметов; недостаточная сформированность наиболее сложных грамматических форм приводит к пропускам предметов (Мамой кадили макадин. -С мамаой ходили в магазин); к ошибкам в согласовании прилагательных с существительными при изменении их по числам и падежам (Я лисувую синим каладасом и касым кисоськом — Я рисую синим карандашом и красной кисточкой); к ошибкам в употреблении падежных конструкций (Ниги лизат столех) — Книги лежат на столах). Отмечаются затруднения в пользовании сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями предложений (Вова плякаль тому упаль -Вова плакал, потому что упал.)

У большинства детей остаются ошибки в произношении основных групп звуков, а также нарушения слоговой структуры, особенно в правильном воспроизведении звуконаполняемости слов. (Битекаль видает нидетьки. -Библиотекарь выдает книжечки)

. Для зачисления на логопедический пункт необходимо, чтобы у детей было нарушено не менее 2 групп звуков, например: свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 6 звуков.

Детей с III уровнем общего недоразвития следует зачислять на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 лет на 3 года обучения.

3.      Фонетико-фонематическое недоразвитие, обусловленное дизартрией,

ринолалией. Для детей с ФФН характерно незаконченность формирования

фонематического восприятия и нарушение произношения звуков. У таких детей

отмечаются элементы отставания в лексико-грамматическом развитии.

Для зачисления на логопункт необходимо, чтобы у ребенка было нарушено не менее 2 групп звуков, например: свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 6 звуков.

Дети с ФФН зачисляются на логопункт для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 лет на 2 года обучения.

4.      Недостаточная сформированность речевых средств обусловленная задержкой психического развития. Дети с ЗПР зачисляются на логопункт с 3 лет на 4 года обучения.

5. 3аикание. Дети с заиканием принимаются на логопедический пункт с 3 лет на 1 год обучения.

6.  В порядке исключения на логопедический пункт принимаются дети с недостаточной сформированностью речевых средств, обусловленной нарушением слуха легкой и средней степени тяжести, ранним детским аутизмом. Дети с нарушением слуха и ранним детским аутизмом зачисляются на логопункт с 3 лет на 4 года обучения.

7.Дети, имеющие противопоказания для пребывания в ДОУ, могут быть зачислены на логопункт и заниматься по индивидуальному, щадящему графику, составленному ПМПк ДОУ и утвержденному ГПМПК.

Количество воспитанников, одновременно занимающихся на логопункте, не должно превышать 12 детей с тяжелыми нарушениями речи. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения на один логопункт. По возможности дети должны находится в одной детской группе. В случае необходимости на логопункт зачисляются дети более младшего или старшего возраста. При этом дети могут быть воспитанниками других групп и посещать логопункт в соответствии с расписанием. Решение вопроса о детской группе находится в компетенции заведующей ДОУ.

Продолжительность групповых логопедических занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных -10-20 минут.

В 1 периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 2 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка только индивидуально 4- 5 раз в неделю.

Во втором периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 3 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка только индивидуально 4- 5 раз в неделю.

В третьем периоде обучения групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 5 раза в неделю. Работа по формированию звуковых средств языка фронтально 2 раза в неделю. Индивидуальные занятия проводятся только с детьми, речевое нарушение которых требует значительных коррекционных усилий.

Выпуск из логопедического пункта осуществляет ГПМПК.