"Использование разных форм работы с родителями при подготовке детей к школе"
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В статье 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Воспитатель при этом оказывает поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяют родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, а для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дают возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. По мере развития взаимоотношений между семьей и детским садом крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, были разработаны разнообразные способы вовлечения в работу детского сада большей части семей.
Нами были выделены следующие уровни участия родителей в жизни детского сада:
- Оказание родителями разовой помощи.
- Использование способностей родителей при проведении занятий и праздников
- Становление родителей добровольными помощниками на постоянной основе
- Помощь родителей в определении основных направлений работы в группе.
В работе с родителями нами поставлены следующиецели:
- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей были поставлены следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Мы выделилидва основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:
Первое направление– повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Второе направление– привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий в праздниках и развлечений.
Основные принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду подразделяются на:
- коллективные
- индивидуальные
- наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания
- беседы, круглые столы, практикумы, тренинги
- беседы о профессиях с участием родителей для детей
- совместные экскурсии в школу
- выставки детских работ, изготовленных родителями
- участие родителей в проведении праздников
- организация дней открытых дверей в детском саду
- совместное создание предметно – развивающей среды
На родительское собрание в начале года был приглашен учитель школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей. В конце года планируется организовать практикум «Проверяем готовность ребенка к школе» совместно с учителями, психологом и логопедом, на котором родители смогут задать свои вопросы и собрание «Старший дошкольник – будущий первоклассник».
Была проведена беседа «Скоро в школу» из которой родители узнали, как преодолеть трудности при поступлении детей в школу, узнали о том, как можно проверить готовность ребенка к школе, задавали вопросы о подготовке детей к школе. В конце года планируется провести тренинг «Как помочь родителям подготовить ребенка к школе, используя игры и игрушки?»
Родители провели беседы с детьми о профессиях репортера, артистов театра оперы и балета. Детям был представлен фотомонтаж работы репортера и атрибуты работников театра. Беседы о профессиях планируется организовывать в течение всего года.
Была проведена совместная экскурсия с родителями и детьми в школу № 93, где все ознакомились с помещениями школы, их назначением, работой коллектива. Планируется экскурсии в школу № 73 и № 24 в течение года.
Планируется организация дня открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий для выявления недостающих знаний.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены: праздники «Осенний праздник», «23 февраля», «День рождения», совместные выставки с детьми « Осенины», «Подарок деду Морозу», «Мой родной город», «День защитника Отечества».
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить ширму для показа спектаклей, сшили костюмы для праздников, занавески, оформили ателье, уголок дежурства. Также не отказывались в ремонте игрушек, мебели,
К индивидуальным формам относятся:
- консультации
- анкетирование
Были проведены индивидуальные работы: консультация «Что следует знать родителям при подготовке ребенка к школе», анкетирование «Что вы знаете о своем ребенке?». В результате обогатился опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. В течение года планируется проведение анкетирования «Как помочь учиться», консультаций «Воспитание ответственности и самостоятельности», «Готовим ребенка к вступительному собеседованию в школе».
К наглядно – информационным формам относятся:
- родительские уголки
- папки – передвижки
- выпуски газет
- рекламно – информационные стенды
- видеопрезентации
- памятки
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она помогала активировать родителей мы используем в своей работе папки – передвижки «Готовим будущего первоклассника», «Игры на пороге школы», рекламно – информационные стенды «Воспитание уверенности в себе и самоуважения, выпуски газет «Игры на пороге школы», «Готовность ребенка к школе», памятка «Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?», видеопрезентация проекта «Я иду в школу».
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_raznyh_form_raboty_s_roditelyami_pri_podgotovke_detey_k_shkole.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование разных форм работы с родителями при подготовке детей к школе».
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В статье 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Воспитатель при этом оказывает поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяют родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, а для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дают возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества
Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. По мере развития взаимоотношений между семьей и детским садом крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, были разработаны разнообразные способы вовлечения в работу детского сада большей части семей.
Нами были выделены следующие уровни участия родителей в жизни детского сада:
- Оказание родителями разовой помощи.
- Использование способностей родителей при проведении занятий и праздников
- Становление родителей добровольными помощниками на постоянной основе
- Помощь родителей в определении основных направлений работы в группе.
В работе с родителями нами поставлены следующие цели:
- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
- установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей были поставлены следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:
Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий в праздниках и развлечений.
Основные принципы организации работы с семьей:
- Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду подразделяются на:
- коллективные
- индивидуальные
- наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся:
- родительские собрания
- беседы, круглые столы, практикумы, тренинги
- беседы о профессиях с участием родителей для детей
- совместные экскурсии в школу
- выставки детских работ, изготовленных родителями
- участие родителей в проведении праздников
- организация дней открытых дверей в детском саду
- совместное создание предметно – развивающей среды
На родительское собрание в начале года был приглашен учитель школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей. В конце года планируется организовать практикум «Проверяем готовность ребенка к школе» совместно с учителями, психологом и логопедом, на котором родители смогут задать свои вопросы и собрание «Старший дошкольник – будущий первоклассник».
Была проведена беседа «Скоро в школу» из которой родители узнали, как преодолеть трудности при поступлении детей в школу, узнали о том, как можно проверить готовность ребенка к школе, задавали вопросы о подготовке детей к школе. В конце года планируется провести тренинг «Как помочь родителям подготовить ребенка к школе, используя игры и игрушки?»
Родители провели беседы с детьми о профессиях репортера, артистов театра оперы и балета. Детям был представлен фотомонтаж работы репортера и атрибуты работников театра. Беседы о профессиях планируется организовывать в течение всего года.
Была проведена совместная экскурсия с родителями и детьми в школу № 93, где все ознакомились с помещениями школы, их назначением, работой коллектива. Планируется экскурсии в школу № 73 и № 24 в течение года.
Планируется организация дня открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий для выявления недостающих знаний.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены: праздники «Осенний праздник», «23 февраля», «День рождения», совместные выставки с детьми « Осенины», «Подарок деду Морозу», «Мой родной город», «День защитника Отечества».
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить ширму для показа спектаклей, сшили костюмы для праздников, занавески, оформили ателье, уголок дежурства. Также не отказывались в ремонте игрушек, мебели,
К индивидуальным формам относятся:
- консультации
- анкетирование
Были проведены индивидуальные работы: консультация «Что следует знать родителям при подготовке ребенка к школе», анкетирование «Что вы знаете о своем ребенке?». В результате обогатился опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. В течение года планируется проведение анкетирования «Как помочь учиться», консультаций «Воспитание ответственности и самостоятельности», «Готовим ребенка к вступительному собеседованию в школе».
К наглядно – информационным формам относятся:
- родительские уголки
- папки – передвижки
- выпуски газет
- рекламно – информационные стенды
- видеопрезентации
- памятки
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она помогала активировать родителей мы используем в своей работе папки – передвижки «Готовим будущего первоклассника», «Игры на пороге школы», рекламно – информационные стенды «Воспитание уверенности в себе и самоуважения, выпуски газет «Игры на пороге школы», «Готовность ребенка к школе», памятка «Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?», видеопрезентация проекта «Я иду в школу».
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.
- Мне нравится (1)