"Использование разных форм работы с родителями при подготовке детей к школе"

Магомедова София Станиславовна

 

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В статье 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

        Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Воспитатель при этом  оказывает поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяют родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, а для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дают возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

 Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. По мере развития взаимоотношений  между семьей и детским садом крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.

 

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, были разработаны разнообразные способы вовлечения в работу детского сада большей части семей.

 

Нами были выделены следующие уровни участия родителей в жизни детского сада:

  1. Оказание родителями разовой помощи.
  2. Использование способностей родителей при проведении занятий и праздников
  3. Становление родителей добровольными помощниками на постоянной основе
  4. Помощь родителей в определении основных направлений работы в группе.

 

В работе с родителями нами поставлены следующиецели:

      -  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями

      -  установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

      -  вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

 

Для скоординированной работы детского сада и родителей были поставлены  следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

 

Мы выделилидва основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление– повышение уровня педагогической   компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии,  круглые столы.

Второе направление– привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий в праздниках и развлечений.

 

Основные принципы  организации работы с семьей:

 - Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

 

Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду подразделяются на:

-  коллективные

- индивидуальные

-  наглядно-информационные.

 

К коллективным формам относятся:

- родительские собрания

- беседы, круглые столы, практикумы, тренинги

- беседы о профессиях с участием родителей для детей

- совместные экскурсии в школу

- выставки детских работ, изготовленных родителями

- участие родителей в проведении праздников

- организация дней открытых дверей в детском саду

- совместное создание предметно – развивающей среды

На родительское собрание в начале года был приглашен  учитель школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей. В конце года планируется организовать практикум «Проверяем готовность ребенка к школе» совместно с учителями, психологом и логопедом, на котором родители смогут задать свои вопросы и собрание «Старший дошкольник – будущий первоклассник».

Была проведена беседа «Скоро в школу» из которой родители узнали, как преодолеть трудности при поступлении детей в школу, узнали о том, как можно проверить готовность ребенка к школе, задавали вопросы о подготовке детей к школе. В конце года планируется провести тренинг «Как помочь родителям подготовить ребенка к школе, используя игры и игрушки?»

Родители провели беседы с детьми о профессиях  репортера, артистов театра оперы и балета. Детям был представлен фотомонтаж работы репортера и атрибуты работников театра. Беседы о профессиях  планируется организовывать в течение всего года.

Была проведена совместная экскурсия с родителями и детьми в школу № 93, где все ознакомились с помещениями школы, их назначением, работой коллектива. Планируется экскурсии в школу № 73 и № 24 в течение года.

Планируется  организация дня открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий для выявления недостающих знаний.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены: праздники «Осенний праздник», «23 февраля», «День рождения», совместные выставки с детьми « Осенины», «Подарок деду Морозу», «Мой родной город», «День защитника Отечества».

Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить ширму для показа спектаклей, сшили костюмы для праздников, занавески, оформили ателье, уголок дежурства. Также не отказывались в ремонте игрушек, мебели,

К индивидуальным формам относятся:

- консультации

- анкетирование

Были проведены индивидуальные работы: консультация «Что следует знать родителям при подготовке ребенка к школе»,  анкетирование «Что вы знаете о своем ребенке?». В результате обогатился опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. В течение года планируется проведение анкетирования «Как помочь учиться», консультаций «Воспитание ответственности  и самостоятельности», «Готовим ребенка к вступительному собеседованию в школе».

К наглядно – информационным формам  относятся:

- родительские уголки

- папки – передвижки 

- выпуски газет

- рекламно – информационные стенды

- видеопрезентации

- памятки

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она помогала активировать родителей мы используем в своей работе папки – передвижки «Готовим будущего первоклассника», «Игры на пороге школы», рекламно – информационные стенды «Воспитание уверенности в себе и самоуважения, выпуски газет «Игры на пороге школы», «Готовность ребенка к школе», памятка «Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?», видеопрезентация проекта «Я иду в школу».

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Использование разных форм работы с родителями при подготовке детей к школе».

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». В статье 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

        Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Воспитатель при этом  оказывает поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяют родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно, а для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дают возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества

 Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. По мере развития взаимоотношений  между семьей и детским садом крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. 

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, были разработаны разнообразные способы вовлечения в работу детского сада большей части семей.

Нами были выделены следующие уровни участия родителей в жизни детского сада:

  1. Оказание родителями разовой помощи.
  2. Использование способностей родителей при проведении занятий и праздников
  3. Становление родителей добровольными помощниками на постоянной основе
  4. Помощь родителей в определении основных направлений работы в группе.

В работе с родителями нами поставлены следующие цели:

      -  создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями

      -  установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

      -  вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей были поставлены  следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической   компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии,  круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации совместных мероприятий в праздниках и развлечений.

Основные принципы  организации работы с семьей:

 - Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Формы взаимодействия, которые мы используем с родителями в детском саду подразделяются на:

-  коллективные

- индивидуальные

-  наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся:

- родительские собрания

- беседы, круглые столы, практикумы, тренинги

- беседы о профессиях с участием родителей для детей

- совместные экскурсии в школу

- выставки детских работ, изготовленных родителями

- участие родителей в проведении праздников

- организация дней открытых дверей в детском саду

- совместное создание предметно – развивающей среды

На родительское собрание в начале года был приглашен  учитель школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей. В конце года планируется организовать практикум «Проверяем готовность ребенка к школе» совместно с учителями, психологом и логопедом, на котором родители смогут задать свои вопросы и собрание «Старший дошкольник – будущий первоклассник».

Была проведена беседа «Скоро в школу» из которой родители узнали, как преодолеть трудности при поступлении детей в школу, узнали о том, как можно проверить готовность ребенка к школе, задавали вопросы о подготовке детей к школе. В конце года планируется провести тренинг «Как помочь родителям подготовить ребенка к школе, используя игры и игрушки?»

Родители провели беседы с детьми о профессиях  репортера, артистов театра оперы и балета. Детям был представлен фотомонтаж работы репортера и атрибуты работников театра. Беседы о профессиях  планируется организовывать в течение всего года.

Была проведена совместная экскурсия с родителями и детьми в школу № 93, где все ознакомились с помещениями школы, их назначением, работой коллектива. Планируется экскурсии в школу № 73 и № 24 в течение года.

Планируется  организация дня открытых дверей для родителей с просмотром итоговых занятий для выявления недостающих знаний.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены: праздники «Осенний праздник», «23 февраля», «День рождения», совместные выставки с детьми « Осенины», «Подарок деду Морозу», «Мой родной город», «День защитника Отечества».

Хотелось бы сказать об одном важном  моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае,  и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить ширму для показа спектаклей, сшили костюмы для праздников, занавески, оформили ателье, уголок дежурства. Также не отказывались в ремонте игрушек, мебели,

К индивидуальным формам относятся:

- консультации

- анкетирование

Были проведены индивидуальные работы: консультация «Что следует знать родителям при подготовке ребенка к школе»,  анкетирование «Что вы знаете о своем ребенке?». В результате обогатился опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. В течение года планируется проведение анкетирования «Как помочь учиться», консультаций «Воспитание ответственности  и самостоятельности», «Готовим ребенка к вступительному собеседованию в школе».

К наглядно – информационным формам  относятся:

- родительские уголки

- папки – передвижки  

- выпуски газет

- рекламно – информационные стенды

- видеопрезентации

- памятки

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того, чтобы она помогала активировать родителей мы используем в своей работе папки – передвижки «Готовим будущего первоклассника», «Игры на пороге школы», рекламно – информационные стенды «Воспитание уверенности в себе и самоуважения, выпуски газет «Игры на пороге школы», «Готовность ребенка к школе», памятка «Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?», видеопрезентация проекта «Я иду в школу».

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы  они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.