Музыкотерапия в движении

Христолюбова Вероника Юрьевна

 

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon музыкотерапия в движении32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в движении

Положительный терапевтический эффект имеют произвольные, свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях, научить ориентироваться в пространстве и просто удовлетворить потребность ребенка в движении, в игре, в радостном эмоционально-положительном состоянии.

Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Родителям совершенно необязательно иметь хореографическую подготовку для двигательных импровизаций. Основой для них послужит танцевальный опыт, который имеется у каждого, и обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий характер музыки, связать телесную пластику с музыкальным звучанием.

Такие совместные игры-импровизации направлены прежде всего на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения, портить игру тренажом и проработкой деталей задуманной взрослым пластической композиции. Свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.

Вспомним летние кафе с «живой музыкой», куда молодые родители часто приходят по вечерам вместе с детьми. На этих почти семейных дискотеках танцуют все вместе - и взрослые и дети. Взрослых умиляет, как ребятишки копируют их движения. А дети счастливы, отплясывая вместе с мамами и папами в общем кругу. Это замечательная традиция двигательного общения детей и взрослых, которая рождается на наших глазах. Стоит ее всячески поддерживать и культивировать среди молодых родителей, не забывать об этом способе общения со своими детьми и на домашних праздниках и торжествах.

А в ситуации будней такие двигательно-музыкальные игры можно проводить с ребенком как музыкальные паузы в процессе каких-либо занятий или как зарядки, «разминки», «согревалки». Играя с ребенком в паре, взрослый может уделить внимание особенно важным с точки зрения музыкальной терапии моментам организации двигательных импровизаций.

Взрослому следует своими действиями побуждать ребенка к двигательному заполнению всего пространства комнаты, в которой проходит игра. Важно, чтобы все игровое пространство было освоено ребенком, чтобы он мог в нем ориентироваться и не бояться совершать разнообразные передвижения. Поскольку взрослый является ведущим в игре, он может продемонстрировать ребенку приемы освоения пространства, подключив выдумку, юмор и находчивость. Например, он может неожиданно сменить движение вперед на «задний ход», в конце музыкальной фразы присесть на стул, «запутать» движение в центре комнаты частыми переходами в разные ее концы и т. д. Конечно же, эти действия должны соответствовать характеру музыки, превращаться в выразительные эпизоды или мини-сюжеты. Дети же воспринимают подобные действия как забавные игровые ситуации, активизирующие их внимание и реакцию.

Следует развивать способность ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно ее воплощать. Достигнуть этого также можно с помощью игровых приемов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев. Значимым для выработки способности к телесному воплощению музыкального метра является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов - хлопков, щелчков, притопов в такт музыке.

Слаженные, ритмичные движения обладают колоссальным терапевтическим эффектом. Особенно значим эффект ритмического остинато (от итал. ostinato - многократно повторяющийся ритмический или мелодический оборот) - вспомните всемирно известный «Танец маленьких утят». В традиционной культуре коллективное выстраивание единого темпа и ритма в пении и движении с помощью остинато используется как оптимальная структура для энергообмена всех участвующих в действе. Подобный энергообмен имеет направленный психологический эффект, это либо своеобразная терапия, либо внушение всем присутствующим определенных состояний, соответствующих ситуации. Ритмическая упорядоченность движений рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.

Важным моментом является выработка мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объемности музыкального звучания само по себе является успокаивающим, терапевтическим средством.

В музыкальной педагогике названием «музыкальная пластика» часто заменяют название «музыкально-ритмическое движение». В нашем сознании понятие пластичности движений рук и тела человека связано с представлением о мягкости, закругленности, «музыкальности» движений. Мягкие, пластичные движения рук и тела человека не случайно вызывают музыкальные ассоциации. Музыкальные звуки и интонации длятся во времени, развертываются в пространстве и заполняют его собой. Телесное воплощение этого особого качества музыкальной ткани - протяженности и объема - возможно именно с помощью пластичных, то есть мягких, гибких, выразительно округлых, перетекающих движений. Даже резкие акценты и четкие ритмы музыки в процессе ее телесного воплощения подвергаются своеобразной пластичной "корректировке", поскольку они существуют в объемном, наполненном звуковом пространстве-времени. Музыкальная пластика - это адекватная музыкальным интонациям выразительность тела, специфическая мягкость, округлость движений, связанная с качеством музыкального звучания - его объемностью и способностью длиться во времени и пространстве.

Развитие пластичности, музыкальности движений способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка. Здесь также могут помочь игровые приемы. Звуки и музыкальные фразы можно «передавать» друг другу, «отправлять» их по воздуху своим партнерам, как воображаемые воздушные шары, «гладить» звуки руками, «сдувать» их, совершать плавные, широкие, раскачивающиеся движения и т. д. С помощью широких потягивающих движений всем телом, равномерных вдохов и выдохов, плавных волнообразных движений руками развивается умение управлять своим телом, расслаблять его, снимать зажимы и напряжение, переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению, что является необходимым для ощущения эмоционального благополучия.