Порядок в квартире - знак бездетности?

Патрикеева Анна Юрьевна


 Обзаведитесь маленьким ребенком – и беспорядок в доме на ближайшие три года вам обеспечен, а может быть, и дольше. Исследовательская деятельность правильно развивающихся малышей безгранична. И разбросанные игрушки – это только цветочки. Без родительского контроля результаты познавательной активности малыша можно сравнить разве что с Мамаевым нашествием: поломанные игрушки, разорванные книжки, изрисованные обои, испорченная техника, разбитая посуда… Конечно, ни один здравомыслящий родитель не будет ставить экспериментов по мотивам фильма «Один дома», но зачастую даже присутствие родителей не способно уберечь дом от разрухи. К сожалению, разрушать, ломать и вытряхивать содержимое шкафов – это пока все, что умеет делать ребенок. Созидать он научится чуть позднее.
Даже в песочнице можно, не зная возраста детей, определить его по особым признакам: дети старше трех лет строят крепости, лепят куличики, а те, которые этого возраста еще не достигли, – ломают и топчут просто потому, что ничего другого пока делать не умеют.
Грань между разрушением и созиданием в играх будет оставаться неясной для детей дошкольного возраста, видимо, даже в том случае, если родители высекут ее для потомства на камне. И все-таки нужно попытаться это сделать, и не для потомства, а для собственного же блага и в интересах ребенка тоже, и, как говорится, «здесь и сейчас».
Конечно, любое ограничение, а тем более ограничение в детском исследовании мира, приостанавливает развитие, делает его навязчивым, несвободным, неполноценным, НО! Но и направляет развитие, делает человечка более адаптивным и даже самостоятельным, не смотря на присутствие родительского контроля. Ведь тем самым мы нацеливаем ребенка на умение делать выбор, свой, но приемлемый к ситуации.
Итак, прежде чем ваш ребенок отпразднует свой первый день рождения, обозначьте грань между «можно» и «нельзя», между «плохо» и «хорошо», между «да» и «нет».  Например, можно рисовать в альбоме, но нельзя рвать и ломать. Позвольте сломать что-нибудь недорогостоящее, но значимое для малыша, пусть он почувствует потерю и невозможность использовать то, что сломалось навсегда. Не спешите, идя на поводу детских слез, заменять сломанное на новое. Показывайте, что вы расстроены не поведением малыша, а невозможностью пользоваться испорченным предметом. Причем акцент должен быть не на ТЫ сломал, а на том, что теперь это НЕ РАБОТАЕТ.
Постоянно учите ребенка гордиться своими и чужими вещами и заботиться о них, разрешая ему «исследовать» и «творить» в определенное время и в определенном месте: рисовать на бумаге, но не на обоях, разбирая игрушечный телефон, а не настоящий.
Очень редко дети разрушают и ломают нарочно. А вот сок из коробочки выливают на пол специально незаметно от мамы, чтобы успеть притащить игрушечную лодочку, шампунь и полотенце и поиграть в «Куп-Куп!» Это не намеренная порча ламината, а важный этап в формировании игровой деятельности.
Заметьте, в какие моменты ребенок склонен к целенаправленным разрушениям (случайности и эксперименты не считаются). Скорее всего, тогда, когда ему скучно и он хочет привлечь ваше внимание. Во время слишком долгих разговоров мамы по телефону или задушевного общения с подругой  даже полуторагодовалый малыш способен перевернуть всю квартиру вверх дном. И если вы убеждены, что бесполезно уговаривать вашего маленького проказника заняться чем-нибудь, пока мама ведет телефонные переговоры или кашеварит на кухне, то лучше всего включить его, например, в процесс приготовления еды (на доступном ему уровне – пусть перекладывает овощи из тарелки в тарелку, хвалите и одобряйте его действия). А на время телефонных разговоров предложите ребенку игрушечный телефон и делайте вид (взглядами, мимикой), что играете в телефонный разговор именно со своим малышом. Во время уборки вручите ему подходящий веник или вооружите влажной тряпкой – ради вашего одобрения малыш расстарается изо всех сил. Главное – содействие, а не реальная помощь, главное, чтобы он почувствовал значимость того, что он делает. Сам факт участия в повседневных хлопотах не оставит малыша равнодушным, а ощущение от привнесенной им пользы (о которой вы, при желании, сообщите всем бабушкам по телефону) зафиксируется как позитивное переживание, а значит – обеспечит желание повторять это снова и снова.
Есть еще один способ увлечь ребенка в кроватке (или манеже) самостоятельной и неопасной игрой на определенное время. Для этого всегда держите в укромном местечке коробку или мешочек с необычными вещицами, которые недоступны ребенку повседневно, а главное, вы должны быть уверены в том, что эти предметы заинтересуют его. Такую коробку нужно использовать крайне редко, иначе, став привычной, она перестанет интересовать малыша. А чтобы заинтриговать ребенка, время от времени пополняйте содержимое коробки новыми предметами. Заметьте: не новыми игрушками, а предметами, вещичками, всякими штучками.  Такую коробку можно наполнить старыми перчатками, шапочками, кошельками вперемежку с пупсиками и музыкальными игрушками. Вспомните себя в детстве, и вы поймете, о чем идет речь. Этакий сундук с древностями позволит взять вам тайм-аут минут на 20-30. В любом случае малыш не забудет просигнализировать вам о том, что он наигрался. Это и есть примерное время, которое он способен проводить в одиночестве. Только тщательно обследуйте каждую вещь на предмет ее безопасности, чтобы ребенок не смог ни уколоться, ни проглотить, ни откусить, ни обмотать вокруг шеи и т.п.
Конечно, к появлению исследователя в доме надо готовиться заранее. Будет лучше, если вы уберете все опасные предметы и то, что можно сломать и повредить. Тогда можно будет избежать излишних запретов. Только детская изобретательность непредсказуема – и это надо учитывать, оставляя ребенка без взрослых даже ненадолго.
Иногда наши квартиры и быт не позволяют сделать среду обитания ребенка более или менее развивающей и настолько безопасной, чтобы оставлять его одного в комнате более  чем на 2 минуты. Хотя за две минуты можно достичь и подоконника, и розетку разблокировать за это время, подставить стул и достать все необходимое, чтобы что-нибудь сломать (в лучшем случае) и причинить вред себе (в худшем случае). Выхода два: либо видеопросмотр всей квартиры, либо вы увлекаете малыша чем-то в том месте, где находитесь сами.
А чтобы не пришлось отчитывать малыша за измазанную или испорченную одежду, запаситесь не слишком дорогими вещами для дома или используйте старую одежду, доставшуюся от братьев-сестер или еще кого-нибудь «по наследству». Ведь есть же у взрослых понятие «спецодежда», с помощью которой они защищают свои смокинги от жирных пятен во время приготовления обеда. Ваш кроха еще, слава Богу, не знает цену вещам, так и не заморачивайте его этим. Среди взрослых не так много тех, кто ходит в театр в засаленном вечернем платье.
Бывают ситуации, когда ребенок требует конкретную вещь и наши опасения по поводу ее целостности в результате детского исследования небезосновательны. В таких случаях стоит либо переключить внимание ребенка, сказав, что сейчас принесете «ДРУГУЮ, но которую можно…», либо предупредите, что «разрешается только потрогать, после чего вещь необходимо убрать на место. Или « Книги не для того, чтобы их рвали. Если хочешь порвать что-нибудь, спроси меня, и я дам тебе», или «Это хрустальное яблоко бить нельзя и кушать тоже. Если ты хочешь, я дам тебе настоящее».
Таким образом, можно, не произнося запрета, предлагать то, чем можно заменить выбранный для исследования объект.
На самом деле, не так сложно организовать даже самую разбушевавшуюся познавательную активность. Как вы уже поняли, ключевые слова самых замысловатых советов – переключить, заменить и предотвратить.  Но если все-таки по каким-либо причинам предотвратить разрушения не удалось, слово скандал все равно не должно включаться в этот список. Ваш гнев только покажет, что вы больше печетесь о вещах, чем о ребенке. Пусть степень вашего огорчения соответствует степени ущерба. И тем более не стоит наказывать детеныша, даже если не было и не могло быть опасности в результате его деятельности, а разрушение или синяк все-таки на лицо. Не концентрируйтесь на проступке, лучше сконцентрируйтесь на обучении  правильной заботе о вещах. А самый лучший способ обучения – это собственный пример.

 

 

Комментарии

Кужелева Наталья Александровна

Моим детям 11 и 5 лет. Мы замкнулись от мира из-за вечного беспорядка. Вроде бы правильно говорила старшей, что буду любить тебя всегда, независимо ни от чего, никаких страхов типа бабаек не внушала. В итоге - всё до фени: обиделась ли мама, огорчилась, плачет, что нет помощи в уборке по дому, или даёт ремня. Младший взял ушные палочки, собираюсь поругать - а он кораблик выкладывает. Мне пед образование только во вред. Мы своим родителям помогали (уборка по дому, поход в магазин, отвести/забрать младшего из Д\С, сдать бутылки, дача, мама уборщицей подрабатывала - подметала с ней на работе), вот мы это делали вопреки всему (времени нам родители столько не уделяли, за этими обязанностями кружок какой-нибудь посещать было некогда, и нищета безотцовщины). А мои дети не хотят помогать в благодарность за всё (кружки, наряды, новогодние костюмы из тетра на заказ, посещение всех выступлений и т.д.)
Давыдова Ирина Валентиновна

Идеальной чистоты с детьми, конечно, нет.Мы очень много "творим". Но после всех занятий убираем всё вместе , дружно и весело. У нас очень гостеприимный дом и иногда вместо двух своих детей бывает и по 5-6 человек.Всем находится и место и занятие по душе. А идеально чисто будет когда дети вырастут, а мне этого не очень-то и хочется. Ведь чем взрослее они становятся,тем самостоятельнее. Я им всё равно нужна буду, но уже не в такой мере. Так что наслаждаюсь их детством и своей незаменимостью.