Коммуникативная культура педагога

 

 

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми .

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане коммуникативная культура педагога предполагает развитие адекватной ориентации педагога в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале ученика, в ситуации и задаче .

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikat._kultura_pedagoga.docx284.62 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

Цель: раскрыть сущность коммуникативной культуры педагога, выявить основные ее составляющие, исследовать методы развития.

Задачи: изучить основные средства общения, рассмотреть особенности педагогического общения, его функции, виды; проанализировать структуру и стили педагогического общения, воздействующие на коммуникативные процессы.

  1. ВВЕДЕНИЕ

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми .

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане коммуникативная культура педагога предполагает развитие адекватной ориентации педагога в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале ученика, в ситуации и задаче .

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

  1. Основная часть: коммуникативная культура педагога.

  1. Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учащимися, учитель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Стили педагогического общения.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!» 

- Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

- Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «учитель—ученики». Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
- Общение-устрашение, негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
-  Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. 

Следует отметить диаметральную противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. В первом случае существуют субъект-объектные отношения, где объектом является ученик, студент, класс, группа. Во втором — субъект-субъектные отношения, при которых педагог взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие — учиться и развиваться под его руководством.

  1. Сотрудничество в педагогике в системе «педагог - ученик».

Развитие коммуникативных способностей педагога.

Условия плодотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества.

1.  Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, основанный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.
2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному проявлению.
3.  Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.
Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

Уровни педагогического общения:

• высокий — характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью и пр.;

• средний;
• низкий — отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи.

Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым.

Эти воздействия можно разделить на два вида:
• положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;

• отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Процесс общения учителя с учениками  может складываться в двух крайних вариантах: 

1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга.

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте», установлению «раппорта» и умению учитывать репрезентативную систему собеседника, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, от умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:
• конструктивная — педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

• организационная — организация совместной учебной деятельности преподавателя и ученика, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;
• коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность учеников о том, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

• информационно-обучающая — показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации ученика в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;
•  эмоционально-корригирующая — реализация в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и учеником;

•  контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка с самоконтролем и самооценкой.
      

3. Педагогический такт, его значение в процессе обучения и воспитания. В.А. Сухомлинский о значении педагогического такта в воспитании подростков и юношества.

Такт – это чувство меры, подсказывающее наиболее деликатную линию поведения по отношению к кому-либо. В деятельности педагога важную роль играет такт вообще и психологический такт в особенности.
Психологический такт, с одной стороны, характеризуется как профессиональное качество педагога, а с другой –как целесообразное общение с учащимися.  Условием тактичного поведения педагога является его умение уважительно строить взаимоотношения с учащимися.
Наиболее существенными признаками психолого-педагогического такта являются:
- человечность.

- учет субъективных состояний учащихся.

- требовательность без грубости и мелочной придирчивости,

- умение слушать учащихся, не выражая безразличия или своего

превосходства.

- общение без раздражительности,

- простота общения, но не допускающая панибратства,

- объективный подход к оценке ответов учащихся,

- юмор без насмешливости.

Педагогический  такт -  интуитивное чувство меры, помогающее   дозировать  воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика  поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости  от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.   

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и  профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический  такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога,  где крайне важны особая внимательность и справедливость.   

Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты,  принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п. Справедливый учитель-это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности,  доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств. 

В.А. Сухомлинский писал: «Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости  знать духовный мир каждого ребенка».  В.А. Сухомлинский считал педагогический такт важным условием учебно-воспитательного процесса. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике.

Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант  самого В.А. Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.


    4. Практическая часть. Различие в способах решения умственных задач детьми.

Контрольные занятия с детьми старшего возраста (подготовительная к школе группа, 6 человек; 2010 – 2011г); воспитатель - Складнева Д. А.

Счётно - конструктивная задача состояла в том, чтобы сложить из палочек флажок: «Надо взять две палочки и положить на стол одну над другой, это будет палка от флажка, а из остальных палочек сложить материю флажка. Когда сложите флажок, посчитайте, сколько палочек пошло на материю флажка, сколько на палку, сколько палочек пошло на весь флажок». Каждому ребенку дается по десять полочек, количество их не называется.

В таблице наглядно представлены способы решения задачи с детьми в середине года и в конце.

В конце года – дети руководствовались счетной задачей и выполнили ее точнее, используя 10 спичек. Конструкции флажка разнообразны, устный счет в пределах десяти ведут правильно.

В середине года – дети руководствовались счетной задачей только при составлении палочки флажка, в остальном или оставили данные им спички (в числе десяти) не использованными, или брали у соседей. Считали плохо. Конструктивную задачу решили однообразно, подражая друг другу.

В связи с этим  я отметила  существенные различия в работе детей в середине и конце года.

Результаты сводятся к следующему: дети ( в конце года) проявляют инициативу и активность в решении вопроса, действуют индивидуально и самостоятельно; дети ( в середине года) действуют путем подражания друг другу, проявляют мало самостоятельности, нет инициативы в разрешении перед ними задачи. Дети склонны решать ту или иную умственную задачу наиболее легким и привычным путем. Поэтому они удовлетворяются первым полученным результатом и не требовательны к себе.

Таким образом, прослеживая процесс овладения детьми знаниями и умениями, можно установить не только доступность этих знаний и умений большинству детей в группе, но также и то важное обстоятельство, что дети в выполнении учебной работы активно вносят что- то свое.

Даже в том маленьком мире несложных рассказов, счетных задачек дети находят свой индивидуальный путь. Значит, развитие познавательного интереса на основе обучения значительно обогащает их.

(Таблицы со способами решения  умственных задач детьми см. в приложении)

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникативная культура педагога – это совокупность приемов и умений, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, в данном случае – педагогическом. Е.В. Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:

- конструктивный,

- организаторский,  

- коммуникативный.  

Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в  различные виды  деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. В силу этого в структуре педагогической деятельности  выделяют и  контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент. 

Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности как отдельных учащихся, так и коллектива в целом. Сюда входят умения выбрать правильный  стиль и тон в общении, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам учащихся.  

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. 

Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника, образно передавать информацию, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.
Структурными компонентами педагогической техники являются:
- коммуникативные умения учителя;

- диагностические умения (определение общей способности группы и

индивидуальных способностей учащихся, прогнозирование результатов;
- психолого-методические умения;

- организаторские умения;

- гностические умения (умения передавать знания);

- исследовательские умения;

- творческие умения.   

Составной частью коммуникативной культуры является самообразовательная работа педагога.   

Утверждение  К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в  современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь  поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он  лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и  образованием».  

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и  источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Для  развертывания процессов саморазвития большое значение  имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый со стоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих.  Если притязания невысоки, то это может привести к  формированию завышенной  самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто  ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как  правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют  высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей  работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку,  избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем  сознании идеальный образ педагога.   

В практической части своей работы я провела контрольные занятия с детьми старшего возраста.

Счётно- конструктивная задача состояла в том, чтобы сложить из палочек флажок: « Надо взять две палочки и положить на стол одну над другой, это будет палка от флажка, а из остальных палочек сложить материю флажка. Когда сложите флажок, посчитайте, сколько палочек пошло на материю флажка, сколько на палку, сколько палочек пошло на весь флажок». Каждому ребенку дается по десять полочек, количество их не называется.

В таблице наглядно представлены способы решения задачи с детьми в середине года и в конце.

В конце года – дети руководствовались счетной задачей и выполнили ее точнее, используя 10 спичек. Конструкции флажка разнообразны, устный счет в пределах десяти ведут правильно.

Выводы: дети ( в конце года) проявляют инициативу и активность в решении вопроса, действуют индивидуально и самостоятельно; дети ( в середине года) действуют путем подражания друг другу, проявляют мало самостоятельности, нет инициативы в разрешении перед ними задачи. Дети склонны решать ту или иную умственную задачу наиболее легким и привычным путем. Поэтому они удовлетворяются первым полученным результатом и не требовательны к себе.

Таким образом, прослеживая процесс овладения детьми знаниями и умениями, можно установить не только доступность этих знаний и умений большинству детей в группе, но также и то важное обстоятельство, что дети в выполнении учебной работы активно вносят что- то свое.

Даже в том маленьком мире несложных рассказов, счетных задачек дети находят свой индивидуальный путь. Значит, развитие познавательного интереса на основе обучения значительно обогащает их.

В результате сделанных выводов я уверена, что

эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию  о соответствии полученных результатов планируемым задачам.

  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога. – Санкт – Петербург, Просвещение, 2004.- 158с.

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев 1969, с.83

  1. Толстой Л. Н. Воспитание других включается в воспитание себя. Из писем и дневников,1865-1902 гг// Полн. собр.,В 90 т. М.,с. 279- 280;

  1. Чернышевский Н. Г. Доверие к детскому уму. Полн. собр. соч.; В 15 т.  М.;1947. С.625                

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ:

Таблицы со способами решения умственных задач детьми старшей группы