Театрализованная деятельность в д\саду.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДЕТСКОМ САДУ
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ
Современные, стремительно изменяющиеся условия развития общества, заставляют и современную педагогику изменять и корректировать свою деятельность. В данный момент педагогика все больше становится развивающей, нежели дидактической. В чем это заключается? В том, что результаты воспитательной и образовательной деятельности должны быть направлены на развитие личности каждого ребенка, на раскрытие его способностей, интересов и творческого потенциала.
В дошкольном возрасте огромную роль в формировании развитой творческой личности игра и разные формы ее проявлений: интеллектуальные игры, спортивные, музыкальные, народные, сюжетно-ролевые, речевые, двигательно-речевые, театрализованные и т.д.
Хотелось бы остановиться на театрализованных играх немного подробнее.
Воспитательные и обучающие возможности театрализованной деятельности широки:
- расширение и обогащение знаний об окружающем мире и всем его многообразии (через образы, краски, звуки, движения; через умение думать, сопоставлять, анализировать и т.д.)
- развитие речи ребенка, его интонационной выразительности;
- развитие чувств, глубоких переживаний, эмпатических открытий приобщает ребенка к духовным ценностям, таким как:(помощь ближнему и слабому, дружба, честность, смелость, любовь к Родине, к красоте родной природы, национальной культуре, традициям своих предков через песни, пляски, сказки, малый народный фольклор, народные гуляния и праздники.) Ведь любой народный праздник – это в своей основе театрализованное обыгрывание жизненных событий, ситуаций, каких-то явлений. Академик Б. М. Теплов (педагог и психолог) отмечал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.»
- формирует опыт социальных навыков поведения (через сказки, былины, фольклор)
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Вот что об этом писал известный композитор Д. Б. Кабалевский: « Воспитание ума и сердца оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.»
В современном агрессивном мире эти качества забыты, потеряли свою ценность и поэтому, нам педагогам необходимо, сегодня возрождать именно духовно-нравственную культуру детей через театрализованную деятельность.
Именно поэтому в требованиях педагогической работы в МДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».
Исходя из критериев данного вида деятельности, каждый педагог обязан:
1создавать условия развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощрять исполнительское творчество;
развивать способность свободно, раскрепощено держаться при выступлении;
- побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
2 приобщать детей к театральной культуре:
- знакомить с устройством театра
- театральными жанрами
- разными видами театра
- обучать навыкам кукловождения;
3 обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с др. видами деятельности педагогического процесса в детском саду (музыкой, живописью, ручным трудом, самостоятельной деятельностью детей и т.д.)
4 способствовать развитию условий взаимодействия взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности (педагог-ребенок-родитель)
- привлекать родителей к театрализованной деятельности через нетрадиционные методы работы (совместные спектакли, концерты, костюмированные представления и т.д.)
Принимая во внимание особенности детской психологии, педагоги должны строить свою работу следующим образом:
- младшим дошкольникам– чаще показывать кукольный театр, обыгрывать с детьми потешки, песенки и т.д.
- старшим –разыгрывать театральные постановки, сказки-драматизации, музыкальные пьесы, спектакли и т.д.
Большое положительное значение для развития творчества в театрализованной деятельности играет предметно-развивающая среда:
- театральный уголок (с разными видами театра)
- уголок ряженья
- зона приватности (специальное место, где ребенок хранит свое личное имущество: украшения, игрушки, костюм, ткань и т.д., который он использует в процессе самостоятельной деятельности)
- полифункциональное помещение (гримерная, театральный и музыкальный зал, комната сказок)
- создание условий для моделирования и экспериментирования в театрализованной деятельности с предметами-заместителями, бросовым и природным материалом, тканями, нитками и т.д.
- (возможно также и)
- Полоролевое разделение зон, отвечающее интересам девочек и мальчиков.
Театрализованные занятия можно разделить на следующие виды:
- показ кукольных спектаклей взрослыми и детьми
- игры-драматизации
- обыгрывание песенок, потешек, пестушек
- разыгрывание сказок, инсценировок
- детская риторика
- этюды на развитие эмоций, мимики, жестов
- режиссерские игры
При проведении таких занятий огромную роль будет играть пример самого педагога: его эмоциональность, искренность и заинтересованность, творчество. Необходимо особое внимание уделять речи – ее интонационной выразительности, четкости.
Цель занятий:
- развитие речи ребенка
- навыков актерского мастерства
- самореализация ребенка, социальное развитие
Чтобы добиться всех этих средств выразительности необходимо:
- во 2-ой младшей группе- формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе - обучать элементам художественно-образных выразительных средств ( мимике, пантомиме, интонированию);
- в старшей группе -совершенствовать художественно-образные и исполнительские умения;
- в подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речи, пластику движений, эмоциональность мимики, сценическую культуру, артистизм.
Примеры театрально-игровых приемов
для развития у детей артистических способностей:
Имитационные игры:
1.«Кот и мыши» 4. «Зайцы и охотники»
2. «Курочки и петушки» 5. «Козочки и Волк»
3.«Лягушки и Аист» 6. «Гуси – лебеди»
7.«Как утка лису вылечила»
Пантомимы ( язык жестов )
1. «Олень гуляет по лесу» 6. «Огонь и лед»
2. «Воображаемая стена» 7. «Строители»
3. «Прогулка по ручью» 8. «Танец волн, огня, ветра…»
4. «Зайка лапку наколол» 9. «Полет бабочек»
5. «Джаз тела» 10. «Сочини свой танец»
Мимика
1.«Чуть-чуть грустно» 5. «Нахмурься, как осенняя туча»
2. «Водный карнавал» 6. «Улыбнись, как кот на солнце»
3. «Испугались медведя» 7. «Позлись!», «Устань!», «Испугайся!»
4. «Холодная снежинка» 8. «Две курицы»
9.«Не сердись, а улыбнись!»
10.«Поссорились»
11.«Капризка»
Двигательно – речевые игры:
1. «Козочка» 5. «Магазин игрушек»
2. «Замри» 6. «Чики-брики»
3. «Качели» 7. «В ушки»
4. «Дуют ветры» 8. «Ладушки с ложками»
Статья взята из источников интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya___deyatelnost.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДЕТСКОМ САДУ
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов ДОУ
Современные, стремительно изменяющиеся условия развития общества, заставляют и современную педагогику изменять и корректировать свою деятельность. В данный момент педагогика все больше становится развивающей, нежели дидактической. В чем это заключается? В том, что результаты воспитательной и образовательной деятельности должны быть направлены на развитие личности каждого ребенка, на раскрытие его способностей, интересов и творческого потенциала.
В дошкольном возрасте огромную роль в формировании развитой творческой личности игра и разные формы ее проявлений: интеллектуальные игры, спортивные, музыкальные, народные, сюжетно-ролевые, речевые, двигательно-речевые, театрализованные и т.д.
Хотелось бы остановиться на театрализованных играх немного подробнее.
Воспитательные и обучающие возможности театрализованной деятельности широки:
- расширение и обогащение знаний об окружающем мире и всем его многообразии (через образы, краски, звуки, движения; через умение думать, сопоставлять, анализировать и т.д.)
- развитие речи ребенка, его интонационной выразительности;
- развитие чувств, глубоких переживаний, эмпатических открытий приобщает ребенка к духовным ценностям, таким как: (помощь ближнему и слабому, дружба, честность, смелость, любовь к Родине, к красоте родной природы, национальной культуре, традициям своих предков через песни, пляски, сказки, малый народный фольклор, народные гуляния и праздники.) Ведь любой народный праздник – это в своей основе театрализованное обыгрывание жизненных событий, ситуаций, каких-то явлений. Академик Б. М. Теплов (педагог и психолог) отмечал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.»
- формирует опыт социальных навыков поведения (через сказки, былины, фольклор)
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Вот что об этом писал известный композитор Д. Б. Кабалевский: « Воспитание ума и сердца оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей.»
В современном агрессивном мире эти качества забыты, потеряли свою ценность и поэтому, нам педагогам необходимо, сегодня возрождать именно духовно-нравственную культуру детей через театрализованную деятельность.
Именно поэтому в требованиях педагогической работы в МДОУ выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».
Исходя из критериев данного вида деятельности, каждый педагог обязан:
1 создавать условия развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощрять исполнительское творчество;
развивать способность свободно, раскрепощено держаться при выступлении;
- побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
2 приобщать детей к театральной культуре:
- знакомить с устройством театра
- театральными жанрами
- разными видами театра
- обучать навыкам кукловождения;
3 обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с др. видами деятельности педагогического процесса в детском саду (музыкой, живописью, ручным трудом, самостоятельной деятельностью детей и т.д.)
4 способствовать развитию условий взаимодействия взрослых и детей в процессе театрализованной деятельности (педагог-ребенок-родитель)
- привлекать родителей к театрализованной деятельности через нетрадиционные методы работы (совместные спектакли, концерты, костюмированные представления и т.д.)
Принимая во внимание особенности детской психологии, педагоги должны строить свою работу следующим образом:
- младшим дошкольникам – чаще показывать кукольный театр, обыгрывать с детьми потешки, песенки и т.д.
- старшим – разыгрывать театральные постановки, сказки-драматизации, музыкальные пьесы, спектакли и т.д.
Большое положительное значение для развития творчества в театрализованной деятельности играет предметно-развивающая среда:
- театральный уголок (с разными видами театра)
- уголок ряженья
- зона приватности (специальное место, где ребенок хранит свое личное имущество: украшения, игрушки, костюм, ткань и т.д., который он использует в процессе самостоятельной деятельности)
- полифункциональное помещение (гримерная, театральный и музыкальный зал, комната сказок)
- создание условий для моделирования и экспериментирования в театрализованной деятельности с предметами-заместителями, бросовым и природным материалом, тканями, нитками и т.д.
- (возможно также и)
- Полоролевое разделение зон, отвечающее интересам девочек и мальчиков.
Театрализованные занятия можно разделить на следующие виды:
- показ кукольных спектаклей взрослыми и детьми
- игры-драматизации
- обыгрывание песенок, потешек, пестушек
- разыгрывание сказок, инсценировок
- детская риторика
- этюды на развитие эмоций, мимики, жестов
- режиссерские игры
При проведении таких занятий огромную роль будет играть пример самого педагога: его эмоциональность, искренность и заинтересованность, творчество. Необходимо особое внимание уделять речи – ее интонационной выразительности, четкости.
Цель занятий:
- развитие речи ребенка
- навыков актерского мастерства
- самореализация ребенка, социальное развитие
Чтобы добиться всех этих средств выразительности необходимо:
- во 2-ой младшей группе - формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе - обучать элементам художественно-образных выразительных средств ( мимике, пантомиме, интонированию);
- в старшей группе - совершенствовать художественно-образные и исполнительские умения;
- в подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речи, пластику движений, эмоциональность мимики, сценическую культуру, артистизм.
Примеры театрально-игровых приемов
для развития у детей артистических способностей:
Имитационные игры:
1. «Кот и мыши» 4. «Зайцы и охотники»
2. «Курочки и петушки» 5. «Козочки и Волк»
3. «Лягушки и Аист» 6. «Гуси – лебеди»
7. «Как утка лису вылечила»
Пантомимы ( язык жестов )
1. «Олень гуляет по лесу» 6. «Огонь и лед»
2. «Воображаемая стена» 7. «Строители»
3. «Прогулка по ручью» 8. «Танец волн, огня, ветра…»
4. «Зайка лапку наколол» 9. «Полет бабочек»
5. «Джаз тела» 10. «Сочини свой танец»
Мимика
1. «Чуть-чуть грустно» 5. «Нахмурься, как осенняя туча»
2. «Водный карнавал» 6. «Улыбнись, как кот на солнце»
3. «Испугались медведя» 7. «Позлись!», «Устань!», «Испугайся!»
4. «Холодная снежинка» 8. «Две курицы»
9. «Не сердись, а улыбнись!»
10. «Поссорились»
11. «Капризка»
Двигательно – речевые игры:
1. «Козочка» 5. «Магазин игрушек»
2. «Замри» 6. «Чики-брики»
3. «Качели» 7. «В ушки»
4. «Дуют ветры» 8. «Ладушки с ложками»