Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театральной деятельности

Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в         театрализованной деятельности

                                                                                                       

         Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами деятельности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость-знак и символ субкультуры детства, являющегося «золотым веком для эмоционального в нас» (В.В. Зень-
ковский).

          Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театральной деятельности дошкольников. Театральная деятельность стимулирует развитие основных психических функций ребёнка, является средством становления его личности и социального опыта. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах:
•    Становление и совершенствование театрализованной деятельности
Влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников;
•    Сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей.
Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста де-
тей и уровня развития театрализованной деятельности. Регулярное фиксирование, проигрывание и обсуждение ситуации, часто возникающих в группе, способствует активизации эмоциональной отзывчивости, проявлению сочувствия, сопереживания, оказанию помощи в отношениях со сверстниками.

         Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчи-вости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении.
         К методам развития эмоциональной отзывчивости А. Т. Злобин относит:
•   Смыслораскрывющие методы, позволяющие детям определить
ценность эмоциональных переживаний («Почему она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.);
•   Установки-общение(«Задай вопрос друг другу о его настроении». )
•   Установки-алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше». )
•  Сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.);
•  Знаково-символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки-средства эмоций(рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё настроение);
•  Мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы,  пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише);
•  Пантомимические этюды («Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось»,«Страшилки» ) ;
•  Рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?», «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь сейчас ты» и др.);
•  Методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т.п.;
•  Игровые методы и др.
Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста.

      Постоянное обращение внимания на ситуации, требующие проявления помощи, сочувствия, сопереживания, позволяет поддерживать эмпатийные проявления у детей. При этом создаётся ситуация выбора, что-бы оказание помощи носило самостоятельный, осознанный характер, а не являлось чьим-то указанием.

     Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников нами разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок-драматизаций, разыгрываемых взрослыми для детей. Благодаря занятиям у дошкольников расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и окружающих. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим.

     Вне занятий педагоги нашего образовательного учреждения активно используют в работе с детьми психологические игры и ритмопластику. Дошкольники привлекаются к играм в уголке ряженья, театрализованным играм, играм-драматизациям, осваивают различные виды театра: театр бибабо, теневой, пальчиковый театр, театр-рукавичку, плоскостной театр.

    Таким образом, участие в театрализованной деятельности, в которой ребёнок в силу её специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего  и содействующего героя или зрителя, побуждает его к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведению.

    Это оставляет глубокий след в эмоциональном опыте дошкольника, влияет на развитие его эмпатийного поведения и характер взаимодействия с окружающим миром.

    Опираясь на собственный опыт и работы Л.В.Артёмовой, А.Н.Брызгаловой, Н.Ф.Губановой, Т. Н.Дороновой, Т.Н.Караманенко и других авторов, мы разработали практические  рекомендации по организации театральной деятельности детей для педагогов нашего образовательного учреждения.
1.    Создать условия для развития у детей театральных творческих способностей:
-   Оборудовать зону театрализованной деятельности и «тихий уголок», где ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру.
-   В зоне театральной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра.
-   Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.
-   В этой зоне должна быть ширма  для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций.) Маски, костюмы для ряженья, музыкальные инструменты.
2.    Продолжительность занятий:
-  10-15 минут – в первой младшей группе
-  10-20 – во второй младшей группе
-  20-25 – в средней группе,
-  25-30 – в старшей  и подготовительной группах.
3.    Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре.
4.    При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей.
5.    При распределении ролей надо следовать основным правилам детского театра:
-   Каждый ребёнок имеет право на роль;
-   Все роли главные
-   Роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка.
6.    Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованных представлениях и спектаклях.
7.    При подготовке спектакля необходимо избегать насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций.
8.    На спектакль желательно приглашать фотографа и видеооператора. Снятый видеофильм помогает детям увидеть себя со стороны.
9.    Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль.

       Благодаря театральной деятельности наши воспитанники проигрывают множество ролей, проживают со своими героями множество жизней, учатся чувствовать, думать, сопереживать. 
                                                                           
                                                                            Желаю удачи в работе.   Спасибо за внимание