Выявление речевых нарушений.
Предварительный просмотр:
ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Устранить речевые нарушения довольно непросто, поэтому, чем раньше речевое нарушение будет выявлено, тем больше шансов на успешное излечение и коррекцию.
Какими критериями надо пользоваться родителям, чтобы на самой ранней стадии определить, что у ребенка не все в порядке? Давайте разбираться.
- Первый и самый простой способ диагностики речевого расстройства у вашего ребенка можно назвать «сравнительный». То есть, надо сравнить речевое развитие ребенка с его ровесниками. Мамы часто гуляют со своими маленькими детьми и делятся «достижениями» своих чад. Так вот, если у нескольких сверстников вашего малыша речевых навыков гораздо больше – стоит обратить на это внимание.
- Давайте сразу оговорим такой момент, что у ребенка нет проблемы со слухом. То есть, врач отоларинголог не находит слуховых проблем.
- Одним из выразительных критериев дизартрической проблемы у вашего ребенка является плохая пальчиковая моторика. Другими словами, ваш малыш не справляется с некоторыми бытовыми и игровыми задачами, связанными с точной работой пальцев. И пуговицу застегнуть он не может, и шнурки завязать для него непреодолимая проблема. Поэтому, если вы заметили за своим ребенком такой «грешок» - есть повод сходить к логопеду.
- Ну, и естественно сама речь ребенка красноречиво указывает на речевые проблемы. И здесь, в первую очередь, проявляются «недоработки» артикуляционного аппарата. Некоторые дети выбрасывают буквы из слова, или заменяют их другими. Почему? Ответ только один: они сталкиваются с трудностями, когда пытаются произнести «те» буквы. И решают эту проблему путем наименьшего сопротивления. Объявляют эти буквы несуществующими.
- Следует обращать внимание (конечно, не в последнюю очередь) – это трудности в речедвигательном аппарате. Или рот плохо открывается. Или слюна постоянно выделяется из уголка губ. Или спастический зажим языка. Или судорожные мимические движения. Все это говорит о том, что просто наблюдать за этим нельзя. Само это не пройдет. И рассчитывать на то, что ребенок перерастет эти проблемы ни в коем случае нельзя.
Если ребенок посещает детское дошкольное заведение, то там специалисты должны обратить внимание на речевые нарушения. И подсказать вам, что нужно делать. Но это в идеальном случае. На самом же деле, ответственность за судьбу ребенка лежит только на вас. И эту ответственность нельзя переложить на чьи-нибудь плечи.
И даже когда логопед начнет заниматься с вашим ребенком, даже в этом случае от вас зависит очень многое. Роль родителей здесь колоссальная. Логопед только на занятиях будет обучать ребенка определенным упражнениям. А вот обретение речевых навыков ваша задача.
Ежедневное, ежеминутное общение с ребенком превращается в часть терапевтического процесса. Только в этом случае можно рассчитывать на успешный результат.
Желательно решить речевые проблемы ребенка до школы. Все отлично понимают, с какими трудностями может столкнуться ребенок, когда он придет в школу с дефектом речи. Школьный мир очень часто бывает жесток к таким ребятам. Но если уж так случилось, что не удалось до школы скорректировать дефекты речи, ребенок должен быть готов войти в этот мир.
Естественно, в школе тоже есть логопеды, задача которых помочь ребенку в обретении артикуляционных навыков. Но рассчитывать на то, что школьные логопеды вернут ребенку нормальную речь, не приходится. Школьный специалист только укажет направление, в котором нужно двигаться и подскажет приемы и упражнения. Остальное за семьей.
К старшим классам многие дети «свыкаются» со своей речью и даже находят преимущества в этом. Их лишний раз не спрашивают, не вызывают к доске. То есть относятся к ним со снисхождением. Это, с одной стороны, опасная тенденция. Как только ребенок смирился – устранить дефект будет практически невозможно. С другой же стороны, ребенок обрел внутренний (хоть и зыбкий) покой. Хотя, какой это «покой», мы с вами отлично понимаем.