Воспитание сердца

Кытманова Елена Владимировна

 

   Приведу пример:

Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий уровень интеллекта, но… давали сбои в межличностном плане, и потому на работу их брать не спешили. Психологи охарактеризовали это – эмоциональной незрелостью. Речь идет о недостатках воспитания сердца: человек плохо ориентируется в ситуации общения из-за неразвитости рефлексии и эмпатий, которые и составляют стержень сердечности: они не могут определить линию поведения, необходимой для взаимопонимания.

   Так с какого возраста нужно воспитывать сердце?

   Провели такой эксперимент:

Взяли детей разного возраста (4 - 9 лет).

Детям дали рисуночный тест, позволяющий оценить уровень интеллектуального развития ребенка и такие его важные личностные качества, как самостоятельность, умение общаться, степень ответственности, милосердие, сочувствие, сопереживание и т.п.

Каково же было изумление: уровень интеллекта у всех детей зашкаливал до одаренности, а личностные показатели оказались фактически не сформированными.

   Вывод: что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.

   Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать, писать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимания другого человека, мало кто воспитывает сердце.

   А, между прочим, в воспитании многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенными оказывается пропущенными навсегда. Не сформированные вовремя личностные качества обернуться инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_serdca.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА.

Цель:  Помочь родителям и (воспитателям детского сада для проведения родительских собраний), задуматься, как они воспитывают своих детей, что нужно детям, что самое главное в жизни, и смысл жизни в чем, какую  ценность  родители прививают своим детям.

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден –

Мало похоже на сказку.

В жизни без ласки – знайте,

Слезы, дожди, озноба.

Детям и взрослым знайте.

Ласка нужна –  не злоба.

Как вы считаете, что в человеческом организме самое главное?

- Это сердце.

Сердце – «солнце» организма.

Ритм сердца – ритм жизни.

Назовите, какое бывает доброе сердце?

(чуткое, доброе, мягкое, горячее и т.д.)

Назовите лучшие человеческие чувства?

(любовь, дружба, добросердечие, отзывчивость и т.д.)

А лучшие человеческие качества?

Это – милосердие, сердечность, и т.д.

Откуда идут эти чувства, качества?

- От сердца.

Это сердце любит и страдает, уходит в «пятки» от страха, замирает от счастья и горя и т.д. В сердце «ложиться камень» и в нем рождается радость. Сердце вздрогнет первым, затрепещет раньше, чем рассудок. Чувствуем сердцем мы редко, а работает оно постоянно.

Как и когда, и  надо ли воспитывать чуткое сердце?

   Приведу пример:

Претенденты на должность показывали хорошие знания в своей области. Были люди компентенты в смежных областях, имели высокий уровень интеллекта, но… давали сбои в межличностном плане, и потому на работу их брать не спешили. Психологи охарактеризовали это – эмоциональной незрелостью. Речь идет о недостатках воспитания сердца: человек плохо ориентируется в ситуации общения из-за неразвитости рефлексии и эмпатий, которые и составляют стержень сердечности: они не могут определить линию поведения, необходимой для взаимопонимания.

   Так с какого возраста нужно воспитывать сердце?

   Провели такой эксперимент:

Взяли детей разного возраста (4 - 9 лет).

Детям дали рисуночный тест, позволяющий оценить уровень интеллектуального развития ребенка и такие его важные личностные качества, как самостоятельность, умение общаться, степень ответственности, милосердие, сочувствие, сопереживание и т.п.

Каково же было изумление: уровень интеллекта у всех детей зашкаливал до одаренности, а личностные показатели оказались фактически не сформированными.

   Вывод: что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.

   Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать, писать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимания другого человека, мало кто воспитывает сердце.

   А, между прочим, в воспитании многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенными оказывается пропущенными навсегда. Не сформированные вовремя личностные качества обернуться инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Какие же сроки оптимальны для воспитания сердца?

   Чем раньше, тем лучше. Оптимальный срок – еще до рождения ребенка, во внутриутробном состоянии. Сердечная любовь матери к своему будущему ребенку, вот начало воспитания его сердца. Мы все педагоги понимаем, что воспитание сердца начинается с семьи. Но, а если семья не хочет воспитывать доброе сердце у ребенка? То, у нас, у педагогов есть возможность помочь ребенку, помочь от корректировать его эмоциональную способность, т.е. научить ребенка входить в положение другого человека (животного, растения), ставить себя на его место. Поэтому у дошкольного образования должна стоять самая главная  задача -  Воспитательная, а потом только образовательная. Дошкольное воспитание это первая ступень формирование нравственности. Мы сами называемся Воспитатели. Давайте разберем это слово:  Вос – питатели – т.е. питатели, мы должны питать  душу ребенка. Если у воспитателя будет гореть сердце «солнце» - то он  передаст тепло и свет от своего сердца к сердцу детей и рядом с ним будет тепло каждому; научит верному ритму – он будет здоров и физически и морально. Ребенок перенимает все от Воспитателя и благожелательность, и добро и сердечность и другие качества.

   Если у ребенка огрубевшее сердце – как трудно пробиться к жестокому ребенку, оно не принимает добрых вибраций, не отвечает на них, не «созвучит» им. Особо это ощущают воспитатели дет. домов, у детей беспризорников. Сколько труда нужно положить, чтобы  разбить коросту ожесточившегося сердца и научить его чуткости.

     Воспитывать чуткое сердце легче всего с сочувствия, совместного чувствования, в психологии это называется эмпатий.  Эмпатий бывает двух разновидностей – в виде сочувствия и виде сопереживания. Несмотря на внешнее сходство и общую положительную направленность, они глубинно различаются по «последствию», по результату: сочувствие дает понимание ситуации другого, оно более объективно и потому более деятельно (ты плачешь – я утешаю), сопереживание – полное «вхождение» в ситуацию другого с потерей себя, своего взгляда. Это более пассивная позиция (ты плачешь, и я плачу вместе с тобой). Поэтому не всегда врачи разрешают встречаться с тяжелобольным человеком. Почему? Давайте разберем эти слова по морфологическому разбору.

Со – приставка, чувств – корень ие – окончание. (Ты плачешь, я утешаю).

Со – приставка, переживан – корень, ие – окончание. (Ты плачешь, и я плачу).

   Приведу такой пример: в конце 90 – годов доктор Илья Мелентьев предпринял исследование рецидивов инфарктов миокарда сердца, связав это заболевание с личностными характеристиками больных. Анализу подвергались медицинские показания, которые сопоставлялись с результатами многочисленных психологических тестов.

   Выяснилось, что повторный инфаркт, случается чаще у людей эгоистически направленных на себя, а не на помощь другим. Сердечное сочувствие отношение к другим, оказывается, помогает и себе! Это же явление отмечают и хирурги: больные, обладающие духовностью и нравственностью, быстрее идут на поправку после операций. Вот какие замечательные результаты приносит сердечность человека!

    Поэтому по чаще ставьте ребенка на место другого: когда читаете книги,  задавайте ребенку вопросы: («А ты бы как поступил?», «А ты, что бы ответил?»); когда разбираете конфликтную ситуацию («Тебе было бы приятно, если бы…..») когда наблюдаете, поступки и поведение других людей,  приводите их в пример особенно положительные.

     Помните, Вы сами – самый главный пример и источник возникновения в маленьком сердце отзвука – сочувствия. Воспитывая сердце, помните: даже самое нежное, самое сострадательное сердце, должно быть мужественным. стойким. Не закрывайте детям глаза на жизнь, пусть видят и «негатив».

Задача Воспитателя – научить ребенка правильному отношению к событиям положительным и отрицательным, «вырастить» в ребенке стрежень, а это есть вера, дух, который будет обеспечивать его устойчивость в дальнейшей его жизни.

    Понятно, что одной нравственности недостаточно для воспитания сердца, нужно духовно питать ребенка душу ребенка. Образом Бога, Божьей Матери, примерами святых. Учить учением Христа, Его примером, как сам Бог  был милосердным и сострадательным к людям, как Бог всегда помогал и помогает людям. Умение видеть себя со стороны, также следует воспитывать у детей по возможности, как можно раньше. Приучите ребенка, анализировать свои поступки в течение дня, заведите тетради или сделайте интересные книги, например: зеленый цвет, вы отмечаете добрые поступки, а в черный цвет, вы отмечаете злые поступки. Или сердца, куда вы будете класть по цвету – жетоны (зеленый или черный), сколько ребенок сделал добра в течение дня, и сколько сделал плохих поступков. Опытный воспитатель не забудет в конце дня подвести итог: «Мы сегодня много узнали, многому научились. Давайте вспомним, чему именно. Сегодня лучшими моими помощниками были…, Кто?  Кто самый аккуратный, самый быстрый? О плохом, же нужно сказать в мягкой форме: «Это получилось плохо, да? Завтра мы это исправим?» и т.д. Пусть дети учатся замечать и анализировать качества своих ровесников – так легче перейти к себе. Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь выделять себя из среды.                        Воспитателю нужно обратить внимание на формирующиеся в этот период Я – концепцию ребенка, т.е. его представление о самом себе. Образ своего Я строится ребенком на основе оценки им своих качеств в сопоставлении с качествами других детей, такими как внешность, способности, социальная значимость в группе и т.д.

    Сформированный ребенком образ своего Я зависит от собственной самооценки и оценки ребенка другими людьми. Если у ребенка положительная самооценка: он имеет свое мнение, он знает что добро, а что зло, если у ребенка есть внутренний  «стержень» не эгоистический, а простое доброе сердце, которое приносит людям радость. То, у ребенка формируется высокая самооценка – он будет спокоен и успешен в своей деятельности.

     Если же его сомнения относительно себя подтверждаются детьми или взрослыми, то у ребенка сформируется заниженная самооценка, которая будет отравлять ребенку жизнь. Как важно Воспитателю в этот момент проявить сердечность и поспособствовать формированию у ребенка позитивного образа себя, правильной самооценки. Многие дети во всех своих неудачах винят других. Принятие взрослым такой позиции ребенка закрепляет его убеждение в том, что все плохое случается с ним, только из-за других («Я хороший, ты – плохой»). Сформированность такой позиции приводит к тому, что и во взрослом состоянии человек не сможет оценивать себя адекватно, как и тот, у кого сформирована недооценка себя ( «Я плохой, а ты – хороший). Такая недооценка порождает «неудачливость» человека.        Формированию адекватной, объективной  самооценки способствует ежедневной разбор своих поступков, которое одновременно воспитывает сердце, прежде всего такое качество, как справедливость.

   Пример: если родители или (воспитатель) анализируют с детьми  свои  поступки,  и если это делается наглядно, то они могут увидеть свои результаты.

    Воспитать гармонию ума и сердца – вот сверхзадача Воспитателя.

Несколько слов следует сказать о здоровье сердца. Я говорю не о сердечной мышце, не о клапанах и артериях. Я говорю о том состоянии сердца, которое дает возможность свободно и радостно трудиться, творить добро. Здоровое сердце обеспечивает освобождение от зла, зависти, лжи, злобы, страха, трусости, предательства и раздражения.

   Какое поле деятельности для Воспитателя, особенно если иметь в виду, что воспитывается не только ребенок, но и сам Воспитатель!

К воспитанию сердца относится – толераность. Качество это не простое, имеющее много оттенков, граней, тонкостей. Толерантность в психологии – терпимость к мнению, позиции, поведению другого человека, и есть противоположное явление – нетерпимость.

     Нетерпимость – к какому – то человеку (это знает каждый по собственному опыту) приводит к отрицанию всего, что с ним связанного: не будем смотреть фильм, который ему понравился, не поверим, что он совершил благородный поступок, проигнорируем его мнение, не услышим его предупреждение и т.д. Позиция заведомо неконструктивная, к тому же специально обижающая, умаляющая достоинства человека. В этой позиции у ребенка может сформироваться заниженная самооценка, и этот ребенок будет агрессивным, бунтарем. Нетерпимость это есть признак низость духа. В ней заключаются задатки дурных действий. Значит, надо бороться с низостью духа.

    Теперь рассмотрим терпимость – терпение.

Воспитатель знает: ничто так сильно не испытывает сердце, как сознательное терпение. То того, станет ли, оно сдерживанием внутреннего раздражения  или доброжелательным наблюдением, зависит дальнейшее поведение.

    Первое чревато взрывом возмущения.

    Второе дает возможность корректировки в воспитании ребенка. Доброжелательное терпение близко подходит к толерантности – принятию.

     Толерантность – принятие – не простое принятие позиции другого, но и осознание собственной позиции. И понимание отличия этой позиции от другой и допущение возможности и других позиций. Часто мы слышим от людей: одного послушаешь – он прав, другого – тоже прав. «Кому же верить?» Это пример   принятия любого мнения, поскольку своего нет. Психология толпы характеризуется отсутствием у нее своего мнения и потому ею легко управлять, заставить от «Осанна», переметнуться к  «Распни!» Воспитывать надо внутренний стержень, и не страшны будут чужие мнения, и тогда устоит ребенок и перед наркотиками, и перед навязываемыми вредными  привычками.

    Толерантность к чужой культуре, религии, обычаям не означает отхода от своих основ. Это расширение кругозора, мировоззрения, выработка своего отношения к миру.

     Толерантность – понимание способствует этому ум, рассудок.

При чем здесь воспитание сердца?

Существует неразрывная связь между умом и сердцем, хотя их часто противопоставляют. Именно гармоний ума и сердца дает наилучшие результаты. Ум без сердца рационален, холоден, порой даже жесток; сердце без ума безрассудно, порой бесполезно самоотверженно.

Пример: Многие испытывали когда решали трудную задачу. Перед открытием сердце давало сильный эмоциональный всплеск. При этом сердце или замирало или учащенно билось – оно реагировало. Самое интересное. Что без реакции сердца не происходили открытия, как бы близко к нему ни подходил человек. Вероятно, каждый испытывал радость, даже восторг и удовлетворения от своего открытия. Это был момент гармонии ума и сердца! Но вспомните также, сколько раз ваш сердечный порыв останавливался рациональным умом, и тогда гармонии не было. Сколько не сделанных добрых дел, несказанных добрых слов, неоказанной помощи. 

    Воспитание благодарности сердца – профилактика мстительности, агрессивности, которые сейчас очень заметны даже совсем у маленьких детей. Хорошим инструментом в этой нелегкой работе с детьми будет похвала. Имейте в виду, что похвала так же диалектична, как и все другие явления в мире.

Недохвалите – плохо, перехвалите – еще хуже.

Давайте разберемся.

Так, детей (и взрослых тоже) можно разделить на 3 группы:

1группа – те, которые нуждаются в постоянном одобрении;

2группа – те, кого похвала расхолаживает;

3группа – те, кто сам себя оценивает верно, и на внешнюю оценку реагирует слабо.

Приглядитесь к ребенку – к какой группе можно его отнести и действуйте соответственно. Не ошибитесь, сдержанность или отсутствия одобрения для детей 1 группе может оказаться тяжелым наказанием.

    Отдельно хочется сказать о воспитании благородного сердца. Здесь нельзя приучением ребенка к формальному «спасибо», речь идет о воспитании желания благодарить не только словом, но и сердцем, и делом, и память.

Как воспитывать?

Пример:

Задавайте вопросы типа «Кто подарил тебе эту замечательную игрушку?

Связал свитер? Испек пирожки? Сводил в зоопарк? Помог убрать твои игрушки? И следом вопросы,  обращающие ребенка на оценку себя: «А ты помогал? Подарил? Что сделал доброго? Личный пример тут играет главную роль. Подключайте детей к своим делам и своей доброй памяти.

Пример:

- «Эту вещь подарила нам бабушка, которой уже нет. Мы бережем. Скоро у Вани день рождения. Чтобы нам для него сделать?»

     Завершая наш разговор, еще раз подчеркнем: самое действенное воспитание сердца достигается не назиданием, а примером, от сердца к сердцу; необходимые сердечные качества могут воспитываться не только напрямую, но и изживанием противоположных им негативных, «не сердечных» черт, работа эта тонкая, кропотливая и воспитания собственного сердца!

Успехов на вашем пути!  

                     Тайные мечты каждого ребенка. 

• Любите меня, даже когда я плохой. 
• Говорите, что я единственный, что вы всегда будете меня любить, что бы ни случилось.
• Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
• Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
• Я знаю еще замечательные слова:
 «Я люблю тебя, мама» и «Я люблю тебя, папа».
Любящие родители внушают своим детям бессознательные установки на то, что такое хорошо в что такое плохо:
-
очень чего-то хочется, но стыдно, нельзя, и человек отказывается от желаемого;
- очень  не  хочется, но надо, и человек делает то, что надо.

Эти установки очень сильны. Внушенные любящими родителями, они сохраняются на всю жизнь.
Дорогие мамы и папы! Не уставайте говорить своим детям, что вы их любите!
• Я тебя очень сильно люблю.
• Ты самое дорогое и родное, что есть у меня.
• Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
• Я без тебя не могу жить.
• Мы все тебя очень сильно любим.


И помните: «Наши дети это ваша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми»

                                                                                   (А.С. Макаренко).


 

Комментарии

Кужелева Наталья Александровна

После смерти Бориса Никитина у его детей взяли интервью. О чём они рассказали? По интеллектуальному развитию они опережали сверстников и папа добивался перевода в старшие классы. А поговорить с более старшими детьми им было не о чем. Проблемы в общении у них остались на всю жизнь, общаются они только с семьёй. Известными учёными тоже не стали.
Кытманова Елена Владимировна

Пример очень весомый, а душевные качества закладываются в ребенке с утробы матери. Ношение ребенка всё важно в этот период важна каждая мелочь. Особенно мамены мысли, как она желает этого ребенка, как она его ждет, как она заботится о нем, что она закладывает в ребенке. Вы знаете что у нас в России на первом месте стоит диагноз "Гиперактивный ребенок", а что это означает? А это означает, не хватает внимание, любви, ласки. Это означает что мама заботилась может быть о здоровье ребенка физически, а душевного ничего не вложено, были стрессы, эмоции, забота о чем то другом, только не о душе ребенка, мир и спокойствие, любовь и ласка, ощущение близости со своим ребенком. И это не голословно, я 3 года назад родила дочь в 38 лет- 3 ребенка. И я столкнулась с молодыми мамочками и не с молодыми, они не особо уделяли внимание своему ребенку, они жили своими удовольствиями: курили, матерились, пили пиво. И это не плохие мамочки, не пьяницы, не бобжы. Это нормальные современные мамочки, но у них не присутствовало душевных чувств к своему малышу, особая забота, ласка, а главное Любовь к своему малышу. Они вынашивают детей как временное состяние тела. Если читали книгу, то книгу про романтику, детектив, если слушали музыку, то современную ту которая не созидает а разрушает нервную систему малыша. И детки сейчас очень возбудимые, нервные, рождаются с психическими отклонениями, с нарушениями речи, аутизм и в дошкольном учереждении таких детей становиться все больше и больше. Как хочется крикнуть этим мамам: " Мамочки миленькие, что вы делаете эти детки ваши, не чужие, что вы вложите с утробы матери, с тем ребенок появится на свет. Он не пустой будет, в нем всё заложено будет и органы, и наполненая душа. А чем эта душа наполниться это зависит от вас. Таким ребенок и будет, и он с вами будет жить, а вы с ним "что посеешь, то и пожнешь". А в дальнейшем эту душу надо по жизни корректировать, помогать постигать азы доброты,и любви. И страшно слышать от родителей когда малышу 1.5, а родители говорят мы незнаем что с ним делать. Пусть он лучше будет в детском саду, что я буду с ним делать дома, я с ним не справляюсь. Это в 1.5 года, что будет дальше? Мамочки миленькие подумайте этот ребенок всю жизнь будет с вами и какой он будет зависит от вас. Любите своих малышей тогда, когда его еще нет на свете.