"Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребёнка 5-6 лет"
Данный материал понадобится для мониторинга детского развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skanirovanie0000.doc | 43.5 КБ |
skanirovanie0009.doc | 576.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I
I
Уважаемые коллеги!
Предлагаемое пособие разработано с целью оперативного отслеживания фор-
мирования интегративных качеств личности маленького человека по результатам
образовательной деятельности в группах для детей 5-6 лет с нормальным и на-
рушенным развитием. Это достигается путем использования общепринятых кри-
териев и уровневым подходом к оценке личности ребенка 5-6 лет по принципу
«Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности
ребенка». Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соот-
ветствующих ФГТ: «Физически развитый, овладевший основными культурно-
гигиеническими навыками», «Любознательный, активный», «Эмоционально-
отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и плани-
ровать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблю-
дающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Способный
решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возра-
сту», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе», «Овладевший универсальными предпосылками учебной дея-
тельности», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», что позволяет
осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка 5-6
лет.
Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребенка 5-6 лет:
1 балл - ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегра-
тивного качества;
2 балла - ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по ука-
занному критерию интегративного качества;
3 балла - ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представ-
ления по указанному критерию интегративного качества;
4 балла - ребенок имеет усвоенные снезначительными неточностями пред-
ставления по указанному критерию интегративного качества;
5, баллов - ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанно-
му критерию интегративного качества.
Таблицы мониторинга интегративных качеств заполняются дважды в год - в
начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для про-
ведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и
включает два этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый по-
3
казатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы
сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых
долей). Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного'
ребенка и про ведения индивидуального учета промежуточных результатов фор-
мирования интегративных качеств личности детей 5-6 лет.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый по-
казатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить
(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития
личности детей (в группах компенсирующей направленности - для подготовки к
групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения
учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных
качеств личности детей 5-6 лет.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с
проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании
определенных интегративных качеств в каждой конкретной группе, т. е. оператив-
но осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ре-
бенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в
интервале cpeДH~X значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в
развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать
о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные
интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как полу-
чены с помощью применяемых в nсихолого-nедагогических исследованиях психо-
метрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов
мониторинга детей данного возраста.)
Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей со-
относятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми 5-6 лет не-
обходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье»,
«Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание»,
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное твор-
чество», «Музыка».
Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных
качеств личности детей 5 - 6 лет обусловлено квалификационными требования-
ми к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результа-
тов личностного развития каждого ребенка в соответствии с Фгт.
Предварительный просмотр:
7. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ИМЕЮЩИЙ ПЕРВИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ,
СЕМЬЕ, ОБЩЕСТВЕ, ГОСУДАРСТВЕ, МИРЕ И ПРИРОДЕ»
\
Знает свои имя и фамилию, | Может рассказать о | Имеет представяе- | Имеет представле- | Итоговый показа- | ||||||||
возраст, имена, отчества ро- | своем городе, назы- | ние о Российской | иие о флаге, гербе, | тель по каждому | ||||||||
Х! | Фамилия, имя ребенка | дителей, места работы, значе- | вает свою улицу | армии, войие, Дне | мелодии гимна РФ, | ребенку (среднее | ||||||
п/п | ние их труда, имеет постоян- | Победы | знает о Москве | значение) | ||||||||
ные обязанности по дому | ||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | , | |||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
11 | ||||||||||||
12 | ||||||||||||
13 | ||||||||||||
14 | в- | |||||||||||
15 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||
17 | ||||||||||||
18 | ||||||||||||
19 | ||||||||||||
20 | \ | |||||||||||
21 | ) | .. | ||||||||||
22 | ||||||||||||
23 | , | |||||||||||
24 | / | |||||||||||
25 | , | |||||||||||
Итоговый показатель по группе | ||||||||||||
(среднее значение) |
8. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проявляет ответствен- | Способен удерживать | Может выразительно, | Способен сосредото- | Итоговый показа- | |||||||
ность в трудовых | В памяти при вы- | связно И последова- | ченно действовать | тель по каждому | |||||||
поручениях,стремится | полнении каких-либо | тельно рассказать не- | в течение 15--25 | ребенку (среднее | |||||||
Х!! | Фамилия,имя ребенка | радовать взрослых хо- | действий несложное | большую сказку, может | минут | значение) | |||||
п/п | рошими поступками | условие. Способен при- | выучить небольшое | ||||||||
нять установку на за- | стихотворение | ||||||||||
~ | поминание | ||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | ,. | ||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | . | ||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе | |||||||||||
(среднее значение) | .. |
9. ИПТЕГРАТИВПОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ»
у ребенка сформированы умения и навыки. необходимые для осуществления различных ви- | Итоговый показатель | ||||||||||
Х!! | дОВ детской деятельности | по каждому ребенку | |||||||||
п/п | Фамилия, имя ребенка | игровой | продуктивной | трудовой | самообслуживания | (среднее значение) | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | ~ | ||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе | |||||||||||
(среднее значение) |
6. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ (ПРОБЛЕМЫ), АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ»
Ориентируется в прос- | Способен конструиро- | Способен рассуждать и | Способен самостояте- | Итоговый показатель | |||||||
транстве и времени | Вать по собственному | давать адекватные при- | льно придумать небо- придуматьпрпридуматьнебольшую сказку | по каждому ребенку | |||||||
Х!! | (вчера-сегодня-завтра; | замыслу. Способен испо | чинные объяснения | льшую сказку на задан | (среднее значение) | ||||||
о/о | Фамилия, имя ребенка | сначала-потом) | льзовать простые схема тичные изображ для ре | ную тему | |||||||
шения несложных задач | |||||||||||
строить по схеме | |||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | ~ | ||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | ~ | ||||||||||
19 | ь> | ||||||||||
20 | / | ||||||||||
21 | »< | ||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе | |||||||||||
(среднее значение) |
5. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «СПОСОБНЫЙ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПЛАНИРОВАТЬ
СВОИ ДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ ПЕРВИЧНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,
СОБЛЮДАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОБЩЕПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ»
Договаривается со св ер- | Оцеиивает свои поступки, | Самостоятельио использует | Итоговый показатель по | ||||||
стниками в коллективной | поннмает необходимость | в общенин вежливые слова, | каждому ребенку (среднее | ||||||
Х!! | Фамилия, имя ребенка | работе, распределяет роли, | заботы о младших | соблюдает правила поведе- | значение) | ||||
п/п | при конфликте убеждает, | ння на улице и в детском | |||||||
объясняет, доказывает | саду | ||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | ,. | ||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | . | ||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | I | ||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 | I | ||||||||
Итоговый показатель по группе | |||||||||
(среднее значение) |
4. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ
И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ»
Распределяет роли | Сочиияет оритиналь- | Умеет делиться со | Поддерживает беседу, | Итоговый показатель | |||||||
в игре, исполняет | ные и последователь- | взрослыми и детьми | высказывает свою | по каждому ребенку | |||||||
Х!! | роль, сопровождает | но разворачивающие- | разнообразными впе- | точку зрения, согла- | (среднее значение) | ||||||
о/о | Фамилия, имя ребенка | действия речью, со- | ся истории, исполь- | чатлениями | сие инесогласие | ||||||
держательно и инто- | зует все части речи, | ||||||||||
национно | словотворчество | ||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | ~ | ||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | ~ | ||||||||||
19 | ь> | ||||||||||
20 | / | ||||||||||
21 | »< | ||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе | |||||||||||
(среднее значение) |
3. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ»
Эмоциоиально откликается | Понимает и употребляет в | Понимает скрытые мотивы | Итоговый показатель по | |||||||
на переживания близких | своей речи слова, обозна- | поступков героев литера- | каждому ребенку (среднее | |||||||
взрослых, детей, пер со- | чающие эмоциональные | турных произведений | значение) | |||||||
Х!! | Фамилия, имя ребенка | нажей сказок и историй, | состояния, этические каче- | |||||||
п/п | мультфильмов и художе- | ства, эстетические характе- | ||||||||
ственных фильмов, куколь- | ристики | |||||||||
ных спектаклей | ||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | '" | |||||||||
6 | , | |||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
13 | ||||||||||
14 | ||||||||||
15 | ||||||||||
16 | ||||||||||
17 | ||||||||||
18 | ~ | |||||||||
19 | ~ | |||||||||
20 | ||||||||||
21 | ||||||||||
22 | ||||||||||
23 | ||||||||||
24 | ||||||||||
25 | ||||||||||
Итоговый показатель по группе | ||||||||||
(среднее значение) |
2. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ»
Проявляет устойчивый иитерес к раз- | Проявляет любознательность, инте- | Итоговый показатель по каждому | |||||
Х!! | личным видам детской деятельности, | рее к исследовательской деятельно- | ребенку (среднее значение) | ||||
Фамилия, имя ребенка | использует различные источники ин- | сти, экспериментированию | |||||
п/п | формации | ||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | 1 | ||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | ,. | ||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 | |||||||
21 | ~ | ||||||
22 | ~ | ||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 | |||||||
Итоговый показатель по группе | |||||||
(среднее значение) |
1. ИНТЕГРАТИВНОЕ КАЧЕСТВО «ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ,
ОВЛАДЕВШИЙ ОСНОВНЫМИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ
Владеет основными | Проявляет интерес к | Имеет представление | Знает о ценности | Итоговый показатель | |||||||
движениями и до- | участию в подвижных | о здоровом образе | здоровья, пользе | по каждому ребенку | |||||||
Х!! | ступными навыками | играх н физических | жнзни, о зависимости | утренней зарядки, фи- | (среднее значение) | ||||||
п/п | Фамилия, имя ребенка | самообслуживания | упражнениях, со- | здоровья от правиль- | зическвк упражнений, | ||||||
ревнованиях, играх- | ного питания | правильном питании, | |||||||||
эстафетах | закаливании, гигиене | ||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе | ~~ | ||||||||||
(среднее значение) | |||||||||||
|