«Формирование социально-общественных качеств у детей дошкольного возраста»
В середине прошлого столетия были сооружены искусственные берега для детей. В педагогической науке сложились стереотипы воспитания и обучения, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нём. Дошкольный возраст считался периодом подготовки к школьному обучению. В жертву учебно-воспитательному процессу приносилась потребность детей и взрослых в развитии своих личностных качеств и взаимоотношений. Эта система воспитания выглядела как связь: «взрослый – для того, чтобы воспитывать и учить; ребёнок – для того, чтобы слушать и учиться». Но при такой системе воспитания и обучения отрицается ценность проживания эпохи детства ребёнком. А ведь каждый человек, которому даровано Богом это великое чудо – жить на Земле, имеет право на счастье. Именно поэтому необходимо вменить в обязанности взрослых (педагогов и родителей) не утешаться верой в счастливое детство наших воспитанников, а создать уникальные условия для воспитания неповторимой индивидуальности с собственными вкусами, интересами и способностями.
К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными. Учитывая то, что главной задачей педагогов в настоящее время является воспитание у детей осознанно-правильного отношения к объектам действительности, необходимо прежде всего заложить в души и сердца детей основы толерантности и культуры мира. Экран компьютера или телевизора, занимая центральное место, никогда не заменит ребёнку необходимости общения.
Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от подобных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер.
В возрасте трёх-четырёх лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для малыша не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через игру, которая является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника.
Являясь основным видом деятельности, игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. Переживание же радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Формирование социально-общественных качеств у детей дошкольного возраста является одной из основных задач каждого ДОУ. Ведь воспитание – это не только получение ребёнком определённых знаний, умений и навыков (как ошибочно полагают многие взрослые), но и создание социального единства его с окружающим миром. Работу в данном направлении можно представить в виде схемы:
Повышение уровня педагогического мастерства работников образования– основной аспект социально-общественного воспитания. Начинать с самопознания и самосовершенствования мудрецы рекомендовали всем без исключения. Так и в деле формирования социально-общественных качеств педагогу необходимо, в первую очередь, вспомнить о себе и выяснить, как у него самого обстоит дело с уважением не только себя, но и других. Чтобы идти в ногу со временем, воспитателю стоит следить за появлением новых и усовершенствованием уже имеющихся образовательных программ и инновационных технологий, изучать опыт коллег и неустанно работать над своей речью, мимикой, социальным поведением, то есть самосовершенствоваться.
Взаимодействие педагога с детьмипредполагает двусторонний контакт участников процесса, который, в свою очередь, нужно рассматривать не как воздействие педагога на детей, а как «сотрудничество» с ними. Обучаться общению с окружающим миром должен не только ребёнок, но и обучающий его. Ошибочное убеждение в том, что ребёнок знает меньше, тормозит воспитательный процесс. Квалифицированный педагог не только учит, но и учится у своих воспитанников непосредственному восприятию мира, умению радоваться мелочам, открыто выражать свои чувства и эмоции.
Процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников предполагает непрерывное и тесное общение между ними в течение всех режимных моментов: занятия, прогулки, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения.
Ребёнок не рождается с определённым набором социальных качеств и норм поведения. Такие проявления, как уважение к окружающим, забота о ближнем, взаимовыручка и взаимопомощь, во многом зависят от того, насколько грамотно строится учебно-воспитательный процесс. Умело налаженный контакт педагога и детей – это залог правильного осознания воспитанниками своего места в жизни.
Взаимодействие педагога с родителями – не менее важный аспект формирования социально-общественных качеств дошкольников, так как семья – важнейший социальный институт, без которого невозможно развитие определённых личностных качеств и возможностей. Цель педагога – это изучение особенностей семейного воспитания, семейных укладов и традиций для создания у родителей установки на социально-коррекционную работу.
Чем теснее контакт педагога с родителями, тем легче определить оптимальные способы и методы воздействия на ребёнка в воспитательном плане и тем охотнее дети будут усваивать необходимые нормы социального поведения.
Педагог обязан не только уметь взаимодействовать с воспитанниками, но и учить этому родителей. Родители, равно как и педагоги, должны демонстрировать в присутствии детей только свои положительные качества и эмоции. Информационные корзины для родителей, родительские уголки, дни открытых дверей, родительские собрания и конференции, посещения на дому – всё это способствует укреплению отношений детского сада и семьи, следствием чего является осознание важности единых требований семьи и дошкольных учреждений в совместной воспитательной работе. Ведь непонимание между ними всегда тяжело сказывается на ребёнке.
Формирование социальных навыков ребёнка в условиях ДОУ проходит в несколько этапов в зависимости от возрастных и индивидуально-психических особенностей каждого ребёнка. Младший дошкольный возраст, являясь периодом адаптации, предполагает приобретение практического опыта общения со сверстниками; развитие отзывчивости на конкретную эмоциональную ситуацию, перенесение в игру первоначальных жизненных наблюдений.
В средней возрастной группе дети получают представление о проявлении сочувствия к товарищам, способности принимать их позицию, что ведёт к взаимному адекватному поведению.
В старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание на формирование взаимопонимания и доброжелательного отношению к партнёру в условиях совместной деятельности в целях достижения результата.
Таким образом, формирование социально-общественных качеств является важным звеном в воспитании гармонично развитой личности. Педагогам-дошкольникам не следует забывать о том, что именно в детском возрасте закладываются основы корректного поведения в обществе, являющиеся залогом морального благополучия и социально-эмоционального равновесия в будущем.
Библиографический список.
1. Васильева, М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
2. Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.
3. Кольцова, О.В., Шедько, С.Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
4. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие. – М.: Сфера, 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Формирование
социально-общественных качеств
у детей дошкольного возраста».
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Берёзка»
пос. Первомайский
Первомайского района
Тамбовской области
Щавелева Ольга Анатольевна
В середине прошлого столетия были сооружены искусственные берега для детей. В педагогической науке сложились стереотипы воспитания и обучения, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нём. Дошкольный возраст считался периодом подготовки к школьному обучению. В жертву учебно-воспитательному процессу приносилась потребность детей и взрослых в развитии своих личностных качеств и взаимоотношений. Эта система воспитания выглядела как связь: «взрослый – для того, чтобы воспитывать и учить; ребёнок – для того, чтобы слушать и учиться». Но при такой системе воспитания и обучения отрицается ценность проживания эпохи детства ребёнком. А ведь каждый человек, которому даровано Богом это великое чудо – жить на Земле, имеет право на счастье. Именно поэтому необходимо вменить в обязанности взрослых (педагогов и родителей) не утешаться верой в счастливое детство наших воспитанников, а создать уникальные условия для воспитания неповторимой индивидуальности с собственными вкусами, интересами и способностями.
К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными. Учитывая то, что главной задачей педагогов в настоящее время является воспитание у детей осознанно-правильного отношения к объектам действительности, необходимо прежде всего заложить в души и сердца детей основы толерантности и культуры мира. Экран компьютера или телевизора, занимая центральное место, никогда не заменит ребёнку необходимости общения.
Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от подобных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер.
В возрасте трёх-четырёх лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для малыша не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через игру, которая является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника.
Являясь основным видом деятельности, игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. Переживание же радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Формирование социально-общественных качеств у детей дошкольного возраста является одной из основных задач каждого ДОУ. Ведь воспитание – это не только получение ребёнком определённых знаний, умений и навыков (как ошибочно полагают многие взрослые), но и создание социального единства его с окружающим миром. Работу в данном направлении можно представить в виде схемы:
Формирование социально-общественных качеств ребёнка
Взаимодействие педагога с детьми
Повышение уровня педагогического мастерства работников образования
Взаимодействие педагога с родителями детей
Повышение уровня педагогического мастерства работников образования – основной аспект социально-общественного воспитания. Начинать с самопознания и самосовершенствования мудрецы рекомендовали всем без исключения. Так и в деле формирования социально-общественных качеств педагогу необходимо, в первую очередь, вспомнить о себе и выяснить, как у него самого обстоит дело с уважением не только себя, но и других. Чтобы идти в ногу со временем, воспитателю стоит следить за появлением новых и усовершенствованием уже имеющихся образовательных программ и инновационных технологий, изучать опыт коллег и неустанно работать над своей речью, мимикой, социальным поведением, то есть самосовершенствоваться.
Взаимодействие педагога с детьми предполагает двусторонний контакт участников процесса, который, в свою очередь, нужно рассматривать не как воздействие педагога на детей, а как «сотрудничество» с ними. Обучаться общению с окружающим миром должен не только ребёнок, но и обучающий его. Ошибочное убеждение в том, что ребёнок знает меньше, тормозит воспитательный процесс. Квалифицированный педагог не только учит, но и учится у своих воспитанников непосредственному восприятию мира, умению радоваться мелочам, открыто выражать свои чувства и эмоции.
Процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников предполагает непрерывное и тесное общение между ними в течение всех режимных моментов: занятия, прогулки, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения.
Ребёнок не рождается с определённым набором социальных качеств и норм поведения. Такие проявления, как уважение к окружающим, забота о ближнем, взаимовыручка и взаимопомощь, во многом зависят от того, насколько грамотно строится учебно-воспитательный процесс. Умело налаженный контакт педагога и детей – это залог правильного осознания воспитанниками своего места в жизни.
Взаимодействие педагога с родителями – не менее важный аспект формирования социально-общественных качеств дошкольников, так как семья – важнейший социальный институт, без которого невозможно развитие определённых личностных качеств и возможностей. Цель педагога – это изучение особенностей семейного воспитания, семейных укладов и традиций для создания у родителей установки на социально-коррекционную работу.
Чем теснее контакт педагога с родителями, тем легче определить оптимальные способы и методы воздействия на ребёнка в воспитательном плане и тем охотнее дети будут усваивать необходимые нормы социального поведения.
Педагог обязан не только уметь взаимодействовать с воспитанниками, но и учить этому родителей. Родители, равно как и педагоги, должны демонстрировать в присутствии детей только свои положительные качества и эмоции. Информационные корзины для родителей, родительские уголки, дни открытых дверей, родительские собрания и конференции, посещения на дому – всё это способствует укреплению отношений детского сада и семьи, следствием чего является осознание важности единых требований семьи и дошкольных учреждений в совместной воспитательной работе. Ведь непонимание между ними всегда тяжело сказывается на ребёнке.
Формирование социальных навыков ребёнка в условиях ДОУ проходит в несколько этапов в зависимости от возрастных и индивидуально-психических особенностей каждого ребёнка. Младший дошкольный возраст, являясь периодом адаптации, предполагает приобретение практического опыта общения со сверстниками; развитие отзывчивости на конкретную эмоциональную ситуацию, перенесение в игру первоначальных жизненных наблюдений.
В средней возрастной группе дети получают представление о проявлении сочувствия к товарищам, способности принимать их позицию, что ведёт к взаимному адекватному поведению.
В старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание на формирование взаимопонимания и доброжелательного отношению к партнёру в условиях совместной деятельности в целях достижения результата.
Таким образом, формирование социально-общественных качеств является важным звеном в воспитании гармонично развитой личности. Педагогам-дошкольникам не следует забывать о том, что именно в детском возрасте закладываются основы корректного поведения в обществе, являющиеся залогом морального благополучия и социально-эмоционального равновесия в будущем.
Библиографический список.
- Васильева, М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.
- Кольцова, О.В., Шедько, С.Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
- Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие. – М.: Сфера, 2008.