Продолжение статьи "Элементы психогимнастики на музыкальных занятиях".
* 2. Жесты («Заколдованный ребенок», «Рисунок в воздухе», «Сколько звуков», «Не покажу!»); * 3. В пантомимике использовала различные сравнения (цветы, зоопарк, дождь и т.д.). Очень детям нравятся игры на развитие внимания-примеры: «Слушай хлопки!», «Канон для малышей»; игры на развитие памяти «Повтори за мной», «Запомни своё место» преодоление двигательного автоматизма «Стоп!», «Замри!», подвижные игры – «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Скучно, скучно так сидеть»; игры на координацию движений «Тень» или «Зеркало». При оценке выполнения данных упражнений ребенком я учитываю его субъективные особенности, темперамент, творческое воображение. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные - ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,- говорят про счастливого человека. Среди пластических этюдов для тела можно выделить этюды ситуативные, этюды по картине, музыкально – пластические импровизации. Ситуативные этюды выполняются как иллюстрации к определенным ситуациям, возникающим в жизни. Например, приезд бабушки, игра в снежки, катание на лыжах и коньках, игра с котенком и т.д. Задача данных этюдов - создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Этюды - это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок«Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Особое место на музыкальных занятиях с элементами психогимнастики занимает – музыкальный аутотренинг и релаксация, это помогает снять эмоциональное напряжение детей, делает жизнь детей более интересной и занимательной. Используются кассеты « Звуки леса»; « Шум моря»; «Колыбельная малышам» для релаксации. Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа. Выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе. Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечивать душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле. На своих занятиях я использую такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки», «Качели», «Спящий котенок», «Игра с песком», «На берегу моря», «Пальма» (расслабление рук и ног), «Легкие и тяжелые руки», «Насос и мяч», «Надувной матрац». Затем в конце занятия в игровой форме стала вводить элементы аутотренинга (полное расслабление - напряжения: «Тепло – холодно», «Солнце – снег», «Юг – северный полюс»). Дети учились отдыхать, расслабляться, восстанавливали хорошее эмоциональное состояние. Например, упражнение «На берегу моря»,\\дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок.…Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга я провожу под соответствующую музыку в конце таких комплексных занятий, как «Прогулка в лес», «Мы путешественники», «В гости к Русалочке», «На прогулке». Чаще всего провожу тематические занятия («Страна. Мульти – пульти», «В гости к королеве музыки», «Космос», «Сказки», «Цирк», «Зоопарк», «Гномы», «Встреча с Бабой Ягой»).
Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства - арттерапии. В данном случае - музыкальной арттерапии, которая помогает посильно скорректировать различные сферы психики детей. «Лучший способ уменьшить стресс,- утверждал известный психолог Г. Селье, - это отвлечься». Используя в своей работе данные упражнения по музыкальному аутотренингу, я наблюдаю за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия. Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения, я использую схемы- таблицы, выполненные графически, карты настроений. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются наборами полярных определений: веселый - грустный; медленный - быстрый и т.д. Проводя тематическое занятия «Весело – грустно», использую дидактический материал, такой как пиктограммы,в состав которых входят различные геометрические фигуры, все части лица имеют определенный цвет. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию: осуществлять грамотное педагогическое руководство.
Можно утверждать, что такая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Работу по своей программе я провожу не первый год. И уже можно видеть результаты. У детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта, уверенность в себе, честность), а также со временем пропадают неуверенность, различные страхи и боязни. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Это подтверждает и диагностическое обследование детей, проводимое в начале и конце учебного года на основе методики А.И. Бурениной. Так, если в начале первого года детей с высоким уровнем было 25%; со средним уровнем 25%, а с низким уровнем -50%. То уже к концу третьего года занятий детей с высоким уровнем-70%, средним -25%, а с низким уровнем 5%. Работу по этой программе собираюсь продолжить и с младшими дошкольниками. Таким образом, использование психогимнастики на занятиях является важнейшим средством эмоционального развития у детей. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения
перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
* 2. Жесты («Заколдованный ребенок», «Рисунок в воздухе», «Сколько звуков», «Не покажу!»); * 3. В пантомимике использовала различные сравнения (цветы, зоопарк, дождь и т.д.). Очень детям нравятся игры на развитие внимания-примеры: «Слушай хлопки!», «Канон для малышей»; игры на развитие памяти «Повтори за мной», «Запомни своё место» преодоление двигательного автоматизма «Стоп!», «Замри!», подвижные игры – «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Скучно, скучно так сидеть»; игры на координацию движений «Тень» или «Зеркало». При оценке выполнения данных упражнений ребенком я учитываю его субъективные особенности, темперамент, творческое воображение. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные - ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,- говорят про счастливого человека. Среди пластических этюдов для тела можно выделить этюды ситуативные, этюды по картине, музыкально – пластические импровизации. Ситуативные этюды выполняются как иллюстрации к определенным ситуациям, возникающим в жизни. Например, приезд бабушки, игра в снежки, катание на лыжах и коньках, игра с котенком и т.д. Задача данных этюдов - создание пластического рисунка, адекватного музыкальному образу. Этюды - это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок«Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Особое место на музыкальных занятиях с элементами психогимнастики занимает – музыкальный аутотренинг и релаксация, это помогает снять эмоциональное напряжение детей, делает жизнь детей более интересной и занимательной. Используются кассеты « Звуки леса»; « Шум моря»; «Колыбельная малышам» для релаксации. Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение; флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа. Выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе. Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечивать душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу. Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно преподносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослые, но также и на детские организмы. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле. На своих занятиях я использую такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки», «Качели», «Спящий котенок», «Игра с песком», «На берегу моря», «Пальма» (расслабление рук и ног), «Легкие и тяжелые руки», «Насос и мяч», «Надувной матрац». Затем в конце занятия в игровой форме стала вводить элементы аутотренинга (полное расслабление - напряжения: «Тепло – холодно», «Солнце – снег», «Юг – северный полюс»). Дети учились отдыхать, расслабляться, восстанавливали хорошее эмоциональное состояние. Например, упражнение «На берегу моря», \\ дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок.…Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга я провожу под соответствующую музыку в конце таких комплексных занятий, как «Прогулка в лес», «Мы путешественники», «В гости к Русалочке», «На прогулке». Чаще всего провожу тематические занятия («Страна. Мульти – пульти», «В гости к королеве музыки», «Космос», «Сказки», «Цирк», «Зоопарк», «Гномы», «Встреча с Бабой Ягой»).
Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства - арттерапии. В данном случае - музыкальной арттерапии, которая помогает посильно скорректировать различные сферы психики детей. «Лучший способ уменьшить стресс,- утверждал известный психолог Г. Селье, - это отвлечься». Используя в своей работе данные упражнения по музыкальному аутотренингу, я наблюдаю за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия. Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения, я использую схемы- таблицы, выполненные графически, карты настроений. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки дети пользуются наборами полярных определений: веселый - грустный; медленный - быстрый и т.д. Проводя тематическое занятия «Весело – грустно», использую дидактический материал, такой как пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры, все части лица имеют определенный цвет. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию: осуществлять грамотное педагогическое руководство.
Можно утверждать, что такая деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Работу по своей программе я провожу не первый год. И уже можно видеть результаты. У детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта, уверенность в себе, честность), а также со временем пропадают неуверенность, различные страхи и боязни. Им становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Это подтверждает и диагностическое обследование детей, проводимое в начале и конце учебного года на основе методики А.И. Бурениной. Так, если в начале первого года детей с высоким уровнем было 25%; со средним уровнем 25%, а с низким уровнем -50%. То уже к концу третьего года занятий детей с высоким уровнем-70%, средним -25%, а с низким уровнем 5%. Работу по этой программе собираюсь продолжить и с младшими дошкольниками. Таким образом, использование психогимнастики на занятиях является важнейшим средством эмоционального развития у детей. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения
перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.