Значение и использование пальчиковых игр на муз. занятиях
КУРЫШЕВА Т.Е., музыкальный руководитель ГДОУ ДС № 12 Адмиралтейского р-на Санкт-Петербурга.
К двум годам ребенка легко можно вовлечь в игру. Играет он с удовольствием, понимая игровые действия (сварить кашу, покормить мишку). В свою игру он переносит жизненные ситуации: готовит из кусочков бумаги или желудей суп, а потом кормит им любимую игрушку. Пальчиковые игры – это игры не с предметами, а с собственными пальчиками, и условность игры здесь тоже присутствует. Сегодня наши пальчики – зайчики, завтра - ежик-колючка, а потом – мама, папа, бабушка и дедушка. На первых занятиях можно использовать прием «благодарные пальчики» - попросить малышей погладить свою умную головку, погладить щечки, ушки, животик и ручки, которые будут «веселиться». В конце занятия повторить движения, приговаривая «спасибо глазки, чо так внимательно смотрели, спасибо ушки за то, что так внимательно слушали; а ручки – за то, что так внимательно играли с погремушками. Воспитатель и музыкальный руководитель садятся напротив неактивных и стеснительных детей, берут их руки в свои и играют вместе.
Роль пальчиковых игр в развитии ребенка велика. Это развитие речи – проговаривание стихов; развитие памяти- запоминание движений и слов; развитие внимания – сосредоточение на развитии движений и проговаривания; укрепление мышц кистей рук. Также это подготовка их к письму и подготовка почвы для дальнейшего развития речи. А как можно рассказать такой веселый стишок невыразительно и неэмоционально.
Зайка к детям прибежал- ладони обеих рук на голову ,пальцы собраны сгибать и разгибать все одновременно. Барабан с собою взял,- кулачки бьют по коленям.
В руки палочки бери
и играть скорей начни.- Резкое сгибание и разгибание пальцев обеих рук.
Бум-бум тра-та-та, бум-бум тра-та-та. - Указательные пальцы выставлены, остальные собраны (барабанные палочки).
В любом возрасте игра с пальчиками – радость для ребенка и возможность пофантазировать. Так же она может служить и организующим звеном в том случае, если дети перевозбудились: игра расслабит мышцы всего тела. На одном музыкальном занятии можно использовать несколько игр, проговаривая их несколько раз. Это зависит от темы занятия, репертуара, настроения детей и их двигательной активности. Дети растут, увеличиваем нагрузку на пальцы, усложняем текст стихов, но эмоциональность исполнения не уменьшается.
Пальчики в домике по парочкам сидят, -пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.
Этот пальчик толстенький - несколько раз соприкасаются большие пальцы.
Это пальчик хитренький -соприкасаются указательные пальцы.
Этот пальчик длинненький - соприкасаются средние пальцы.
Этот пальчик миленький -соприкасаются несколько раз безымянные пальцы.
Этот пальчик маленький -соприкасаются несколько раз мизинцы.
Толстенький пальчик говорит грубым голосом, хитренький подключает к игре подмигивающий глазок. Длинненький говорит протяжно. Миленький – ласково и нежно, а маленький писклявит. От одной возрастной группы к другой, от занятия к занятию количество проигрываемых стихов увеличивается, а с ними развиваются творческие способности и фантазия воспитанников. Хорошими помощникам в этом интересном деле становятся родители, повторяя дома движения и стихи. Заинтересовать родителей необходимо в начале учебного года на родительском собрании, а затем на «круглых столах» и «мастер-классах» показывать пальчиковые игры. В этом случае игры помогут формированию добрых взаимоотношений между ребенком и взрослым.