"Окружающий мир"
программа предназначена для работы с детьми 4, 5 и 6 лет в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir1.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МЦДО «Поиск» _________Зиятдинова И.С.
« 01 » сентября 2011 г.
МОУ ДОД МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ «ПОИСК»
Муниципального района Сергиевский Самарской области
Образовательная ПРОГРАММА
«Капелька»
Раздел: «Окружающий мир»
Учитель: Качкина Ольга Николаевна
- Цели и задачи курса.
Цель: обеспечить развитие творческих способностей, любви к окружающему миру, к людям.
Задачи:
- формирования произвольного поведения;
- овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
- формирование способности видеть мир с точки зрения другого или других;
- формирование осознанного отношения к процессам, происходящим в окружающем мире
2. Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому , единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.
Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни . Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.
3. На первом году обучения программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления жизни. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дети, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе.
4. На втором году обучения следует помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для детей объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребёнком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда. Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.
5. На третьем году обучения формируются отчётливые представления о предметах материальной культуры, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Обогащаются знания ребёнка о свойствах и разновидностях различных материалов. Знания о явлениях природы, полученные детьми ранее, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы. У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
6. Поскольку жизненный опыт ребёнка невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому весь раздел написана с позиций узнающего мир ребёнка. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.
Специфика преподавания любого предмета для трёх - шестилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:
дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записями в тетрадях и на доске;
личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением;
рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта- находится в зачаточном состоянии.
Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Используя пиктографический метод представления учебного материала. Пиктограмма- это ребус, т.е игра Но при помощи такой игры возможно научить ребят воспринимать и «прочитывать» задание , сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.
7. Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников:
Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становиться меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста. Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. В процессе занятий ориентация идёт я на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития, с другой - соответствовать его уровню развития.
8. Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:
Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей, педагог оценивает их знания.
Совместное открытие знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде педагогом.
Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему, дети под руководством педагога вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.
В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения дети должны:
1) узнавать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;
2) знать, что предмет – это творение человека;
3) родственные отношения;
К концу второго года обучения дети должны:
1) элементарные правила поведения в городе и природе;
2) обобщенное представление о сезонных изменениях в природе;
3) иметь обобщенное представление о животных, растениях;
4) соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях
К концу третьего года обучения дети должны знать :
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- иметь представление о родном крае;
Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Знакомство с предметами | 1 ч |
2 | Семья | 2 ч |
3 | Комната | 1 ч |
4 | Игрушки | 2 ч |
5 | Одежда | 1 ч |
6 | Времена года | 4 ч |
7 | На даче, в огороде | 2 ч |
8 | Овощи, фрукты, ягоды | 3 ч |
9 | На кухне | 1 ч |
10 | Транспорт и профессии | 3 ч |
11 | Профессии | 2 ч |
12 | Любимые занятия | 2 ч |
13 | Домашние животные и птицы | 4 ч |
14 | Идём в цирк | 1 ч |
2 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Мы живём в посёлке. Прогулка по посёлку. | 1 ч |
2 | Как вести себя на улице | 2 ч |
3 | Моя семья | 1 ч |
4 | Какие мы | 2 ч |
5 | Кто с нами живёт | 1 ч |
6 | Экскурсия в парк | 1 ч |
7 | В лес за грибами и ягодами | 1 ч |
8 | Как животные к зиме готовятся | 1 ч |
9 | Мы идём в магазин | 1 ч |
10 | Откуда овощи в магазине | 1 ч |
11 | Мы помогаем маме готовить | 1 ч |
12 | Откуда хлеб пришёл | 1 ч |
13 | Профессии людей | 1 ч |
14 | Зима в посёлке | 1 ч |
15 | Лесные обитатели – звери | 1 ч |
16 | Обитатели скотного двора | 1 ч |
17 | Обитатели воды – рыбы | 1 ч |
18 | Весенние праздники | 2 ч |
19 | Весеннее пробуждение природы | 2 ч |
20 | Шестиногие малыши | 1 ч |
21 | Времена года | 2 ч |
22 | Учимся сажать растения | 1 ч |
23 | Подведём итоги | 1 ч |
3 год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Подготовка к путешествию. | 1 ч |
2 | Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи. | 1 ч |
3 | Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел. | 1 ч |
4 | Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия. | 1 ч |
5 | Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг. | 1 ч |
6 | Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка. | 1 ч |
7 | Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице. | 1 ч |
8 | Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы. | 1 ч |
9 | Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте. | 1 ч |
10 | Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды. | 1 ч |
11 | Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы. | 1 ч |
12 | Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство. | 1 ч |
13 | Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство. | 1 ч |
14 | Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой. | 1 ч |
15 | Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы. | 1 ч |
16 | Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы. | 1 ч |
17 | Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись. | 1 ч |
18 | Золотая Хохлома. | 1 ч |
19 | В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка. | 1 ч |
20 | История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь. | 1 ч |
21 | Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь. | 1 ч |
22 | Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб. | 1 ч |
23 | Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. | 1 ч |
24 | Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. | 1 ч |
25 | Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). | 1 ч |
26 | Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). | 1 ч |
27 | Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. | 1 ч |
28 | Подводим итоги | 1 ч |
Литература:
- Учебно- методический комплект по курсу окружающего мира для дошкольников: пособие «Здравствуй, мир!» для 3-4 лет, 4-5 лет и 5-6 лет (авторы А.А Вахрушев, Е.Е. Кочемасова); часть 1, 2.
- Ольга Александрова «Окружающий мир для малышей».
- Ольга Александрова «Мир вокруг нас для малышей».