ИКТ в моей логопедической практике

 

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому логопеды  активно включаются в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_logopedii.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ в моей логопедической практике.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционном процессе, поэтому логопеды  активно включаются в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях  в своей логопедической практике я использую компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Занятия с использованием компьютера считаю необходимо проводить, при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):

  1. использование новых моделей компьютера;
  2. работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  3. включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;
  4. во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ.

У детей, имеющих нарушения речи, недостаточный объем словаря, грамматические нарушения, нарушения связной речи, они испытывают трудности при автоматизации звуков. Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях (по формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, формированию звукопроизношения) использую  компьютерные презентации:

  1. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков.
  2. Формирование лексико-грамматических категорий –накопление и расширение словаря, словообразование, словоизменение.
  3. Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  4.  Обучение грамоте– формирование навыков звуко-буквенного анализа, и синтеза.

На логопедическом занятии проводится гимнастика для глаз. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другой. Ребенок называет картинки, на которые приземляется бабочка.

Наряду с использованием собственных  программ применяю в своей практике готовые компьютерные программы.  Мною были приобретены: логопедическая компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Часть1.Часть2»; «Веселые игры для развития речи и слуха»; «Баба-Яга учиться читать».

Преимущества использования ИКТ в коррекционной работе:  

  1. компьютер на логопедических занятиях не цель, а средство, которое помогает лучше проводить коррекционную работу с детьми.
  2. позволяет   составлять наглядно-дидактическое сопровождение к  занятиям;
  3. повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  4. обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Применение ИКТ в логопедической  работе позволило сделать мне следующие выводы:

  1. компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
  2. использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
  3. способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений

компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

  1.  активное применение компьютера в учебной деятельности значительно экономит силы логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.
  2. благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
  3. появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Так как ведущая деятельностью у детей - игровая.

В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.  В дальнейшем планирую использовать компьютер в диагностических целях. Так же вижу необходимость обучения родителей грамотно использовать компьютер, с соблюдением гигиенических норм.


 

Комментарии

Очень полезная публикация. Спасибо! Я тоже использую "Учимся говорить правильно", "Баба-Яга учится читать" и "Игры для Тигры". Дети с удовольствием играют. Очень нравится "Баба-яга" и гораздо менее - "Игры для тигры" . Там не очень понятные картинки, да и их подбор допускает как твердое произношение, так и мягкое на один и тот звук... Но там хорошие упражнения для развития просодики.
Астафьева Елена Олеговна

Спасибо, за публикацию. Затронута актуальная тема о современных приёмах работы с детьми.При использовании данного приёма очень важно учитывать индивидуальные, возрастные, физиологические и т.д. особенности детей.Стараясь помочь, нужно не забывать о том, как бы не навредить.
Кравченко Светлана Викторовна

Учитывая, что на логопункте одновременно занимаются 25 детей, на очереди стоит не меньшее количество, использование ИКТ на индивидуальных занятиях практически невозможно. Ставим звуки, автоматизируем- вот бы успеть! ИКТ применяю на подгрупповых занятиях и при проведении консультаций для воспитателей, родителей, на педсоветах.