знакомство с разнообразием декоративно-прикладного искусства

дымковские филиминовские известные в россии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса по теме: «Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из глины, солёного теста, пластиллина».

Вступление.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

 Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

плетение;

лепка (из пластилина, глины);

нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

различные игры – шнуровки;

конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

мозаики;

вырезание из бумаги и картона;

вырисовывание различных узоров;

Практическая часть.

Оборудование: Глина для лепки, стеки, доски или клеёнки на стол, баночки для воды, салфетки для рук, баночки для шликера, готовое изделие «Яблонька», технологическая таблица.

I. Тренировочные упражнения: разминание, раскатывание глины, лепка простых фигур.

II. Показ процесса работы педагогом.

Этапы изготовления изделия

III. Самостоятельная работа обучающихся.

Лепка ствола дерева и веток.

Приготовленный комок глины делится на две равные части: из одной части      вылепим ствол и ветки, а из другой – яблоки и листья. Раскатываем первую часть и получаем ствол дерева, устанавливаем его вертикально, вытягиваем 3-4 ветки в верхней части, 3-4 корня по-толще и короче в нижней части. Добиваемся равновесия, чтобы дерево устойчиво стояло.

Лепка яблок и листьев.

Для изготовления листьев скатываем шарики, формируем их виде капельки и расплющиваем, наносим стекой пожилки. Яблоки получаем просто нанесением на шарики ямочек острым кончиком стеки.

ФИЗМИНУТКА.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.

Сложить ладони и разводить пальцы рук.

Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.

По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ: потягивания, приседания, махи руками и ногами, вращение головой, восстановление дыхания.

Приклеивание яблок и листьев на ветки. Используем шликер(жидкую глину) в качестве клея и прикрепляем листья и яблоки к веткам, добиваясь декоративного эффекта.

IV. Итог работы.

Анализ изделий.

Творческая работа по желанию слушателей.

Дополнительный материал.

Особенности организации занятия лепки из глины.

Для достижения лучшего качества работ желательно иметь образец, это может быть готовая работа, фото или репродукция из журнала.

При лепке по образцу используется чёткий по форме предмет, художественный, доступный по средствам изображения.Объяснение темы занятия занимает 3-4 минуты, эмоциональный настрой можно создать используя песню, загадку, игровой зачин.

Далее следует рассмотреть форму предмета.

Показ способа лепки используется, если дети овладевают новым способом лепки.

Нужно решить в какой последовательности работать.

В процессе работы производится текущий инструктаж.

В конце работы следует проанализировать полученные изделия.

Элементы выразительности нужно всегда подчёркивать – это положение частей относительно друг друга и последующая раскраска.

Из чего можно лепить с детьми?

соленое тесто

съедобное тесто, например, дрожжевое или песочное - для пирогов или печенья, тесто для пельменей или лапши

пластилин

глина

воск

вощина

Пластилин

Пластилин важно выбрать хорошего качества - не слишком твердый, и не слишком пачкучий. Если пластилин слишком липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

 Пластилин фирмы "Гамма" слишком твердый, вполне хорош пластилин фабрики "Луч", очень приличное соотношение цены и качества у пластилина ИКЕА, КОH-I-NООR. Отличный пластилин испанской фирмы jovi, но он дороговат.    

 Основной плюс пластилина - разнообразие цветов, но на ощупь пластилин не очень приятен, и отмыть его непросто, поэтому лепить из пластилина нравится не всем детям (и не всем родителям).

 Глина

Глина пачкает руки во время лепки, но зато легко смывается обычной водой. Изделия из глины легко высушить и потом расписывать их красками, из глины отлично можно лепить посудку для кукол, и даже персонажей для сказки.

 Соленое тесто

Для того, чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять2 чашки муки, 1 чашку соли, и понемногу добавляя горячую воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, зеленку, свекольный сок. Готовое тесто можно 1-2 недели хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.

 Первые 2-3 раза дети знакомятся с материалом, поэтому задания должны быть совсем простые:

отщипывать кусочек

прилеплять кусочек

размазывать тесто пальцем

плющить тесто всей ладошкой

катать колбаски

катать маленькие колобочки одним пальчиком

катать большие колобки ладошкой

резать стекой колбаску

А можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста, и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек.

 На день святого Валентина можно сделать сердечки, облепить их соленым тестом и украсить их по вашему усмотрению. На Восьмое марта можно тем же способом сделать подарок для бабушки.

 Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес.

 Далее - в зависимости от времени года - вы можете -раскрасить этот лес зеленой гуашью или налепить зеленые листочки, если дело происходит летом, можете посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина. А если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.

 Если ребенок уже умеет катать колбаски, можно слепить змей, червячков и улиток, и прилепить их на большой листочек из зеленого картона.

 Если взять половину скорлупки от грецкого ореха, и добавить колбаски из соленого теста, то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху.

 Соленое тесто и крупа

Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом.

 Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть крупу - и предлагаем украсить пирог или дом. Не стоит давать сразу много крупы, иначе дети будут ее просто двигать и пересыпать, а не вдавливать в тесто. Дайте 5-6 фасолинок, потом 5 горошин, 5 веточек, 2 шишки.

 Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.

 Облепливание тестом

Обмазываем соленым тестом баночку от детского питания, и украшаем золотыми нитками, бисером или бусинками, кусочками шерстяных ниток или крупами, фигурной вермишелью - получаются очень необычные вазочки.

обмазываем грецкий орех, делаем ему глазки и рот из крупы - получается колобок;

обмазываем грецкий орех и фундук, обкатываем в пшене или кукурузной крупе, соединяем - получается цыпленок;

облепляем коробочку от киндер-сюрприза или баночку от фотопленки, вставляем спички-ножки, прилепляем головку - получается лошадка, бычок, жираф или ослик - на ваш вкус;

облепляем крышку от банки и свечку - получается подсвечник;

облепляем стаканчик от йогурта с прорезанными заранее окошками - получаем снежный домик;

облепляем аптечный пузырек - делаем церковь;

катаем шарики, надеваем их на вязальную спицу или толстую проволоку - и делаем самодельные бусинки,;

из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова.

Работа с шаблонами

Облепляем зеленым тестом картонный шаблон елки и втыкаем украшения из крупы и фольги. Получается отличная новогодняя елка, которую можно подарить бабушке или дедушке!

 Облепляем тестом шаблон домика, и выкладываем из гороха черепицу на крыше, из вермишели - наличники у окна, из крупы сам дом, по краю - фасоль.

 Можно лепить из теста фигурки и потом их расписывать гуашью.

 Можно вырезать фигурки формочками, и их расписывать, а потом вешать на елку.

 Можно вырезать фигурки формочками из песочного или пряничного теста, украшать изюмом и орехами, и печь печенье к чаю.Это занятие дети очень надолго запоминают.

 Можно вырезать стеками по картонному шаблону.

 Можно делать бусины из соленого теста или из глины и нанизывать их на спицу, а через несколько дней эти бусины расписывать.

 В бусины из соленого теста можно втыкать бисер, а потом нанизывать на шнурки или на проволочку. Учтите, что для росписи нужны самые тонкие кисти.

 Можно сочетать бусины из соленого теста с бусинами из раскрашенной вермишели.

 Можно делать из синего теста аквариум - большой кусок синего теста положить на бумажную тарелку, а потом втыкать в тесто камушки, ракушки и картонных рыбок. Можно добавить песок и камушки из пшена и фасоли.

 Можно лепить город - втыкать в тесто картонные домики и машинки.

 ПЛАСТИЛИН

Скатать шарик из соленого теста проще, чем из пластилина, поэтому задания для работы с пластилином могут быть немного другими:

можно закрашивать шаблон пластилином;

делать пластилиновую картину;

процарапывать палочкой, зубочисткой или спичкой слой пластилина;

лепить объемную картину - барельеф;

картины с рамкой из колбасок;

картины из колбасок;

обмазывание пластилином;

обкатывание в крупе;

можно обмазывать пластилином аптечный пузырек и обкатывать его в бисере - получится храм;

можно обмазывать стаканчики от сметаны и йогурта, спичечные коробки и др и потом их укреплять на общей подставке - получится город. Можно между домами делать пластилиновые дороги, реки, мосты;

можно закрашивать пластилином шаблоны - огурец, яблоко, грушу, вишенки, репку, морковку, свеклу - и потом играть - где что растет, что на грядке и что - на дереве;

очень красиво получается, если сочетать пластилин с бисером и фольгой;

можно украшать бисером, бусинками и кусочками фольги шаблон елки, рыбки;

можно сделать шаблоны зверей - мышки, ежика и белки или лисички - и закрашивать пластилином, процарапывать глазки и шерстку, а потом прилепить всех зверей на общий лист ватмана. Если это осень, то укрываем зверей осенними листиками (рисуем или приклеиваем настоящие сухие листики), если зима, то укрываем зверей ватой - прячем их под снегом.

ГЛИНА

Из глины хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку - лепим 3 медведей и девочку, или 3 поросят и волка, делаем домики, и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей - и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

 Учим детей технике вытягивания и выщипывания - не из отдельных частей собирать предмет, а искать внутри спрятанные лапки, ушки. Что только не подсказывает детская фантазия:

весенний лес - в лепешку из глины втыкаем веточки и прилепляем к ним листики и цветы из пластилина;

 из глины хорошо лепить посудку, но для этого ребенку важно понять на ощупь выпуклые и вогнутые формы. Для этого можно облепить тестом или глиной половинку грецкого ореха или коробочку от киндер-сюрприза, а потом уж учить малыша лепить мисочки из шарика;  

готовые игрушки из глины хорошо бы запекать в муфельной печи, но можно и просто высушивать, или маленькие игрушки запекать в центре газовой конфорки в течение 30-40 минут;

можно красить половинку кокоса внутри и снаружи золотой краской - получается очень симпатичная ваза;

после раскрашивания и облепливания вазы, ребенку легче самому слепить вазу;

можно из колбасок лепить буквы и цифры;

можно раскатывать тесто через кусок ткани разной фактуры, а потом на ней отпечатывать ключик или листочек, или игрушку.

В общем, попробуйте сами - и вы поймете, что лепка - это очень увлекательное занятие!

Японские бабочки

Сегодня расскажем вам как сделать очень красивую поделку, которая сможет придать немного японских мотивов в ваш дом. Мы будем делать японских бабочек.

Нам потребуется:

 1) Толстый картон

 2) круглая тонкая палочка

 3) 1-2 очень маленьких гвоздика (или клей)

 4) Леска

 5) Тонкая бумага

Изготовление:

 1) Возьмите толстый картон, и вырежьте лопатку (как на рисунке). Размер - как размер веера, а точнее по желанию.

 2) Возьмите круглую палочку (или просто можете взять рейку и немного обстругать углы и зашкурить), расщепите один конец и вставьте в эту лопатку (смотрите рисунок). Прикрепить можно гвоздиками, или клеем.

 3) Из тонкой бумаги вырезаем бабочек - форма и цвет на ваш вкус, я привел пример такой вот незатейливой и простой формы. Количество - от 3 до 6 штук

 4) Возьмите леску, и отрежьте столько отрезков, сколько у вас бабочек. И привяжите один конец лески к бабочке, другой к нашему вееру.

 5) Берем веер за палочку и взмахиваем им. Будет казаться, что бабочки порхают прямо над вами - очень красивое зрелище!

Создание мастерской

Главная цель работы мастерской - Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.

Задачи:

Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.

Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.

Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.

Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.

об основных задачах работы:

Обучение приёмам и формирование навыков работы с глиной.

В первый год работы я использовала в работе с детьми такие материалы, как папье-маше, солёное тесто, бросовый материал и т.д. Направление по работе с глиной оказалось самым удачным, т.к. этот материал имеет ряд преимуществ: доступность, вызывает интерес у детей, поделки из глины могут стать полезными предметами быта ( подставки, вазы, подсвечники, копилки, шкатулки). Я изучила технику работы с глиной по библиотечной литературе, посетила с целью перенять опыт работы педагогов художественные школы №19 и №50. Работала в керамической мастерской на фабрике «Весна», что помогает поддерживать уровень качественного исполнения изделий из глины.

Основная работа с детьми проводится на занятиях. Для повышения качества знаний у детей я использую разнообразные методы и приёмы работы.

Например:

Новый теоретический материал излагается в виде :

лекции, беседы,

ответов на вопросы,

решения проблемы,

сообщения детей.

Изготовление изделия проходит по этапам

оценка впечатления от образца,

анализ качества выполнения образца,

установление порядка выполнения технологических операций,

показ работы педагога,

самостоятельная практическая работа с текущим контролем педагога,

анализ полученного изделия,

выводы.

Особенно важно выделить те операции, которые следует отработать. Отслеживание результатов проводится в корректной форме. Избегаю сравнивания работ разных детей. Дети стремятся к улучшению качества своих изделий, поэтому все недостатки я показываю индивидуально и помогаю исправлять. Обучение на достаточно высоком уровне трудности помогает поддерживать интерес.

Форма проведения занятия может часто меняться, в основном это случается экспромтом: возникает обсуждение, диспут, работа в командах. Иногда я готовлю викторину, ролевую игру. Главное – это захватывающая атмосфера, эмоциональный комфорт и творческий поиск.

Так же поддержанию интереса детей к творчеству служат разнообразные мероприятия. Мы организуем выставки в библиотеке, в школах; посещаем выставки художественных школ; участвуем в районных,

городских и областных выставках; выезжаем в кукольный театр, на природу, устраиваем чаепития. Просто обсуждаем с детьми интересующие их темы.

Знакомство с разнообразием декоративно-прикладного искусства.

Дымковские, Филимоновские, Каргопольские глиняные игрушки известны в России. А также большое количество росписей: Рапульская, Пермогорская, Мезенская , Пичугская, Хохлома, Полхов Майдан и др. Занятия в мастерской не ограничиваются одной лишь лепкой из глины.

Реализация данной задачи пронизывает все этапы программы: с первых занятий дети знакомятся с краткой характеристикой наиболее известных народных промыслов, к данной теме часто возвращаются в процессе освоения основных способов лепки, проводя аналогии со способами лепки в различных школах. Посещая выставки в Центре творчества, районные и городские обучающиеся знакомятся с огромным количеством образцов народного творчества. В практической работе часто возникает необходимость использовать различные материалы, чаще всего в декоре изделий. Если на 1-м году обучения это носит характер эпизодический, то на 2-м году обучения для творческой группы разработано приложение к программе по теме: «Сочетание керамики с другими видами декоративно-прикладного творчества», в программу включены темы: «Коллаж из природных материалов», «Искусственный бонсай», «Оформление букетов».

Ежегодно мастерская успешно участвует в городской выставке экологического дизайна на базе ДЮЦ ГЭР им. Веры Волошиной, выступает с мастер-классами по своему направлению.

Развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка.

Реализация данной задачи начинается с формирования мотивации каждого ребёнка к процессу творчества. Роль педагога состоит в том, чтобы пробудить веру в собственные силы, убедить в возможность достижения результата, в помощи и одобрении. Важно отслеживать творческий рост и совершенствование каждого ребёнка. Желательно давать детям индивидуальные задания по уровню сложности. Для способных детей предусмотрены занятия в творческой группе на втором году обучения. В процессе занятий педагогу необходимо побуждать детей экспериментировать: придумывать новые конструкции изделий, способы соединения, виды декоративного украшения.

С появлением компьютера можно легко вести учёт творческого роста каждого ребёнка. В базе данных мастерской хранится информация о достижениях лучших воспитанников. В кабинете мастерской проводятся персональные выставки детей.

Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.

Не секрет, что педагоги и психологи часто рекомендуют занятия лепкой для возбудимых, сверхподвижных детей, таких детей немало в коллективе мастерской. Процесс формирования усидчивости и внимательности достаточно долгий и индивидуальный. Детям, которые не могут долго концентрироваться на одном занятии, необходимо чаще переключаться с одной деятельности на другую, постепенно увеличивая периоды однотипной работы, чаще делать перерывы. Обычно дети легко чувствуют отношение педагога и его заинтересованность в своей персоне, поэтому и сами стремятся научиться быть внимательными.

Таким образом, решение данной задачи лежит в индивидуальном подходе в построении ритма работы на занятии, в самом образе деятельности, требующем спокойствия и внимания.

Организация коллективных форм работы: работа в парах, в группах, соревнования с другими коллективами, совместная досугово-культурная деятельность учат детей действовать в интересах коллектива, заботится обо всех его членах, понимать важность слаженной работы для достижения хорошего результата. Наблюдая за атмосферой в группах детей на занятиях педагог должен вносить коррективы, направляя взаимодействие так, чтобы каждый ребёнок мог личностно совершенствоваться. Развитие толерантности и взаимопонимания у обучающихся происходит в процессе бесед, коллективной оценки поступков и ситуаций, рекомендаций педагога по развитию адекватной самооценки каждого ребёнка. Дети чувствуют развитие коллектива, движение общественного самосознания вверх, либо вниз и реагируют соответственно. Занятия строятся на добровольной основе, поэтому если ребёнку некомфортно или скучно, он уходит.

Работы выполняются в основном сидя, и поэтому необходимы физминутки. Выезды на природу тоже являются своеобразной физической нагрузкой. В кабинете соблюдаются нормы санитарно-гигиенической и технической безопасности. Беседы о здоровом образе жизни планируются при помощи руководителей объединений спортивно-оздоровительного отдела.

Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Тренировочные упражнения: разминание, раскатывание глины, лепка простых фигур способствуют развитию тонкой моторики.

Рассматривание художественных иллюстраций, посещение выставок, анализ образцов работ и собственных изделий позволяют формировать у детей чувство гармонии и красоты.

На развитие глазомера влияет необходимость добиваться чёткой формы изделия, как правило через месяц занятий дети легко обнаруживают ошибки в соотношении частей изделия, а со временем научаются добиваться выразительности своих работ, путем правильного размещения деталей и соблюдения их размеров.

Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.

Возможность практически попробовать себя в художественной деятельности позволяет обучающимся определить есть ли у них склонность, способности к данному профилю. Посещая занятия в мастерской, дети знакомятся с сущностью таких профессий как художник по керамике (лепщик), художник по росписи, знакомятся с элементами дизайна. Организуя выставки, ярмарки-продажи дети знакомятся с деятельностью рекламных агентов, продавцов, бухгалтеров, конечно в игровой форме, но такое распределение ролей интересно детям, они стремятся научиться быть разными, проявить свои лучшие качества, познать себя.

Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.

Над решением этой задачи работает весь коллектив Центра творчества. Родители приглашаются на беседы, занятия разнообразные мероприятия. Педагоги совершенствуют свою теоретическую подготовку и практические навыки по работе с семьями на районных и городских семинарах. В данном направлении существуют большие перспективы развития.

Положительные аспекты работы мастерской «Сувенир»:

удачно выбран основной материал для работы – глина;

практическая польза работы мастерской – интересные вещи, сувениры в подарок на различные мероприятия;

позитивное развитие коллектива мастерской.

Планы на будущее:

улучшить материальную базу мастерской, путём взаимодействия с родителями, учреждениями подобной направленности

популяризировать керамику среди населения;

построить работу мастерской так, чтобы её работа соответствовала современным требованиям общества в подготовке детей к жизни.


 

Комментарии

Хороший урок. Ваши дети узнают много интересного.