Особенности реализации индивидуального подхода к детям на занятиях: психологический аспект.

Татьяна Анатольевна Сорокина

Статья направлена на необходимость изучения особенностей развития ребенка и применение индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения. Применение социоигр помогут добиться от детей значительных результатов в поведенческой сфере, межличностном общении и дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Особенности реализации индивидуального подхода к детям на занятиях: психологический аспект

   Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует записывать особенности поведения воспитанников и через некоторое время делать краткие обобщения результатов наблюдения. Тип темперамента психологи советуют определять, внимательно наблюдая за речью ребенка. Если речь громкая, быстрая, отчетливая, с правильными интонациями, если она сопровождается живыми жестами, выразительной мимикой, это может означать признаки сангвинистического темперамента. Когда речь медленнее, чем у других, спокойная, размеренная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики, это может свидетельствовать о проявлении флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся. Наконец, к признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь приторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.

        В изучении индивидуальности каждого ребенка важен так называемый «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое, глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Этим подчеркивается огромная роль воспитателя, его влияния на ребенка, установление в их отношениях взаимопонимания, доверия и понимания. Благодаря такому контакту педагог сможет понять особенности психики ребенка, установить не только тип темперамента, его отрицательные черты, но и выявить пути их коррекции.

Так, Е.М. Ковешниковой, студенткой факультета педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института , под руководством Н.П. Слободяник было проведено исследование по выявлению типов темпераментов в группе детей старшего дошкольного возраста. Был использован метод     наблюдения за поведением детей (подчеркнем, что отнесение детей к «чистым» типам темпераментов является достаточно условным). Дети, отнесенные к тому или иному типу, демонстрируют наличие тех или иных свойств личности, которые тяготеют к сангвинистическому, холерическому, флегматическому или меланхолическому темпераменту.

       В первую группу («активных») детей вошли дети, которых можно отнести к холерикам и сангвиникам.

       «Холерики»: дети очень активны, непоседливы, предпочитают шумные игры, выступают инициаторами конфликтов и потасовок в группе. Во время занятий часто меняют позу, вертятся на стуле, теребят на себе одежду, выкрикивают с места. Очень любопытны, с удовольствием включаются в спортивные игры, при этом стараются быть в числе лучших на соревнованиях.  На танцах используют любую возможность подвигаться, попрыгать, подурачиться под музыку, но танцевальные движения заучивают чуть ли не самыми последними из детей группы. С увлечением приступают к выполнению заданий воспитателя, но быстро отвлекаются. Интересно, что во время выполнения какого-либо самостоятельного задания, могут легко придумать «параллельную» игру (с бумагой, ножницами, красками и т.п.). С трудом «высиживают» 20 минут логопедических занятий. Иногда резко и упрямо отказываются от выполнения какого-либо задания, упражнения.  Говорят громко, речь быстрая, часть звуков «проглатывается».

       «Сангвиники»: живые и веселые дети, часто бывают инициаторами совместных игр, придумывают и распределяют роли, бывают «судьями» во время конфликтов. Умеют доказать свое мнение сверстникам. Увлеченно и с желанием занимаются как логопедическими упражнениями, так и другой учебной деятельностью. Редко плачут и быстро успокаиваются, переключаются. Отношения к воспитателям и сверстникам дружелюбное и доброжелательное. Предпочитают игры с элементами соревнования, некоторых из них отличает особенное честолюбие, они ревниво следят за тем, чтобы быть в числе лучших. Каждый из детей-сангвиников любит выступать на концертах, утренниках с сольным номером, впрочем, не отказываются они и от участия в хоре, в разыгрывании сценок, в совместных танцах. Обычно именно эти дети возглавляют команды при спортивных состязаниях. В целом дети характеризуются приподнятым настроением, некоторым эгоцентризмом (любят похвастать игрушками, одеждой, своими достижениями, родительской машиной и т.п.). Речь уверенная и громкая, хотя и не всегда правильная, четкая.

        Вторая группа (пассивных) детей условно сформирована из «флегматиков» и «меланхоликов».

         «Меланхолики»: в обычной обстановке это спокойные, ласковые, очень послушные девочки. Они обычно играют вместе в спокойные ролевые игры, предполагающие эмпатийные элементы: больница, семья, няньки и т.п. По возможности избегают спортивных соревнований, участия в каких бы то ни было конкурсах, выступлениях. Девочки могут расплакаться в процессе игры или от строгого замечания воспитателя или от того, что не получается выполнить упражнение. На тип темперамента указывает характер выполняемых учебных заданий: рисунки - мелкие, линии нечеткие и слабые, фигурки из пластилина - маленькие. В ролевых играх со сверстниками легко соглашаются исполнять роли, которые предлагают более активные сверстники: пациент в больнице, «монстр», которого убивают, лошадь в упряжке, гость в семье и т.п. Говорят тихо и мало, речь может быть охарактеризована как неразвитая. С большим трудом формулируют просьбы или формируют собственное мнение. Девочки обычно застенчивы, не уверены в себе, могут так и не суметь на детском празднике прочесть стихотворение. Обычно ведут себя послушно, зачастую заменяют свою деятельность рассуждениями о ней

        «Флегматики»: в принципе, этих детей нельзя назвать спокойными или вялыми, поскольку они активно участвуют в шумных подвижных играх, легко взаимодействуют со сверстниками. Но они долго и основательно готовятся к игре, к занятиям, столь же долго и основательно выполняют задание, данное воспитателем. Обычно не успевают доделать учебное задание, иногда требуется повторить просьбу несколько раз, чтобы они ее осознали. Предпочитают спортивные игры, в которых требуется не столько скорость и ловкость, сколько сила и упорство (например, перетягивание каната). Плохо усваивают танцевальную программу, особенно если танец быстрый: при всем послушании и неконфликтности освоение танца идет очень медленно. Медленно едят, одеваются и раздеваются, легко засыпают во время тихого часа. Часто не сразу отвечают на заданный вопрос, дожидаются его повторения. Говорят спокойно, короткими фразами. Редко проявляют инициативу. Отношение к окружающим скорее доброжелательное, чем равнодушное.

        С учетом выявленных особенностей воспитатель, педагог-психолог и другие специалисты детского сада могут включать в общение с воспитанниками цикл сюжетно-ролевых, образно-ролевых игр и подвижных игр с правилами, в процессе которых дети с разными типами темперамента учатся  подчинять свое поведение смыслу ситуации, самостоятельно организовывать и регулировать свое поведение, адекватно воспринимать правила и инструкции  взрослого. Приведем примеры таких игр.

       1. Игра «Белки и лиса» (авторская методика)

        Цель игры – сформировать у детей умение играть по правилам, предложенным взрослым, возможность для активный детей «примерить» на себя пассивные роли, а для пассивных – активные.

        Ход игры: В игре участвует вся группа. Следует каким-либо образом обозначить «поляну», так, чтобы она занимала примерно 2/3 комнаты. Край поляны обозначается чертой на полу или веревкой. Перед игрой взрослый распределяет между детьми роли: белками становятся все пассивные дети и один активный, лисой – активный ребенок, деревьями – активные дети. Дети «деревья» и «белки» встают парами в разных концах комнаты. У каждой белки на дереве домик, куда она может убежать и спрятаться в случае опасности. Ведущий говорит: «Сегодня в лесу солнечно, сухо и тепло. Белочки решили спуститься на землю с деревьев, чтобы попрыгать, поиграть друг с другом». Дети – «белки» по команде ведущего выбегают в центр комнаты, прыгают, водят хоровод. Ведущий: «Хитрая лиса услышала, как играют белочки и крадется на полянку, чтобы поймать одну из них». Ребенок-«лиса» показывает, как тихо и осторожно, на цыпочках лиса крадется на полянку. Когда она добирается до границы поляны, то бросается на «белочек», чтобы поймать одну из них. «Белочки» убегают к своим деревьям. Как только «белочке» удается спрятаться за ребенка-«дерево», она спасена. Если «лисе» удается поймать одну из «белочек», то лиса меняется местами с ребенком-деревом, на которое не успела «взобраться белочка».

         Через 7-10 минут роли «активных» и «пассивных» детей менялись, через 7-10 минут менялись снова. Основная трудность состояла в том, чтобы объяснить детям, исполняющим роль деревьев, что они должны стоять неподвижно, иначе белочка не найдет свой домик на дереве и ее съест лиса. Однако, постепенно, дети входили в роль и все более продолжительное время оставались «неподвижными деревьями».

          2. Игра «В поликлинике» (М.Э. Вайнер) 

          Цель игры – раскрепощение детей, коррекция поведения через создание образа, имеющего необходимые черты поведения, проигрывание, «выпячивание» отрицательного поведения. Пользу от этой игры получали скорее пассивные дети, но вся группа играла с удовольствием.

Ход игры: Ведущий, апеллируя к имеющемуся у игроков опыту, предлагает им представить себя в поликлинике и вспомнить, как по-разному ведут себя дети, ожидая очереди на прием к врачу. В этом игровом сюжете предлагались такие роли:

«Доктор» — его роль исполнял взрослый.

«Трусливый» - сидит, дрожит и стонет. Как только Доктор или кто-то из посетителей обращается к нему с вопросом, зажмуривает глаза, закрывает голову руками и начинает тихонечко причитать: «Ой, боюсь!» и т.п. (роль поручается активному ребенку – сангвинику или холерику)

«Нетерпеливый» – норовит проскочить в кабинет врача без очереди. В общем разговоре всех перебивает, то и дело смотрит на часы, ходит взад-вперед по коридору, торопит Доктора и других детей и т.п. (роль поручается пассивному ребенку – флегматику или меланхолику).

«Упрямый» – игнорирует просьбы других, поступает назло. Например, его просят подвинуться, чтобы всем было удобно сидеть, а он даже не пошевелился; его просят снять в помещении куртку, а он, наоборот, надел еще и шапку; его просят не петь, т.к. кругом больные, а он поет еще громче и т.п. (Роль поручается ребенку – меланхолику)

«Хвастливый» – каждому сообщает, что он не боится никаких процедур, никакого лечения. Например, к стоматологу ходит с радостью, горькое лекарство пьет не поморщившись, кровь из пальца готов сдавать хоть каждый день, а уж про уколы и говорить нечего – пустяки, их боятся только трусы. Но как только подходит очередь Хвастливого, он заметно робеет и т.п. (роль поручается ребенку – флегматику).

«Капризный» – постоянно ноет, все время чем-то недоволен: то ему жарко, то ему хочется пить, а на просьбу посетителей не скулить и не портить всем настроение, начинает громко и безутешно плакать и т.п. (роль поручается ребенку – холерику).

«Застенчивый» – сидит тихонечко в сторонке на краешке стула. На обращенные к нему вопросы: Как тебя зовут? Сколько лет? Что болит? — молчит, испуганно на всех смотрит, и все сильнее забивается в угол и т.п. (роль поручается ребенку – холерику).

«Серьезный» – спокойно ждет своей очереди, иногда одергивает других, говорит: Спокойнее! Как вам не стыдно! (роль поручается ребенку-холерику).

Распределив и обсудив роли, ведущий напоминает детям, что в течение всей игры каждый должен постоянно находиться в указанном образе. Далее Доктор начинает прием, на котором дети должны вести себя в соответствии с полученной ролью.

3. Игра «Добрые волшебники» (авторская модификация игры Н.М. Сладковой) 

Цель: формирование произвольности поведения на основе создания образов героев, умение действовать по сюжету и в соответствии с ролью, формирование эмпатии и теплых межличностных отношений в группе. В основу игры положен рассказ Олега Кириллова «Книга ласковых имен».

Ход игры: Воспитатель начинает с рассказа: «Сережа вышел во двор и увидел знакомую девочку Свету. Она сидела, пригорюнившись, на скамейке.

-  Ты чего горюешь? - спросил он.

- 0-о-о-х... - вздохнула Света и пожаловалась. - Злодей-грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и заколдовал. Теперь я не смогу веселиться и быть доброй, пока кто-нибудь не расколдует меня, назвав тремя ласковыми именами.

-  Сейчас я попробую тебя расколдовать: Светочка, Светланка, Светуня.

Как только Сережа произнес третье ласковое имя, девочка заулыбалась, засмеялась, запрыгала.

-   Бежим расколдовывать девчонок! - крикнула Света.

-  А разве они тоже заколдованы? - спросил Сережа.

-  Этот злодей-колдун тоже обозвал их, и они стали грубые и злые.

Светину подружку, Наташу, они нашли в самом дальнем углу двора. Она сидела на скамейке бледная, сердитая, с насупленными бровями и громко стучала палкой по пустому ведру бух-бух-грох...

-  Наташенька, Натуся, Наталка, – быстро проговорил Сережа.

И Наташенька ожила, заулыбалась, закружилась в танце. Рядом сидела Светина подружка Оля и плакала. Света принялась расколдовывать свою подружку Олю, назвав три ласковых имени:

-  Ольгуня,  Ольгушка,  Олечка.

Оля тоже заулыбалась, обняла свою подружку. Потом ребята решили поискать, нет ли еще рядом заколдованных детей…».

Далее воспитатель предлагает детям разыграть эту сказку, причем пассивных детей, которые сидят грустные и хмурые (по роли) добрые волшебники расколдовывают первыми, а самых подвижных детей – последними. При этом воспитатель предупреждает, что, если кто-нибудь нарушит правила игры, заколдованные дети уже никогда не спасутся. Это дает детям дополнительный стимул действовать в рамках игры.

4. Игра «Шлагбаум» (Н.М. Цыркун) 

Цель игры – формирование скорости реакции участников, умения оценивать ситуацию в целом и изменять свое поведение.

Ход игры: Участники выстраиваются так, чтобы в ряду было столько участников, сколько рядов. Получается квадрат. Стоящие шеренгами берутся за руки и между шеренгами образуются улицы. По этим улицам двигаются преследуемый и преследователь (их целесообразно выбрать из активных детей). Команды стараются помочь убегающему. Как только преследователь близок к тому, чтобы поймать убегающего, ведущий-взрослый подает сигнал, дети опускают руки, поворачиваются налево и вновь берутся за руки. Образуются совершенно другие улицы, перпендикулярные прежним. Меняется ситуация. Так продолжается до тех пор, пока догоняющий не окажется быстрее остальных игроков и не поймает преследуемого.

Эта игра требует подготовительной работы, обучения детей ориентированию в пространстве (все должны одновременно по сигналу поворачиваться только налево), поэтому разучивать ее надо поэлементно. Игрой «Шлагбаум» целесообразно закончить формирующий эксперимент.

Все описанные выше игры проводятся с группой детей в течение 2,5 месяцев, 3-4 раза в неделю. Анализ результатов их апробации позволяет проследить тенденции в развитии произвольного поведения. Чтобы проявить волевое усилие, ребенку необходимо было понять смысл стоящей перед ним проблемы или задачи, а для того, чтобы задачу видеть и понимать, необходима инициативность, позволяющая ребенку чувствовать себя источником действия и, благодаря этому, придавать задаче личностный смысл (т.н. «осмысленная инициатива»). При формировании произвольного поведения развитие осмысленной инициативы у детей группы шло в одном направлении, но с помощью разных средств. У пассивных детей упор делался на формирование инициативы, а у активных и гиперактивных – на осмысление ситуации и своей роли в ней.

     У всех детей значительно улучшилась способность делать над собой усилие, причем особенно явный прогресс виден у групп детей с противоположным темпераментом: у холериков и меланхоликов. У представителей всех темпераментов ощутимо вырос такой показатель произвольности как способность сдерживать желание. Некоторые проблемы с выполнением инструкции остались у меланхоликов, но это обусловлено в первую очередь особенностями нервной деятельности: девочки-меланхолики быстрее других уставали, выполняя задание. Что же касается способности игнорировать отвлекающие факторы, то ее можно считать сформированной у представителей всех типов темпераментов. Это является очень важным фактором при проведении дальнейших занятий с детьми.

        Действительно, оказалось, что и у активных, и у пассивных детей наблюдается значительных прогресс в усвоении средств овладения своим поведением. Пассивные дети стали значительно более активными, уменьшилась их зависимость от взрослых и от более активных сверстников. Активные и гиперактивные дети стали намного спокойнее, более адекватно реагируют на замечания воспитателя, повысилась их работоспособность и внимательность на учебных занятиях. В обоих группах получен сопутствующий результат, состоящий в том, что улучшилось межличностное общение между членами группы, прекратились ссоры и драки, укрепилась дисциплина.

  Произвольность поведения является характеристикой личности, которая поддается формированию и тренировке. Однако в процессе формирования произвольности следует учитывать индивидуальные особенности детей, предлагая для разных групп различные методики и приемы. Приемы индивидуального подхода – это не какие-то своеобразные средства воздействия на отдельных детей, а известные общедидактические и общевоспитательные приемы, но вовремя, разумно и тонко используемые с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Самым простым приемом индивидуального подхода, использованным в работе, является условное разделение группы детей на активных и пассивных на основе наблюдения и выявления их типов темпераментов. Наблюдение и апробация игровых методов и приемов работы с детьми показали, что основной проблемой при формировании произвольности у детей активных и подвижных является недостаток самоконтроля, а у пассивных, зажатых детей – возникновение сложностей в контроле над ситуацией действия. Поэтому формирующие произвольность поведения игровые методики, были направлены на развитие качеств, «недостающих» той или иной группе. Так, обучение пассивных детей было направлено на воспитание активной позиции в осмыслении игровой ситуации, на развитие контроля над ситуацией и формирование сознательного инициативного поведения. В группе активных детей педагогическое воздействие было направлено на осмысление роли взрослого, на развитие умения играть по правилам и контролировать свое поведение в игровой ситуации.

Результаты работы подтвердили, что учет индивидуальных особенностей и проявлений саморегуляции поведения (в основе которого лежит тип темперамента) позволяет спрогнозировать психолого-педагогические условия формирования этой важнейшей сферы личностного становления ребенка, доказав тем самым возможность его формирования с учетом индивидуального подхода. Таковы в целом психологические аспекты реализации индивидуального подхода к детям на занятии.


 

Комментарии

Очень интересно раскрыт психологический аспект индивидуального подхода к детям в процессе работы с ними с учётом особенностей их темперамента. Я с интересом прочитала Вашу статью. Спасибо Вам, Татьяна Анатольевна, за её публикацию.