« Воспитания нравственно-волевых качеств личности ребёнка в трудовой деятельности»
Данный материал предназначен для родительского собрания.
Без устойчивой привычки к труду, которая должна быть сформирована в дошкольном возрасте, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. Помощь педагогов родителям в трудовом воспитании ребёнка, его психологической и практической подготовке к школе очень важна, так как для детей очень важен личный пример родителей их отношение к труду, своим обязанностям, и их оценка детского труда. В данном материале есть тесты для родителей: «Какой Вы родитель?», «Проверь себя!» Тренинг «Ошибки воспитания и их последствия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kachestv_lichnosti_rebenka_1.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема « Воспитания нравственно-волевых качеств личности ребёнка в трудовой деятельности» очень актуальна, т. к. в современном обществе наблюдается изменение ценностных ориентиров молодого поколения, в том числе и нравственно-трудовых.
Поэтому приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, её гуманистической направленности, волевых качеств, которые стараются привить наши педагоги детям с 1,5 до 10 лет.
Нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребёнка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, - неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.
Систематическое включение трудовой деятельности ребёнка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизменно повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.
Учителя, работающие с первоклассниками, отмечают необходимость преемственности в трудовом воспитании дошкольников и младших школьников. Дети, приученные к самообслуживанию, другим видам посильного труда охотнее и быстрее овладевают умениями самостоятельно выполнять учебные задания в школе и дома, умеют обслуживать себя, бережно обращаются с учебными принадлежностями; они организованнее, ответственнее, отзывчивее, более приспособлены к жизни в коллективе. Без устойчивой привычки к труду в дошкольном возрасте, которая должна быть сформирована, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. К сожалению, некоторые родители, только отдав ребёнка в школу, начинают осознавать эту истину, а многие так и не осознают серьёзности этой проблемы. (Так, например, за учебный труд - хорошую оценку родители платят детям деньги или говорят о том, что за деньги можно всё).
Помощь педагогов родителям в трудовом воспитании ребёнка, его психологической и практической подготовке к школе очень важна, так как для детей очень важен личный пример родителей их отношение к труду, своим обязанностям, и их оценка детского труда.
В коллективе ровесников ребёнку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Педагог может активнее влиять на каждого ребёнка. В современной семье родители не всегда дают детям трудовую нагрузку, соответствующую их индивидуальным особенностям и возрасту (убрать игрушки, повесить свои вещи, помыть посуду, постелить бабушке постель и т.п.), а иногда сами за детей выполняют эти трудовые действия, воспитывая иждивенческое отношение детей к жизни.
Когда родители выполняют трудовые действия за ребёнка по разным причинам (нужно сделать быстрее, боятся что ребёнок испачкается, плохо получается и т. д.), то они совершают ошибку, которую будет трудно исправить, т.к. многие знания и нормы поведения усваиваются под влиянием взрослых и недостаточно осмысливаются. Поэтому, предлагаю вам поучаствовать в тренинге «Ошибки воспитания и их последствия».
Предлагаем родителям обсудить ситуации, в которые попадает ребёнок на протяжении проведённого тренинга. И вырабатываем правила способствующие устранению этих ошибок.
Тест «Какой Вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно по этому, мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делала.
4. И в кого ты только такой уродился?!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну на кого ты похож(а)?
7. Я в твоё время....
8. Ты моя опора и помощник(ца).
9. Ну что за друзья у тебя?
10.Чем ты только думаешь?!
11.Какая ты у меня умница!
12.А как ты считаешь сынок (доченька)?
13.У всех дети как дети, а ты....
14.Какой ты у меня сообразительный!
Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что
наша игра-лишь намёк на действительное положение дел. Ведь то,
какой же Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих)
- Если Вы набрали 5-6 баллов — Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас; ваши отношения способствуют становлению личности.
- Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в Ваших отношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попыток перенести вину за недостатки его развития на самого ребёнка.
- баллов -Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств
Тест «Проверь себя!»
Отношение родителей к ребёнку может быть самым разным: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, общительное, уравновешенное, обнадёживающее. Создавшаяся в семье система отношений к ребёнку называется родительскими установками.
Мы предлагаем Вам определить (разумеется упрощённо) свои установки и возможные их последствия для эмоционального развития ребёнка.
Установка | Словесная хар-ка | Способ общения | Последствия |
Благосклонность Доброжелательность Любовь | Ребёнок - центр всех моих интересов | Ласковое обращение, непринуждённая игра | Чувство безопасности, нормальное развитие личности. |
Явное отчуждение | Не люблю детей. Не стану из-за них расстраиваться | Отчуждение, избегание контактов, жёсткость | Агрессивность, замкнутость, замедленное эмоциональное развитие |
Чрезмерная требовательность | Не хочу иметь такого ребёнка | Отсутствие похвал, ругань | Неуверенность в себе, подавление желания |
Чрезмерная опека | Всё для ребёнка и себя посвящаю ему. | Ограничение самостоятельности ребёнка. | Замедление социализации, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность |
Тренинг «Ошибки воспитания и их последствия».
Приглашаются из зала участники тренинга: один участник исполняет роль родителя, другой растущего ребёнка.
Важно помнить, что до 12 лет мы ребёнка воспитываем, после 12 перевоспитываем. А перевоспитывать гораздо сложнее. Поэтому примите к сведению наше сообщение.
На протяжении жизни ребёнка в дошкольном и младшем школьном
возрасте родители что-то запрещают, что-то разрешают детям и не
обращают внимание на свою деятельность, на сколько их поступки
оправданы и правильны.
Именно от этого во многом зависит правильное воспитание, в том
числе и нравственно-трудовое, отношение ребёнка к жизни, к труду
(умственному - учебному, физическому).
В психологии необоснованные запреты называют наложением петель,
которые изменяя действия детей в дальнейшем сказываются на его
поведении. В жизни их очень много, мы остановимся на некоторых…
Наложение петель в тренинге сопровождается показом наложения запретов, а именно: 1 петля – «родитель» связывает ноги «ребёнку», 2 петля – руки и т.д.
1 петля - Ребёнок начинает ходить, делает первые усилия в развитии своих физических возможностей.(1год)
Родители: Везут на колясках ребёнка, несут на руках и т.д. А ребёнок хочет проявить своё умение передвигаться. Разногласие между желанием ребёнка и действием родителей накладывают запрет. - Не ходи.
2 петля - Ребёнку хочется самостоятельно надеть кофточку,
посмотреть как устроена игрушка, самостоятельно есть ложкой и т.п. (с 3 лет)
Родители: Быстрее сделают сами: покормят, оденут, игрушку уберут и отругают. - Не трогай.
3 петля - Ребёнок повторяет все слова за взрослыми (3-5 лет).
Родители: Выполняя домашнюю работу, ругают домочадцев, которые устроили какой либо беспорядок в доме. Или у исполнителя трудовой деятельности что-то не получилось и он ругается, не подумав о том, что рядом с ним ребёнок, который, подражая своим родителям, применит этот опыт в своей практике. Родители же отреагируют. - Не повторяй.
4 петля - Дети любят слушать взрослых (5 лет...).
Родители: в том числе и разговоры о своей работе, работе МОУ и т.п.
используя непонятные для детей слова. Ребёнок вмешивается в разговор, стараясь понять о чём говорят взрослые, но слышат. — Не слушай, о чём говорят взрослые.
5 петля- Ребёнок смотрит взрослые передачи, не понятные для него,
сложные для осмысления.(ст.группа - мл. школьники)
Родители: Родители просматривая эти передачи, детям дают установку - Не смотри.
После 12 лет получаем отражение своих действий.
5 петля - Ребёнок смотрит взрослые передачи ужасы, боевики и т.п.
Интеллектуальные передачи его не привлекают.
4 петля - Не слышит просьб взрослых.
3 петля - Ребёнок грубит взрослым «Делай сама!» , «Делать мне больше
не чего» и т.п.
2 петля - Не ценят труд взрослых, рисуют на стенах в подъездах,
мусорят, не ценят общественное имущество (мебель, автобусы и т.д.)
1 петля - Безразличие к труду. Желание развлекаться - ходить на
дискотеки, «тусоваться».
Нужно помнить!
Для подлинного развития ребёнка нужна свобода. Но нужны и ограничения.
Надо непременно воспитывать инициативу, но надо воспитывать и сдержанность.
Установка поведения у детей может постоянно меняться под влиянием окружающих особенностей общения и воздействия того или иного случая.
У ребёнка возникают новые и новые пристрастия, переживания. На их основе рождаются различные мотивы и потребности, способы их удовлетворения. Происходит накопление опыта - духовного, эмоционального, жизненно практического.
Поэтому запреты должны быть оправданы и объяснены ребёнку, а родители должны стараться не допускать те ситуации, которые способствуют «наложению петель».