« Воспитания нравственно-волевых качеств личности ребёнка в трудовой деятельности»

 

Данный материал предназначен для родительского собрания.

Без устойчивой привычки к труду, которая должна быть сформирована в дошкольном возрасте, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. Помощь педагогов родителям в трудовом воспитании ребёнка, его психологической и практической подготовке к школе очень важна, так как для детей очень важен личный пример родителей их отношение к труду, своим обязанностям, и их оценка детского труда. В данном материале есть тесты для родителей: «Какой Вы родитель?», «Проверь себя!» Тренинг «Ошибки воспитания и их последствия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kachestv_lichnosti_rebenka_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема « Воспитания нравственно-волевых качеств личности ребёнка в трудовой деятельности» очень актуальна, т. к. в современном обществе наблюдается изменение ценностных ориентиров молодого поколения, в том числе и  нравственно-трудовых.

Поэтому приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, её гуманистической направленности, волевых качеств, которые стараются привить наши педагоги детям с 1,5 до 10 лет.

Нельзя забывать о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребёнка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, - неповторимая, своеобразная личность со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера.

Систематическое включение трудовой деятельности ребёнка в процесс его воспитания в семье и детском саду неизменно повышает самоценность периода дошкольного детства, а также уровень подготовки к школе и, в конце концов, к взрослой жизни.

Учителя, работающие с первоклассниками, отмечают необходимость преемственности в трудовом воспитании дошкольников и младших школьников. Дети, приученные к самообслуживанию, другим видам посильного труда охотнее и быстрее овладевают умениями самостоятельно выполнять учебные задания в школе и дома, умеют обслуживать себя, бережно обращаются с учебными принадлежностями; они организованнее, ответственнее, отзывчивее, более приспособлены к жизни в коллективе. Без устойчивой привычки к труду в дошкольном возрасте, которая должна быть сформирована, первокласснику сложно войти в учебную, трудовую жизнь класса. К сожалению, некоторые родители, только отдав ребёнка в школу, начинают осознавать эту истину, а многие так и не осознают серьёзности этой проблемы. (Так, например, за учебный труд - хорошую оценку родители платят детям деньги или говорят о том, что за деньги можно всё).

Помощь педагогов родителям в трудовом воспитании ребёнка, его психологической и практической подготовке к школе очень важна, так как для детей очень важен личный пример родителей их отношение к труду, своим обязанностям, и их оценка детского труда.

В коллективе ровесников ребёнку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Педагог может активнее влиять на каждого ребёнка. В современной семье родители не всегда дают детям трудовую нагрузку, соответствующую их индивидуальным особенностям и возрасту (убрать игрушки, повесить свои вещи, помыть посуду, постелить бабушке постель и т.п.), а иногда сами за детей выполняют эти трудовые действия, воспитывая иждивенческое отношение детей к жизни.

Когда родители выполняют трудовые действия за ребёнка по разным причинам (нужно сделать быстрее, боятся что ребёнок испачкается, плохо получается и т. д.), то они совершают ошибку, которую будет трудно исправить, т.к. многие знания и нормы поведения усваиваются под влиянием взрослых и недостаточно осмысливаются. Поэтому, предлагаю вам поучаствовать в тренинге «Ошибки воспитания и их последствия».

Предлагаем родителям обсудить ситуации, в которые попадает ребёнок на протяжении проведённого тренинга. И вырабатываем правила способствующие устранению этих ошибок.

Тест  «Какой Вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно по этому, мы   предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

1.  Сколько раз тебе повторять?                       

2.  Посоветуй мне, пожалуйста.

3.  Не знаю, что бы я без тебя делала.           

4.  И в кого ты только такой уродился?!        

5.  Какие у тебя замечательные друзья!                 

6.  Ну на кого ты похож(а)?                                   

7.  Я в твоё время....                                             

8.  Ты моя опора и помощник(ца).                         

9.  Ну что за друзья у тебя?                                   

10.Чем ты только думаешь?!                                    

11.Какая ты у меня умница!                                    

12.А как ты считаешь сынок (доченька)?             

13.У всех дети как дети, а ты....                           

14.Какой ты у меня сообразительный!     

           

Подсчитайте общее количество баллов.  (Конечно, вы понимаете, что

наша игра-лишь намёк на действительное положение дел. Ведь то,

какой же Вы родитель, не знает никто лучше Вас самих)

  • Если Вы набрали 5-6 баллов — Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас; ваши отношения способствуют становлению личности.

  • Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в Ваших отношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попыток перенести вину за недостатки его развития на самого ребёнка.

  • баллов -Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств

Тест «Проверь себя!»

Отношение родителей к ребёнку может быть самым разным: внимательное,  боязливое,  тщеславное, сердитое, раздражительное, общительное, уравновешенное, обнадёживающее. Создавшаяся в семье система отношений к ребёнку называется родительскими установками.

 Мы предлагаем Вам определить (разумеется упрощённо) свои установки и возможные их последствия для эмоционального развития ребёнка.

Установка

Словесная

хар-ка

Способ общения

Последствия

Благосклонность

Доброжелательность

Любовь

Ребёнок - центр

всех моих

интересов

Ласковое

обращение,

непринуждённая

игра

Чувство безопасности, нормальное

развитие личности.

Явное отчуждение

Не люблю

детей.

Не стану из-за

них

расстраиваться

Отчуждение,

избегание

контактов,

жёсткость

Агрессивность, замкнутость, замедленное

 эмоциональное развитие

Чрезмерная

требовательность

Не хочу иметь

такого ребёнка

Отсутствие

похвал, ругань

Неуверенность в себе, подавление

желания

Чрезмерная опека

Всё для

ребёнка и себя

посвящаю ему.

Ограничение

самостоятельности

ребёнка.

Замедление социализации,

неспособность проявить

самостоятельность,

инфантильность

Тренинг «Ошибки воспитания и их последствия».

Приглашаются из зала участники тренинга: один участник исполняет роль родителя, другой растущего ребёнка.

Важно помнить, что до 12 лет мы ребёнка воспитываем, после 12 перевоспитываем. А перевоспитывать гораздо сложнее. Поэтому примите к сведению наше сообщение.

На протяжении жизни ребёнка в дошкольном и младшем школьном

возрасте родители что-то запрещают, что-то разрешают детям и не

обращают внимание на свою деятельность, на сколько их поступки

оправданы и правильны.

Именно от этого во многом зависит правильное воспитание, в том

числе и нравственно-трудовое, отношение ребёнка к жизни, к труду

(умственному - учебному, физическому).

В психологии необоснованные запреты называют наложением петель,

которые изменяя действия детей в дальнейшем сказываются на его

поведении. В жизни их очень много, мы остановимся на некоторых…

Наложение петель в тренинге сопровождается показом наложения запретов, а именно: 1 петля – «родитель» связывает ноги «ребёнку», 2 петля – руки и т.д.

1  петля - Ребёнок начинает ходить, делает первые усилия в развитии своих физических возможностей.(1год)

Родители: Везут на колясках ребёнка, несут на руках и т.д. А ребёнок хочет проявить своё умение передвигаться. Разногласие между желанием ребёнка и действием родителей накладывают запрет. - Не ходи.

2 петля - Ребёнку хочется самостоятельно надеть кофточку,

посмотреть как устроена игрушка, самостоятельно есть ложкой и т.п. (с 3 лет)

Родители: Быстрее сделают сами: покормят, оденут, игрушку уберут и отругают. - Не трогай.

3 петля -   Ребёнок повторяет все слова за взрослыми (3-5 лет).

Родители: Выполняя домашнюю работу, ругают домочадцев, которые устроили какой либо беспорядок в доме. Или у исполнителя трудовой деятельности что-то не получилось и он ругается, не подумав о том, что рядом с ним ребёнок, который, подражая своим родителям, применит этот опыт в своей практике. Родители же отреагируют. - Не повторяй.

4 петля -   Дети любят слушать взрослых (5 лет...).

Родители: в том числе и разговоры о своей работе, работе МОУ и т.п.

используя непонятные для детей слова. Ребёнок вмешивается в разговор, стараясь понять о чём говорят взрослые, но слышат. — Не слушай, о чём говорят взрослые.

5 петля- Ребёнок смотрит взрослые передачи, не понятные для него,

сложные для осмысления.(ст.группа - мл. школьники)

Родители: Родители просматривая эти передачи, детям дают установку - Не смотри.

После 12 лет получаем отражение своих действий.

5 петля - Ребёнок смотрит взрослые передачи ужасы, боевики и т.п.

Интеллектуальные передачи его не привлекают.

4 петля - Не слышит просьб взрослых.

3 петля - Ребёнок грубит взрослым «Делай сама!» , «Делать мне больше

не чего» и т.п.

2 петля - Не ценят труд взрослых, рисуют на стенах в подъездах,

мусорят, не ценят общественное имущество (мебель, автобусы и т.д.)

1 петля - Безразличие к труду. Желание развлекаться - ходить на

дискотеки, «тусоваться».

Нужно помнить!

Для подлинного развития ребёнка нужна свобода. Но нужны и ограничения.

Надо непременно воспитывать инициативу, но надо воспитывать и сдержанность.

Установка поведения у детей может постоянно меняться под влиянием окружающих особенностей общения и воздействия того или иного случая.

У ребёнка возникают новые и новые пристрастия, переживания. На их основе рождаются различные мотивы и потребности, способы их удовлетворения. Происходит накопление опыта - духовного, эмоционального, жизненно практического.

Поэтому запреты должны быть оправданы и объяснены ребёнку, а родители должны стараться не допускать те ситуации, которые способствуют «наложению петель».