«Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

В статье раскрывается влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольника, включает ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра с песком как средство самовыражения и формирование межличностных отношений дошкольника».

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания.  Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Многие дети с этим не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем сегодня, является изучение эмоциональной сферы и межличностных отношений детей дошкольного возраста.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях.

 Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею "техника построения мира" приобрела известность.

В 1935 году она опубликовала книгу под названием "Игра в детстве".

Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".

Песок продолжает привлекать специалистов разных направлений. Сегодня его используют в качестве одного из методов работы специалисты во всем мире и в нашей стране - в Москве, Подмосковье и Петербурге. В столице один из энтузиастов этого необычного лечебного метода - Олег Эрнестович Паппе, который консультирует в Психологическом центре Министерства образования Московской области.

Программа "Игры на песке"

Сегодня совместно с Е. Е. Клопотовой доктор О.Э. Паппе разработал развивающую программу "Игры на песке" для дошкольников. Цель программы - не только способствовать разрешению психологических проблем ребенка, но и готовить его к школе. Поэтому программа включает в себя развивающие игры, в которых ребенок приобретает новые знания, развивает необходимые школьнику умения и навыки.

Основная деятельность дошкольника - игра, в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. "Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности.  Именно поэтому в основу программы «Игры на песке» положены психотерапевтические техники "игры в песок", сказкотерапия, символ драмы, техники Монтессори и игротерапия". Дети сочиняют сказки, строят города на песке, приобретают понятия буквы, слова, цифры, геометрические формы.

Программа, созданная в Областном психологическом центре, предоставляет детям возможность в игре, при корректном профессиональном руководстве решить свои психологические проблемы, получить навыки социального сотрудничества.

Программа не требует от специалиста глубины проработки материала, необходимого в юнгианской психологии. Стоят более узкие задачи: обучение и развитие в коллективных играх в песочнице".

Как проводится "песочная терапия"?

Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей.

Стратегия психолога. Взрослый говорит ребенку: "Прошу тебя построить свой мир, какой ты хочешь, используя песок и фигурки". Он показывает, что на песок можно ставить фигурки, которые находятся в шкафу. Если песок разгребать с кучи, то обнажится дно, выкрашенное голубым цветом, и это похоже на водоем. "Создаваемая работа должна рассказать о том, что не можешь передать словами", - подчеркивает взрослый. Он не руководит игрой в песочнице, он внимательно наблюдает, как ребенок играет, его задача - создать атмосферу безопасности, благожелательности и доверия во время сеанса.

Это необходимо для того, чтобы ребенок ослабил сознательный контроль над процессом игры и мог свободно отдаться творчеству. Сама процедура игры с песком носит лечебный характер. Взрослый - сопровождающий, он присутствует для того, чтобы ребенок мог создать сад своей души.  Психолог может делать определенные выводы для себя о том, что происходит с ребенком, ничего не интерпретируя вслух. Он ведет протокол, в который заносит последовательность обустройства ландшафта, используемые предметы, особенности работы ребенка в песочнице - строит ли он мир в глубину песка (отверстия и туннели, закапывает и раскапывает предметы) или работает по его поверхности, использует ли воду, как использует пространство песочницы.

Ребенок копает, лепит и рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит. Он не задумывается, как, с чем и почему играет. Однако для взрослого  все несет определенную информацию о нем. Созданный ребенком ландшафт является "рельефом его души": во время игры свой внутренний мир он выносит во внешнее пространство и обыгрывает его. Внутренняя жизнь ребенка подчас драматична, у него существуют мучительные нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им рельеф.

С точки зрения юнгианской психологии, в течение курса песочной терапии происходит самолечение, самоисцеление клиента. Каждый сеанс длится 40 минут. Когда ребенок закончил свою работу, психолог фиксирует картину мира, который построил ребенок: фотографирует или зарисовывает песочницу. Созданный ребенком ландшафт не сохраняется да следующего занятия.

Перед уходом из вашего кабинета ребенок должен демонтировать созданный им мир. Для некоторых это возможность разрушения мира для нового строительства означает наличие силы и возможности исправлять свои ошибки. Для других демонтаж мира — это окончание одного акта для начала другого. Многие дети  не хотят разбирать свои картины в песке. Если дошкольник не демонтировал свою сцену, сообщите ему, что вы сделаете это после того, как он уйдет. Оставлять мир ребенка в подносе с песком до следующей встречи нельзя, так как фактически это будет остановкой процесса, застреванием. Гарантией сохранения понравившегося мира может быть фотография, которую клиент заберет себе.

В процессе демонтажа подноса психолог имеет возможность еще раз все обдумать, сделать записи. Если поднос разбирает ребенок, не уходите из кабинета. Обратите внимание, какие фигуры он убирает в первую очередь, на каких останавливается, какие хочет взять с собой домой, какие тщательно очищает от песка и т. п. Будьте наблюдательны, и вы получите достаточно большое количество важной информации.

Если в процессе демонтажа у вас появляется эмоциональная реакция на какой-либо объект в мире дошкольника, постройте собственный мир, который начнется именно с этого объекта. Этот способ в песочной терапии используют для преодоления проблем переносов и контрпереносов.

Каждый раз, приходя к психологу, ребенок создает мир заново. Перед началом курса терапии беседуем с родителями, разговариваем с ребенком. Слушая собственные ответы, ребенок начинает слышать себя, тем самым включается его подсознание. Начинает звучать его внутренний голос, погрузившись в сюжет композиции, ребенок сам находит решение проблемы. В процессе ответов на вопросы складывается информация, с которой в дальнейшем и работаем. Семья также проходит психологическое тестирование, направленное на выявление стиля воспитания в семье и "болевых зон" ребенка. Психологу нужно заранее уяснить для себя, каков характер взаимоотношений членов семьи. Родители на сеансах песочной терапии не присутствуют.

Игра - не только форма общения детей между собой. В игре можно преодолевать свои внутренние проблемы, можно развиваться, формировать свое "Я". Во время работы автора над песочной картиной ни в коем случае нельзя:

  • трогать фигурки, которые выставил на поле ребенок;
  • поправлять или вынимать их, чтобы рассмотреть получше. Чувствительные дети реагируют на это очень сильно, даже может отказаться от продолжения игры из-за бесцеремонного вторжения в свое поле; фигурок может касаться или брать в руки только автор песочного произведения – это его поле, ОН может менять то, что хочет.

Таким образом, структура игротерапии такова:

  1. Установить контакт с ребенком;
  2. Знакомство с песочным полем, объяснение: голубые борта – небо, песок –земля, под слоем песка – голубое дно, из которого можно сделать реки, моря, озера;
  3. Построение ландшафта;
  4. Выбор фигурок, которые нравятся, притягивают, подходят к полю;
  5. Созерцание построенной песочной композицией;
  6. Выяснение того, что значит для него выставленная на поле фигурка;
  7. Выяснение того, какая из фигурок – сам автор т.е. ребенок;
  8. Что ты хочешь здесь изменить? Или оставить без изменения?
  9. Наблюдение за изменениями;
  10. Гармонизация поля. Предложение взять с собой все положительное.

Использование арттерапии предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую (по 5-6 человек). Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективно на начальном этапе использование индивидуальной формы арттерапии; а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной  является групповая форма работы.

По психологическому опыту арттерапевтов песочное поле разделилось на участки: левая часть поля является представлением о прошлом, правая – будущем, прямо перед ребенком – настоящее. Помещая фигурки в определенную часть поля, ребенок достает из информационных глубин свои воспоминания и свои программы на будущее. Таким образом, самая простая и доступная информация  считывается из взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего. Из расстановки фигур видно, на чем акцентируется ребенок, что его волнует, что может быть препятствием в достижении целей. Все, что поставлено справа, является самоисполняющимся. Но если в правую часть поставлены события из прошлого, то они  автоматически становятся препятствием к достижению цели. Напротив, если  будущие представления размещены в левой части – они никогда не сбудутся, останутся мечтами и фантазиями. Потому что события в левой части воспринимаются подсознанием как прошлое, т.е. свершенное. Пустота и не заполненность средней части, которая символизирует сегодняшний день, говорит о том, что ребенок не достигает своей цели.

Верхняя часть поля символизирует разум, мыслительную деятельность, мечты – все, что относится к мышлению и анализу.

Средняя часть – эмоции, чувства, здесь самые чувствительные моменты отношения к себе, окружающим людям и восприятия мира. Чаще всего здесь «собака зарыта». Центр сообщает нам об эмоциональном отношении ребенка к самому себе. Фигурка, размещенная в середине – это и есть, автор созданной композиции. Пустота центральной части – актуальная задача увидеть себя в реальном мире.

Нижняя часть поля показывает свершенные или не свершенные действия. По ним можно увидеть успешные и безуспешные события жизни автора песочной композиции.

На поле есть еще углы – в них-то и запрятаны основные нерешенные проблемы и комплексы. Фигурки, размещенные по углам, означают задвинутые в угол проблемы. Более того, спрятанные в углу фигурки указывают на то, что эти проблемы решаться не будут, пока что-нибудь не изменится, не передвинется автором композиции. Вытащив проблему из угла, можно понять и решить или  же она решиться автоматически уже потому, что на нее обратили внимание и достали на обозрение.

Увидев с высоты птичьего полета, т.е. сверху, свое подсознание, о котором рассказало песочное поле, ребенок почувствует какое решение принимать. Может быть, он просто задумается, может, начнет действовать, может, ничего не будет менять. Проводник «только показывает воду, но не заставляет пить». Так говорит народная мудрость, так поступает и психолог.

Символы песочного поля – песочное поле уже готовый символ, это метафора подсознания. Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что ребенок имеет на сегодняшний день. Но самым главным считается, что сам автор думает по этому поводу. Все предметы являются символами и каждый что-то значит (см.приложение).

     Ландшафт на песочном поле, отражает внутреннее состояние ребенка.

Вершины и множественные холмы – это трудные пути, преодоления. Кроме того, вершина перекрывает видение какой-то части поля, но взобравшись на вершину, можно увидеть и понять гораздо больше, чем находясь внизу;

Горы – препятствие, из-за которых не видно, что впереди, и одновременно желание достичь вершин; В горах могут присутствовать углубления -  Пещеры, которые притягивают и пугают одновременно; На них надо обязательно обратить внимание, в них спрятано самое сокровенное. Тот кто скрыт в пещере, может наблюдать за другим, при этом его никто не видит и не слышит. В пещеру могут загнать страх и незащищенность. Находясь в пещере можно дрожать от каждого шороха, вздрагивать при мысли, что когда-нибудь придется выйти. Нежелание общаться, уйти от мира, погрузиться в свои мысли и чувства. Что скрыто в пещере, можно узнать по фигурке, затаившейся внутри и по связи с констекстом песочного поля.

Ямы на песочном поле могут обозначать ловушки, но также могут быть местом глубокого уединения. Это желание спрятаться в уютном месте, кажется опасным выходить в мир, проявлять свои поступки и действия. Опасность заключена в нем самом, в его неготовности двигаться по жизни и расти. Нахождение внутри ямы, пещеры означает, что ребенок не видит путей своего проявления, продвижения. Такой человек замыкается в себе, закрывает чувства.

Равнины – означают, что автор находится в духовной гармонии, если не желает строить сюжет, может означать, что  не хочет раскрываться.

Дороги, тропинки, мосты соединяют и разъединяют, ведь соединяют то, что разделено. Сначала нужно проложить туда путь (тропинку или мост), затем посетить то пространство, которое отделено. Направление дороги или реки может быть сверху вниз или  снизу вверх. Условно нижнее пространство поля – действие, среднее – эмоции, верхнее – разум, то соответственно движение вверх будет означать, что сначала автор совершает действие, а потом осознает. Движение сверху вниз означает, что автор сначала обдумывает планы, потом принимает решение, а потом приступает к действию. Движение в средней части говорит, что автором владеют эмоции и для него главное – эмоциональные ощущения. Движение справа налево говорит о застревании в какой-то сложной ситуации, из которой он самостоятельно не может выбраться, нуждается в помощи. Прошлые переживания, размещенные в будущем, становятся целью движения.

Остров – место личного пространства. Отсутствие средств соединения может означать, что на остров выселена проблема, которую не хочется решать.

Круг, это может быть и остров – это замкнутое пространство, автор не видит выхода из ситуации, это становится похожим на бег по кругу.

Реки, моря и океаны - говорят о человеке эмоциональном, исполненным любви. Ведь без воды нет жизни, вода символизирует любовь. Кроме того, в действии создания озер, рек и морей заключено желание увидеть то, что спрятано глубоко в подсознании, т.к. глубокое дно под слоем песка – это и есть метафора скрытого от взора подсознания.

Отпечатки ладоней – осознание себя как личности или незрелость личности, что приносит тоже немало хлопот.

Прямолинейные композиции показывают, что автор недостаточно пластичен и, если что-то не соответствует его планам и представлениям, он может выйти из себя, разозлиться и расплакаться. Такие люди не понимают, что хотят от них люди. Оценивая ситуации, они каждый раз их сравнивают с нормами и правилами, находящимися в их арсенале.

Фигурки, направленные в каком-то направлении, например центростремительное, или замкнутое в круг, или направленное в угол, или в будущее (слева направо) или в прошлое (справа налево). Направление может быть от эмоций к действию, или от мечты к реализации. Если движение направлено снизу вверх, это значит, что автор сначала делает, а потом думает. Если направление реки, дороги, фигурок сверху вниз, то человек сначала планирует, продумывает, только потом действует. Движение, направленное справа налево, т.е. из будущего в прошлое, говорит о том, что у автора в прошлом – нерешенные проблемы или неудачи. Если все фигурки направлены к центру, это значит, человеку хочется осознать и понять все задуманные идеи, все силы направлены на их решение. Фигурки, размещенные по углам, означают задвинутые в угол проблемы. Одинокая фигурка в песочном поле означает желание покоя или начала нового пути.

Если ребенок выбирает большое количество фигурок, часто просто сваливает их в лоток с песком. Растения и животные отсутствуют в таком хаотичном мире. Фигурки разного размера, из разных категорий, не связаны между собой каким-либо сюжетом. Такой мир напоминает свалку или «винегрет». Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. Ребенка переполняет тревога, страхи. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий.

Бывает, что в подносе появляются противоборствующие силы: добрые и злые герои, хищники и травоядные, люди земли и пришельцы, индейцы и ковбои и т. п. Мир представляет собой войну, противостояние, конфликт. Эта стадия может повторяться довольно долгое время. Миры часто называются «Война», «Война-2», «Война-3» и т. д. Нельзя торопить ребенка, вводя помощника или доброго спасителя. Он должен отвоевать свой внутренний конфликт в собственном темпе. Как только противнику сохраняется жизнь, дарится свобода, заключаются договора о перемирии, значит, стадия «Борьба» подходит к концу.

Задачи песочной терапии

Они согласуются с внутренним стремлением ребенка к самореализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;
- овладеть чувством контроля;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;

    Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым событиям в своей жизни, к окружающим людям.

    Основным методом арттерапевтического воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог, партнерство. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов. Можно выделить группы методов и приемов песочной игротерапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, ситочками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
  2. Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций. (ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценирование и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место…)
  3. Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).
  4. Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи друг другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра).
  5. Игровые приемы могут быть различного характера - подвижные игры,   пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т.д.

     Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”.

Главное – помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним его неприятности, вселить в него уверенность, зажечь огонек радости, творчества. Надо помочь ребенку поверить в себя и не бояться  направить его деятельность, а для этого существуют поощрения и восторг от увиденной красоты.

Используемая литература:

  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Как помочь «особому»     ребенку. – Спб., 1998.
  • Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
  • Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
  • К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
  • Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.
  • Шиманская А.  Скаprb на песке. Практика песочной терапии. СПб.:  Речь, 2010.
  • Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия.
  • Н.А.Сакович «Технология игры в песок. Игры на мосту»


 

Комментарии

Очень интересный материал.