БЫТЬ В ДВИЖЕНИИ — ЗНАЧИТ УКРЕПЛЯТЬ ЗДОРОВЬЕ

Семеняка Оксана Витальевна

 

     Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потреб­ностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспоря­дочны. Однако постепенно они начинают приобретать более коор­динированный и целенаправленный характер: хочет достать иг­рушку, дотянуться до мамы, поднять рукой свою ногу. Формиро­вание этой важной для жизнедеятельности потребности в значи­тельной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необ­ходимые условия, способствуют своевременному освоению доступ­ных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выпол­нении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улуч­шается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятель­ность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к забо­леваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, по­вышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток дви­жений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональ­ной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена ве­ществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, сле­довательно, к снижению работоспособности организма.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умст­венных способностей, восприятия, мышления, внимания, прост­ранственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответ­ствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжке с разбега рассчитать так, чтобы в нужном месте оттолкнуться и перепрыгнуть препятствие.

Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремлен­ность, настойчивость, выдержку, смелость и др. Особенно важно поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятст­вия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.п.),самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент. Например, неши­рокую канавку можно перепрыгнуть с места или с разбега, а вот в широкую надо спуститься с одной стороны и вылезти с дру­гой, или обежать, если она короткая; над речкой по доске легко пройти, ставя ступни обычно, по двум параллельным жердоч­кам придется ноги расставить пошире, а по круглому бревну безопаснее пройти боком, делая приставные шаги.

При выполнении движений обогащается эмоциональное со­стояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий — прошли ровной колон­ной, согласованно выполнили подскоки. Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает их пребывание на воздухе интересным и длительным.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершен­ствуя координацию движений, в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в ходьбе и беге, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества — выносливости, мало содействуют образованию координации, связанных со слож­ными движениями рук. Свобода применения достаточно осво­енных навыков в разных ситуациях создает большие возмож­ности для проявления детьми активности, инициативы и твор­чества.

Исследованиями доказано влияние разнообразных физических упражнений на становление и развитие речи ребенка в период формирования у него второй сигнальной системы. Однако чрез­мерное увлечение движениями, беспрерывные активные действия оказывают неблагоприятное воздействие на ребенка. Все функ­циональные системы перенапрягаются, если их деятельность пре­вышает возможности детского организма. Правда, у детей обычно происходит как бы саморегуляция — активные движения чередуются с более спокойными. Например, ребенок быстро прибежал к игрушке, остановился, побежал уже с ней, присел, перешагнул. Чередование движений с участием различных групп мышц позволяет давать передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности, не создавая перегрузки. Такое чере­дование стимулирует развитие двигательных качеств, необходи­мых в игре, жизненных ситуациях, трудовых процессах.

В силу большой подражательности детей дошкольного возрас­та велика роль постоянного примера окружающих его взрослых — родителей, воспитателей, старших братьев и сестер — для поддер­жания стремления заниматься ежедневно физическими упражне­ниями, зарядкой, закаливанием.

Младших детей интересует сам процесс движения, действия в игре, поэтому они, например, и не убегают от ловушки, а бегут ему навстречу. Пример взрослого лучше всего воспринимается ими в совместной деятельности, например при катании и бросании мяча старшему, пролезании в обруч, который держит мама. Важ­ным для малышей оказывается мотив эмоциональной привлека­тельности — красивый яркий обруч, звучащая погремушка.

Старшие дошкольники интересуются результатами своих дей­ствий: научился долго отбивать мяч, прыгать через скакалку, попадать битой в городки. Здесь важен и наглядный результат — попал в корзину, подпрыгнул и достал до ленточки, влез до верха лестницы.

Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить. Своим положитель­ным отношением, справедливой оценкой возбудить у ребенка же­лание физического совершенствования. Поддерживаемый взрос­лыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможнос­ти попробовать свои силы в новых движениях.

Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторе­ние упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, реши­тельности. Увеличивается умение детей самостоятельно организо­вывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соот­ветствии со своими желаниями и возможностями.

Имеет значение отношение родителей к физическим упражне­ниям. Их положительный пример существенно влияет на форми­рование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные — турист­ские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьей — на старт». У некоторых детей рано проявляются определенные способности к координации движений, умение быстро овладевать новыми движениями, чувство ритма, прыгучесть. Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями. Роль взрослого — не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением, например ездой на са­мокате, игрой с мячом, прыжками со скакалкой.

Особое внимание следует уделять малоактивным детям, сти­мулировать их двигательную деятельность, предлагать им инте­ресные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у негоспособности.

Другого подхода требуют дети, двигательная деятельность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых упражнений и игр, сажать на ска­мейку, запрещать всякие движения, что может привести к сниже­нию у них потребности в активной деятельности. Следует посове­товаться с врачом и найти доступную форму участия, например раздать и собрать мелкие физкультурные пособия (платочки, флажки), выполнять упражнения в невысоком темпе, выбрать считалочкой водящего в игре. Постепенно включать их в те дви­жения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, переша­гивание, метание, передача мяча и др.

Родители и другие взрослые, принимающие участие в воспи­тании малыша, должны знать примерный объем тех умений и особенностей их выполнения, которыми может и должен владетьих ребенок.

Исследования доказали, что у детей на втором году жизни формируется и совершенствуется ряд двигательных умений. У них еще сохраняется стремление ползать, особенно если надо быстро к чему-то приблизиться. Это движение полезно для укрепления мышц, не следует запрещать ребенку его использовать. Малыш уже ходит, не присаживаясь, вначале 3—6 м, затем 10 м и более. Может пройти по дорожке, доске шириной 30—25 см, способен перешагнуть через невысокое препятствие. При ходьбе широко расставляет стопы, наклоняется вперед, стараясь удержать равно­весие. Руки в движении почти не участвуют, малыш поднимает их в стороны. Ребенок второго года жизни с большим удоволь­ствием влезает на ящик, ступеньку или другое какое-либо возвы­шение, перелезает через лежащее на полу препятствие, лазает на невысокую стремянку. Последнее движение он выполняет неу­веренно. Некоторые дети боятся высоты, не решаются подняться выше одной-двух ступенек.

Малыши очень любят бросать мяч или любую другую игрушку вниз на пол, маленький мяч пробуют забросить в корзину или ящик. Большой мяч дети бросают двумя руками, маленький —одной рукой.

Для того чтобы ребенок мог овладеть этими движениями, необходимо создать ему соответствующие условия дома, а в теп­лое время года — на свежем воздухе. Для этого надо освободить помещение, где будет двигаться малыш, от лишних предметов: убрать вещи (вазы и пр.), которые могут упасть от толчка. Ходить ему удобнее не по мягкому ковру, а по полу или жесткому паласу с коротким ворсом. Пол не следует натирать или покрывать лаком. Такой же ровной должна быть дорожка или площадка на участке дачи, во дворе. Малейшая ямка, бугорок, выступающие корни дерева мешают ребенку двигаться.

К концу второго года жизни дети ходят свободнее, легче справляются с возникающими на пути препятствиями: обходят или обегают дерево, перешагивают через камешек, ветку. Часто бег предпочитают ходьбе. Надо стимулировать желание ребенка преодолевать некоторые затруднения: положить на его дороге небольшую палочку, предложить подлезть под ветку, войти на бугорок и спуститься с него, посоветовать (показать), как лучше действовать, влезая на лесенку — переставлять ноги вслед за движениями рук. Если нужно, помочь малышу двигаться: напри­мер, вытягивая слегка его руки и поворачивая ладони внутрь для ловли мяча или переставляя его ноги со ступеньки на ступень­ку стремянки.

Надо знать, что малышу свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появивше­гося двигательного умения. Без устали ребенок влезает на ящик и слезает с него, бесконечное число раз бросает на пол игрушку, мяч, погремушку и требует, чтобы ему подавали. Взрослые должны терпеливо относиться к этим стремлениям малыша, помогать ему созданием условий, своим неподдельным интересом к его попыт­кам действовать, к его достижениям в двигательной деятельности. При необходимости показывать разные способы использования пособия, находящегося в распоряжении малыша: через надувное бревно можно переползать, перешагивать, его можно покатать, присесть на него. Мяч можно бросать на пол, взрослому, катать по полу, скатывать с горки, забрасывать в корзину или ящик.

Заниматься с ребенком следует постоянно, систематически. Полезно для здоровья малыша организовать двигательную дея­тельность утром, после завтрака, спустя 20—25 минут. Если это не получается, надо найти удобное время, соблюдая рекоменда­ции врачей: нельзя активно двигаться непосредственно перед едой, сразу после нее, перед дневным или ночным сном.

Постепенно ребенок овладевает основными видами движе­ний — ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием, а также спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, бегом на конь­ках, плаванием, ездой на велосипеде и др.). Эти движения расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегча­ют в дальнейшем, в школе, усвоение программы по физической культуре, подготовку и сдачу норм комплекса ГТО, первой его ступени — «К стартам готов».

Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств — быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазание, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды — все это необходимо детям в игровых и жизненных ситуа­циях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных игрax, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные спо­собности.

Нужно ли учить детей движениям или они сами ими овладеют в играх и упражнениях? Несомненно, нужно! При обучении дви­жениям дети осваивают их быстрее. Реже допускают те ошибки, которые возникают при первых самостоятельных попытках овла­деть движением. Из-за первоначальной скованности, напряжен­ности ребята выполняют ходьбу и бег шаркая ногами, опустив голову, не помогая движениями рук. В прыжках они не могут оттолкнуться одновременно двумя ногами, в лазаньи не получа­ется ритмичное чередование рук и ног. При систематическом обу­чении дети овладевают довольно быстрым легким бегом, далеким прыжком, четкой координацией в лазаньи.

Важно придерживаться последовательности и систематично­сти обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровнем их подготовки, не слишком усложняя, но и не зани­жая содержание упражнений и требований к качеству их выполне-ния; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигатель-ных умений, но и предусматривать повышение к ним требований Так, увидев, что дети легко прыгают в длину на 50 см, надо уве­личить расстояние, ввести дополнительное задание; например, во время прыжка хлопнуть в ладоши, активно взмахнуть руками при отталкивании. Постепенное повышение требований позволя­ет сохранять интерес детей к двигательным заданиям, стремле­ние улучшать свои показатели, не останавливаясь на достигнутом. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним движения, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте дети могут пере­ходить к прыжкам с продвижением вперед, овладев метанием в неподвижную цель, учиться попадать в движущуюся.

Начальное разучивание движений надо вести в несколько за­медленном темпе, чтобы проследить, какие ошибки допускают дети, и своевременно попытаться их устранить.

Для прочного закрепления движений их необходимо повто­рять, но стараться обязательно сохранить к ним интерес детей. Для этого следует разнообразить задания, вводить усложнения при обучении одному и тому же движению. Например, предлагать бег с чередованием ведущего, прыжок через линии или палочки, ползание на доске и скамейке. Малышей чаще подбадривать, положительно оценивая действия, особенно если ребенок прило­жил усилие, проявил упорство в достижении результата. При оценке действий старших дошкольников предъявлять выше требо­вания к качеству движений, проявлению активности, инициативы,выдержки.

Недостаточно освоенные детьми движения не спешить вклю­чать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты. Эмоциональное напряжение в игре, стремление выпол­нить правила и добиться успеха (поймать бегущего, попасть в цель, перепрыгнуть ров) вынуждают ребят спешить и поэтому они нередко преодолевают ров перешагиванием, тяжело приземляясь на одну ногу; убегают от ловушки согнувшись, метают в движу­щуюся цель только правой рукой и т. п. Иногда ребенку необходи­ма непосредственная помощь взрослого. Для этого взрослый по­могает малышу принять требуемое исходное положение при ла­заньи, поправляет положение руки при замахе. Однако помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к такой стимуляции, а действовал самостоятельно.

При усвоении движений следует опираться на сознательность и активность дошкольников. Воспитывать у них стремление дей­ствовать самостоятельно, целеустремленно, проявлять все боль­шие физические усилия для достижения поставленной цели, что­бы дети учились помогать товарищу правильно выполнить дви­жение.

Полезно объединять в играх и упражнениях активных и пас­сивных детей. Делать это надо тактично. Сильному предложить научить слабого, а ребенок сам может выбрать, с кем ему позаниматься. Объединять ребят целесообразно как с одинако­вым, так и с различным уровнем развития движений. В первом случае, когда двигательные умения сходные — они могут быть как низкого, так и высокого уровня — играющие имеют равные воз­можности добиться успеха. Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких же сверстников осваиваются скорее, а с приобретением уверенности у них появ­ляется и желание научиться действовать активно, быстро.

При объединении детей с разным уровнем развития двига­тельных умений возможны взаимное влияние, подтягивание от­стающего до уровня сильного. Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец. Особенно целесообраз­ны такие группировки при разучивании бега с преодолением препятствий, бега змейкой, бега за обручем или мячом, при мета­нии в цель, прыжках со скакалкой.

Физическим упражнениям и подвижным играм в дошкольном учреждении отводится достаточное время в режиме дня:

утренняя гимнастика —6—12 минут;

физкультминутки между занятиями —2—3 минуты;

физкультурные занятия—15—30 минут;

подвижные игры и спортивные упражнения на прогулках утром и вечером — по 20—30 минут;

физкультурные досуги  (2 раза в месяц) — 20—30 минут;

физкультурные праздники (2—3 раза в год) —30 минут — 1,5 часа.

Как видно, движения распределены в течение всего дня, но с некоторым преимуществом в утренний отрезок времени, особен­но в отношении организованных форм занятий — утренней гим­настики, физкультурных занятий, физкультминуток. Это распре­деление зависит от поставленных воспитательных задач, характе- paдеятельности детей, степени владения двигательными умения­ми, сезона года.

За последние годы значительно возрос интерес к более широ­кому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок. Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:

изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением, стремление действовать активно, самостоя­тельно;

подбор участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);

подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом инди­видуальных особенностей ребенка, состояния его здоровья и, в особенности, уровня развития движений (одним требуются уп­ражнения, укрепляющие мышечную систему, формирующие пра­вильную осанку, другим — улучшающие координацию, простран­ственную ориентировку и т. п.).

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выпол­нять физические упражнения с ранних лет, можно заложить проч­ные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.