Акустическая дисграфия
ДИСГРАФИЯ - это нарушение письменной речи на основе искажённой когда- то устной речи. Подразделяется на пять видов:
- Акустико-артикуляционная
- Акустическая
- Оптическая
- Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза
- Аграмматическая
Дети с дисграфией - это дети с дизартрией, т.к. это речедвигательное нарушение, - в мозг идет не нормальный, а искажённый сигнал. Поэтому очень часто бывает трудно отделить один вид дисграфии от другого и тогда дисграфия диагностируется как смешанная двух и более видов. В соответствии с этими видами разработана и коррекция, основным принципом которой является: «слушай и проговаривай, а затем уже пиши». Писать в детском саду пока рано, а слушать и проговаривать в самый раз.
МЫ МОЖЕМ ЭТУ НЕПРИЯТНУЮ ДИСГРАФИЮ СРАВНИТЬ С БОЛЕЗНЬЮ И ТОГДА ЗАКОНОМЕРНО ПОЯВИТСЯ ПРИНЦИП: «Если для болезни изобрели лекарство, то можно разработать пути для её предупреждения или вакцину, которая поможет если не совсем исключить, то ослабить эту болезнь».
Вот мы и будем работать над профилактикой дисграфии. Но если взять её целиком, то это похоже на «объять необъятное» и мы на этот раз остановимся на дисграфии акустической.
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ - это нарушение дифференциации фонем. Ребёнок не дифференцирует звуки, но при этом абсолютно чисто говорит. Это бывает в результате точечного кровоизлияния в центре Вернике, это маленький, но органический дефект. У ребёнка нарушен внутренний фонематический слух. Хватцев считает, что когда-то он неверно эти звуки произносил. Замены абсолютно те же, что и при первом виде дисграфии и способы профилактики те же.
Очень тяжёлыми нарушениями считаются дефекты мягкости- твёрдости. Когда ребёнок вместо твёрдых говорит мягкие, это значит, что он на ранней стадии звукопроизношения, т.к. язык чуть выгорблен. Если мягкий не исправить, то надо ставить НОВЫЙ, ТВЁРДЫЙ.
В русском языке 15 пар твёрдых и мягких звуков, и это самые тяжёлые для дисграфии случаи. Если дети их путают в речи, то будут потом путать и на письме. «НАСТЯ» - ЭТО НЕ ИМЯ ДЕВОЧКИ, А СЛОВО С ПРИСТАВКОЙ «НЕНАСТЬЕ». Единственная помощь - это опора на артикуляцию. Понятие «мягкость» - это ближе по смыслу к тактильному анализатору, чем к слуховому, поэтому ребёнку очень трудно. При произнесении мягких звуков отмечается:
- Подъём спинки языка (незначительный, его нелегко прочувствовать)
- Все мягкие звуки требуют напряжения губ: ТИ, ТЕ, ТЯ.
!!! Не пользоваться ТЁ и ТЮ, т.к. при них губы вытянуты.
Мягкие звуки - ласковые, нежные по звучанию, ими могут быть только согласные, а гласные обозначают мягкость предыдущего звука. В этом-то и основная трудность, что гласные, в общем, не смягчают, а демонстрируют смягчение.
Помогает в этом игра: «Я показываю слог «НЯ», а ты складываешь у себя слог наоборот». («НА») и т.д.
Хороша для профилактики и работа с квазиомонимами:
- Составь предложение со словами РАД и РЯД. «В кино мы сели на первый ряд».
«Я увидел море и был рад».
!!! Дети часто путают йотированные между собой и эти звуки, а позже и буквы нужно «привязывать» к артикуляции: Ё-Ю
- При произнесении Ё опускается нижняя челюсть, как и у буквы
- При произнесении Ю челюсть выдвигается вперёд, как кружочек у буквы.
При проблемах с мягкостью нужно начинать со множественного числа: КРОВАТИ - КРОВАТЬ, ЛОСИ - ЛОСЬ и т.д. Позже, в школе, если не исчезнет это непонимание мягкости, то многие слова со смягчающим «Ь», нужно просто заучивать:
- их много в названиях рыб ( окунь, карась, линь)
- в названии птиц (выпь, коростель, снегирь)
- в названии зверей (лось, конь, лошадь, рысь)
- в названии профессий ( слесарь, аптекарь)
Начинать знакомиться с этими словами, обращая внимание на мягкость нужно уже в детском саду.
С разделительным «Ь» еще сложнее, т.е. там двойное смягчение:
- СТУЛЬЯ, - перед «Я» была остановка.
КОЛЬЯ - была остановка, ты прислушайся, эта остановка означает «И», теперь там «Ь».