Развитие формообразующих движений
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_formoobrazuyushchih_dvizheniy.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Василеостровского административного района Санкт-Петербурга
Консультация для воспитателей на тему:
«Развитие формообразующих движений у детей
с амблиопией и косоглазием»
Учитель-дефектолог: Глухова С.С.
Санкт-Петербург
2011 год
В настоящее время в педагогической практике очень остро стоит проблема готовности ребенка к обучению в школе. В психолого-педагогической литературе выделяют различные факторы, влияющие на успешность и темп вхождения ребенка в учебный процесс.
Одним из таких факторов является психофизиологическая готовность ребенка к обучению письму, которая включает следующие компоненты:
- Готовность двигательного аппарата руки;
- Развитие графомоторных навыков;
- Развитие ЗМК в системе глаз-рука;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие устойчивости внимания.
Процесс развития формообразующих движений у дошкольников способствует становлению и формированию данных компонентов. Это говорит об актуальности и необходимости проведения целенаправленной систематической коррекционно-педагогической работы по развитию формообразующих движений у детей с дошкольного возраста.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих глазными заболеваниями, среди которых дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую обширную группу. У этих детей, в первую очередь, страдают различительные и глазодвигательные функции, за счет которых осуществляется в основном информационный анализ и синтез зрительной информации, что является неотъемлемым и определяющим элементом в развитии формообразующих движений.
Дети с функциональными нарушениями зрения сталкиваются со значительными трудностями в процессе овладения письменными навыками в период начального школьного обучения. Это связано, во-первых, с функциональной незрелостью двигательной и зрительной систем, с несформированностью связей между ними, и, во-вторых, с негативным явлением зрительной патологии и сопутствующих заболеваний.
Процесс развития формообразующих движений направлен в первую очередь на развитие графомоторных умений и навыков, что в дальнейшем служит предпосылкой развития навыка письма.
Практика обучения детей графомоторным движениям показывает: способность овладеть операциями, в которых одновременно участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении сформировать этот навык непросто. Зрение в дошкольном возрасте играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребенку необходимый контроль за движениями. «Полное или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии… и влечет ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета…» (А.Г.Литвак).
По сравнению со здоровыми сверстниками дети с амблиопией и косоглазием медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, не всегда получается правильное написание, движения руки не скоординированы, «уходит» строка). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность.
Отсюда можно сделать ряд выводов:
1. Детям с амблиопией и косоглазием требуется больше времени и усидчивости для тренировки руки и ручной умелости.
2. Дети с амблиопией и косоглазием самостоятельно не могут преодолеть указанные выше трудности.
3. Под непосредственным руководством педагога, учитывающего индивидуальные возможности, важно правильно организовать коррекционную работу.
Занятия для детей с амблиопией и косоглазием должны быть короче, чем для остальных детей, в середине занятия проводятся упражнения для снятия зрительного напряжения. Например:
- И.п. – сидя. Перед ребенком – печатная буква «М». Взглянуть сначала на одну прямую линию, затем на другую, третью, четвертую и начать сначала.
- И.п. – сидя. Вращение глазами по кругу по 30 секунд (три раза в каждую сторону).
- И.п. – сидя. Быстрое моргание в течение 1-1,5 минут.
- И.п. – сидя. Поднять глаза вверх – опустить вниз, посмотреть влево, затем вправо, не меняя положения головы (по два-три раза). И др.
Не забывайте о чистоте очков.
Переходить к формированию графомоторных движений нецелесообразно без развития мелких мышц руки и всего нервно-мышечного аппарата. Эта приоритетная задача должна решаться на всех занятиях и во всех режимных моментах. Предлагаю насколько специальных упражнений для мелкой мускулатуры пальцев, благодаря которым, кисть руки становится более подвижной, гибкой, исчезает скованность движений.
1. Массаж руки и каждого пальца (поглаживание, разминание, похлопывание для появления ощущения тепла, до 1 минуты).
2. «Веселые человечки» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
3. «Щелчок» - сделать щелчок каждым пальцем правой и левой руки. И др.
Развивать руку необходимо постоянно. Поэтому родителям надо порекомендовать различные виды занятий на осязание и развитие мелкой моторики пальцев (с младенчества: игры с погремушками, игры-речевки - «Ладушки», «Сорока-ворона» и др., различные массажи; далее игры с пирамидками, строительным материалом, конструктором, мозаикой, игры с песком и водой и т.д.)
Итак, при формировании графических навыков у детей с амблиопией и косоглазием, главным является принцип усиленного педагогического руководства и необходимость коррекционно-педагогического воздействия. Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Список литературы
- Безруких М.М., Ефремова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1994г
- Быкова А.И. Обучение детей дошкольного возраста движениям. Учпедгиз, 1982г
- Григорьева Г.В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения. Дефектология. 2001г. №2
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. Справочно-методическое пособие для учителей. М., Просвещение, 1990г
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., Просвещение, 1985г
- Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. Пер. с англ. М., 1988г
- Монтессори – материал. М., 1992г
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Артюхевич Е.В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях образовательного учреждения общего назначения): Учебное пособие. СПб РГПУ им.Герцена, 1999г
- Познавательные процессы личности и методика их развития. Методические рекомендации. Псков 1994 г.
- Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях. Дефектология. 2000 г. №4