Празднование Рождественских колядок по русским народным традициям в ДОУ.

Вас приветствует новый участник блога музыкальных руководителей. Хочу поделиться с вами своей методической разработкой - празднованием Рождественских колядок в детском саду, участниками которых становятся все дети дошкольных групп, одни в роли наблюдателей, а другие в роли активных исполнителей. Это очень благодатная тема для ознакомления детей дошкольного возраста с русскими народными традициями, обращения к исконно русским корням в игровой форме. Дети очень любят принимать участие в подобных мероприятиях, которые несут им огромный заряд энергии, эмоционального восторга, надолго запоминающихся впечатлений. Отмечая с дошкольниками такие народные праздники, как "Встреча Коляды", "Встреча Масленицы", мы наблюдаем на опыте, как передаются фольклорные песни, игры, хороводы, народные традиции от поколения к поколению, "из уст в уста". Мы по-разному проводим эти праздники, изменяя сюжеты, персонажи, сценки, неизменными остаются только обрядовые песни, заклички, народные игры - основной музыкальный репертуар праздника. Поэтому, у малышей есть возможность сначала увидеть, услышать, понаблюдать за действиями старших детей. Затем закрепить исполнение фольклорного репертуара вместе со старшими детьми, а впоследствии самим стать активными участниками действа и примером для других малышей. Эти праздники всегда любимы детьми, они вызывают у них всплеск эмоций, помимо познаний в истории своего народа, его традиций. Поэтому, я считаю, что нельзя лишать детей общения с миром русского фольклора, и этим обеднять их эмоциональный, чувственный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolyadki_-_2011.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Родничок – 2011 г.

ЧДОУ  «Родничок»  г. Пермь

Коляда пришла! Открывай ворота!

Сценарий  развлечения для всех дошкольных групп ДОУ

Авторская разработка музыкального руководителя высшей категории Марценковской Нины Ивановны

19.01.2011

Разработала и провела мероприятие музыкальный руководитель ДОУ  Марценковская Нина Ивановна


Коляда пришла, открывай ворота!

Дети подготовительной группы – ряженые колядовщики, дети старшей группы делятся на хозяев и колядовщиков.

Дети младших групп - в роли зрителей, одна из воспитателей – Хозяйка.

Дети-колядовщики под аккомпанемент музыкальных инструментов ходят из группы в группу с песней-колядкой №1:

«Коляда, Коляда, накануне Рождества

Везде поспевай, с Новым годом поздравляй!

А вы, люди, знайте столы застилайте,

Коляду встречайте!»

Заходят в младшую группу, где их встречает Хозяюшка – воспитатель младшей группы с детьми, ожидающими «колядовщиков».

Ведущая (Ряженая):  

Как ходила Коляда об канун Рождества!

И мы ходили, мы искали Коляду святую

По всем дворам, по всем улочкам!

Колядовщики (хором):

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

 (поют колядку №2) «Авсень, Авсень – ты гулял по всем

По улочкам, по закоулочкам.

Кому песни поём – тому сбудется,

Тому сбудется, да не минуется!»

(говорком)    Есть кто в этом дому?

Выходи встречать Коляду!

/ К ним выходит Хозяйка – воспитатель младшей группы. /

Хозяйка:     Здравствуйте, люди добрые,

Зачем пришли – пожаловали?

Колядовщики (хором):

Уж ты, тётушка, подай!

Ты, лебёдушка, подай!

(девочки) - Открывай-ка сундуки,

Подавай-ка пятачки!

Тебе - для потешки,

А нам – на орешки!

(мальчики) - Если нету пятака,

То давайте пирога!

Не дадите пирога –

Мы корову за рога!

(девочки) - Свинку – за шерстинку,

Быка – за хребтинку

Все (хором)   Поведём на торжок,

Продадим за пирожок!  (хохочут)

Хозяйка:     Ах вы, хитрые ребятки,

Отгадайте-ка загадки!

  •   «Пришёл Яшка – белая рубашка,

Где он пробегает – ковром устилает»     (Снег)

  •   «Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица»                   (Метель, вьюга)

А вот – последняя загадка,

Да трудна её отгадка!

Кто отгадает,

Подарочек от меня получает:

  •   «Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает.

Он от матери рождён,

Сам её рождает»                                 (Лёд и вода)

Молодцы, разгадали вы мои загадки,

А не поиграете ли с моими ребятками?

Старшие дети играют с младшими в подвижную русскую народную игру «Метелица» и речевую игру «Вьюги, вьюги, вьюги вью» с движениями.

Ай да, гостюшки дорогие!

Нас порадовали, потешили,

Все мои загадки разгадали,

С детишками моими поиграли!

Вот вам на орешки мелкие монетки:

Пятачки да копеечки, чтоб водились денежки!

(ссыпает детям мелкие монетки в холщовый мешок,

 висящий на плече у одного из детей - «колядовщиков»)

Колядовщики и Ведущая:  Здоровья тебе, хозяюшка,

Да твоим деткам

Да на многие лета!                                                                                                                    

Хозяйка (с поклоном):    Спасибо вам на добром слове!

Дети кланяются ей, прощаясь, идут дальше с песней №2 «Авсень, Авсень!» Напевая и приплясывая, идут в другую младшую группу, где встречает их другая Хозяюшка с младшими детьми. Повторяется то же действо, что и в первой младшей группе. Затем с песнями, приплясыванием под игру на музыкальных инструментах, дети по коридорам детского сада идут в среднюю группу. Там их встречает Хозяюшка, роль которой исполняет девочка старшей группы в русском народном костюме. Дети подготовительной группы – «колядовщики» показывают детям средней группы один из обрядов колядования.

Колядовщики (хором):  Выходи, Хозяюшка, за порог,

Встречай Коляду у ворот!

Хозяюшка:     Чем же вас встречать – привечать?

Колядовщики (поют): «Щедрики-ведрики, дайте вареники!

Вареников мало, дайте сала,

Ветчины, колбаски, ложечку кашки.

А не дашь пирога, мы корову за рога!»

(продолжают говорком)   Тёлку – за холку, бычка – за хвост

Уведём на мороз!

Хозяюшка:     На мороз не надо, вот вам пирог в награду!

(одаривает их с поклоном пирогом)

Колядовщики (хором):  Спасибо тебе, Хозяюшка!

Одна из девочек:       А за угощение – мы к тебе с пожеланием…

Кто даст пирога –

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом!

Все (хором поют):       Тому сбудется, да не минуется!

Хозяюшка:    Спасибо вам, люди добрые, за пожелание!

Колядовщики (хором):  До свидания!

Хозяюшка (с поклоном): До свидания!  

Мальчики (хором):  Пойдём к дядьке Мирону колядовать!

Девочки  (хором):     Пойдём!  

Дети идут дальше с песней №2 «Авсень, Авсень!» к «дому» Мирона во вторую среднюю группу, где встречают их Хозяин и Хозяюшка (дети старшей группы) с детьми средней группы. Колядовщики поют колядку.

1 из колядовщиков:  Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор!

Как на улице мороз

Подмораживает нос!

2 из колядовщиков: Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Или тёпленький пирог,

Или маслица, творог,

3 из колядовщиков:  Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

Ведущая (Ряженая):  Не пора ли вам, хозяин,

Колядовщиков дарить?!

Колядовщики:         Прикажите, не держите,

Наших ножек не знобите!

(все поют колядку)  «А колядные – блины ладные!

Кто не даст хлеба – стащим с печи деда!

Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

Выносите поскорей – не морозьте детей!»

Мирон (реб. ст.гр.):   Пожалуйте, гости дорогие,

Я вас дожидался!

Дом у нас просторный,

И щи у нас жирны!

Его жена (дев.ст.гр.):  Сдобные лепёшки

Не лезут в окошки!  

(угощают лепёшками или круглым печеньем в форме лепёшек)

Колядовщики:          Вам и плюшек с творогом,

И детишек полон дом!

Хозяин и хозяйка (с поклоном):  Спасибо вам на добром слове!

                                            (уходят)

Колядовщики:         Пойдём колядовать к дядьке Николаю!

С песней №2 «Авсень» идут в старшую группу к дядьке Николаю (ребёнок старшей группы), который лежит «на печи». Дети поют колядку № 1.

Девочки  (хором):      Выходи, хозяин, выходи, боярин!

Принимай гостей со всех волостей!

Стучат в «дом», но никто не откликается. На стук выбегает Собака – ребёнок старшей группы. Она сердито лает на детей и убегает к хозяину.

Ведущая (Ряженая):  Может, крепко спит дядька Николай?

Давайте ещё ему нашу колядку споём!

Дети ещё раз, но громче поют песню «Авсень». Слышится сердитый голос.

Николай (реб. ст.гр.): Это кто тут орёт, мне спать не даёт?!

Колядовщики:           Это мы – колядовщики!

Николай (с большим животом, лениво, не спеша, выходит к ним):

И охота вам в этакий мороз

С тёплой печки вставать,

Песни петь да плясать?

Идите прочь! Не мешайте мне спать!

(уходит в «дом» и снова укладывается на «печь»)

Дети (поют ему дразнилку):   «Уж ты, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

В тёпленьком местечке,

С бабушкой на печке!»

(говорком, поочерёдно) У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском – пуста,

Да соломой – густа!

Ведущая (Ряженая): Пойдём-ка лучше ко Иванову двору!

С песней «Авсень» все дети старшей и подготовительной групп идут к другому домику, расположенному в музыкальном зале, где их ждут Хозяин и Хозяюшка (дети старшей группы) и поют песню «Щедровочка щедровала»:

Щедровочка щедровала,

Под оконце подбегала –

Что ты, тётка, наварила,

Что ты, тётка, напекла?

Выноси-ка, поскорей,

Не морозь-ка детей!»

(говорком, дрожа от холода)    У нас чёботы маленькие –

У нас ножки зябнут!

 (мальчики)           У нас рукавички-то худенькие –

У нас ручки зябнут!

  (девочки)           У нас платочки тоненькие –

У нас ушки зябнут!

 (мальчики)           А кафтан-то короток –

(все хором)           Колядовщик передрог!    

       

Выходят Хозяин и Хозяйка с младенцем-куклой на руках (дети ст.гр.)

Хозяин (с поклоном):   Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье –

Сыр да печенье!

Хозяйка (показывая на поднос):                    

Тут пряники, конфетки –

Покушайте, детки!

Хозяин высыпает содержимое подноса колядовщикам в холщовый мешок.

Дети (с поклоном):     Спасибо!

Мы малёшеньки – колядовщики

Вас пришли поздравлять,

Величать да прославлять!

Полина (с поклоном):  Иван Иванычу – житья на сто лет!

Соня Соколова:         Его жёнушке Варварушке –

Всегда здравьице!

  (вдвоём)                Жить вам вместе –

Дети (хором):              Лет до двести!

Хозяин (с поклоном):  Спасибо вам за пожеланье!

Ведущая (Ряженая):  Ну, хватит, ребятишки,

Полный мешок наколядовали!

Спасибо вам, хозяева!

А сорить у вас в избе можно?

Хозяйка:       Можно! Сорите, сколько хотите, потом приберём!

/Колядовщики бросают зерно, приговаривая…/

Колядовщики:         На здоровье – коровье!

На здоровье – овечье!

На здоровье – человечье!

(поют колядную песню «Сею-вею, посеваю»)

С Новым годом! Со всем родом!

Чтоб здоровы были! Много лет жили!

Далее праздник продолжается в зале. Пока воспитатели расставляют столы с угощением и соками, заранее подготовленными родителями, дети весело пляшут под русские народные плясовые песни и пляски вместе с музыкальным руководителем. «Хозяева» и «Колядовщики» объединились в заключительной части праздника, как это было заведено на Руси, когда все участники колядок собирались в одной избе, пели, играли, плясали и угощались тем, что наколядовали  за день.

Составитель: муз.рук. Марценковская Н.И.


 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.К сожалению, мне часто приходилось слышать: "Зачем в современном обществе нужно знания культурно-исторических традиций" которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Я думаю, что богатое культурное и духовное наследие нашего прошлого должно быть востребованным. Спасибо вам!

Татьяна Петровна! Спасибо вам за отклик! Я всегда считала и уверена по сей день, что без знания истоков русской культуры, народного творчества, истории своей страны, своего народа не воспитаешь высоко образованного, культурного человека. Фольклор - это то, что было отшлифовано в веках, даёт возможность педагогам и родителям развивать детей в игровой форме, даёт детям знания о жизни, о взаимоотношениях взрослых и детей. Народные сказки, песни, пословицы, загадки, игры, народные праздники, несут детям радость и доброту, помогают нам развивать и воспитывать малышей в лучших традициях нашего народа. Современным детям фольклор также необходим, как и детям предыдущих поколений.