Организация сенсорного пространства в ДОУ для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Сенсорное развитие(от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. ( Пример с новорожденным ребенком. С рождения малыш реагирует на погремушку – звук, свет, прикосновения), дальше по мере роста и развития ребенок начинает обследовать окружающий его мир).
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления .т. е. усвоения меры качеств — эталонов, выработанных человечеством. Это – есть первый этап в сенсорном воспитание дошкольника.
Этоэталоныцвета(цвета спектра), форм(геометрические плоскостные и объемные формы), материалов, эталоны пространственного положенияи направлений(вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин(метр, килограмм, литр и др.), длительности времени(минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов(тон, полутон) и т. п.
Эффективность аналитико - синтетической деятельности в процессе восприятия зависит от овладения ребенком разнообразными перцептивными действиями, благодаря которым образ предмета становится дифференцированным, т. е. в нем выделяются свойства.
Вторым этапом сенсорного воспитания -обучение детей обследовательским, перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т. д. Например, признаками металла в отличие от других материалов будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении, прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой действий. Система обследовательских действий необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т. д.).
К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась для детей с ограниченными возможностями. Основная цель этой методики заключается в создание сенсорного пространства(среды), где ребенок сам при минимальном вмешательстве взрослого будет развиваться. Главный девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Мария Монтессори отмечала, что в развитии человека существуют определенные периоды восприятия мира, причем в детском возрасте существуют т.н. сенситивные (наиболее благоприятные) периоды, которые во взрослом возрасте уже не повторяются. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду, что позволяет развивать навыки, которые связаны с развитием определенных структур мозга, что очень эффективно при обучении детей с отставанием в психическом развитии.
Так, развитие речи происходит от 0 до 6 лет, сенсорное развитие - до 5,5 лет, социальные навыки возникают и утверждаются от 2,5 до 6 лет, от 0 до 3 лет происходит формирование отношений со взрослыми и восприятия порядка.
На основе принципа методики Марии Монтессори и особенностей развития детей, имеющих проблемы в обучение мы поставили следующие задачи:
Задачи сенсорного развития для детей, имеющие пониженные способности к обучению:
1.Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и времени.
Учитывая поставленные задачи сенсорное пространство для данных детей организовано следующим образом.
Условно, можно разделить на такие маршруты:
- сенсорный центр группы;
- функциональные зоны в разных местах детского сада.
Назначение сенсорного центра в группах – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорноперцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
Сенсорные центры в группе делятся на следующие виды –
- игровой – развивающий уголок
- учебно – развивающий ;
- уголок релаксации;
В игровом - развивающем уголке находятся различные игры способствующие сенсорному развитию детей:
мозайки, кубики, конструкторы- различной модальности ( лего, деревянный,пластмассовы, мягкий), различные виды детских музыкальных инструментов ( развитие слухового восприятия).
У этих детей очень слабое слуховое восприятие, информацию на слух берут тяжело. Развиваем с помощью игр с муз инструментами: «Угадай на чем играю», «Проиграй ритм»
пальчиковые театры, куклы –бибабо- являются не только средством развития речи, но и средствами психотерапии, когда ребенок боится рассказывать, но кукле он отвечает, т.к.это кукла -а не педагог.
В природном уголке различный природный материал - для сенсорики и для детского творчества. Дети сажают в природном уголке лук, чеснок. Проводят с воспитателями исследовательскую деятельность. Это и игры с растениями, фруктами, овощами: «Определи на вкус», «Определи на ощуп».
В учебно–развивающем уголке находятся пособия для занятий, игр и упражнений, которые осуществляютя под руководством взрослых.
Это подносы с различными крупами, массажные шарики Су – джок, лоточки с манкой, пластилин: разных видов от обычного до шарикого, природный материал( часть находится в игровом центре, часть здесь), цветные скрепки, различные мерные стаканчики, мерные ленты, плоскостные и объемные геометрические фигуры, пособия для ориентировки во времени.
Мелкие предметы, эспандер , скрепки, массажер “Су-Джок” нужны для развития мелкой моторики помогают добиться следующего результата:
- Укрепить мышечный тонус кисти рук.
- Развить четкие движения и координацию рук ребенка.
- Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
- Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.
Занятия с крупой развивают не только зрительное и тактильное восприятие, но и такие важные функции как самоконтроль, концентрацию внимание. Считается, что когда ребенок перебирает крупу у него концентрация внимания достигает наивысшей точки, как при точном письме.
Очень хорошо для развития зрительно – моторной координации использовать манную крупу.
Скрепки хорошо использовать как для развития мелкой моторики, так и для зрительного восприятия и развития логического мышления.
Су-Джок – последнее достижение Восточной медицины Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек.Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения.
Металические кольца
Уголок релаксации– обязательный атрибут в группе для детей с задержкой психического развития.
В уголках релаксации дети могут отдохнуть от собственных переживаний, уединиться, расслабиться и просто побыть одни. В них используется детская мягкаямебель , имитация -витраж окна, цветы, коллаж с фотографиями мам.
Дети, с проблемами в развитиями имеют неустойчивую ослабленную нервную систему. Поэтому больше чем другие нуждаютя в прикосновениях, в тактильных ощущениях.
Их необходимо несколько раз в день гладить по голове, прижимать к себе.
Для развития тактильных ощущений используется массажные коврики :
с пробками, с губками, нашивками различной фактуры. Дети обязательно после сна ходят босыми ногами по этим коврикам. Ступни ног по количеству рецепторов не уступают рукам. Учим детей распознавать гладкость и шороховатость ногами.
Это все сенсорное пространство, которое есть в группе где пребывают дети.
Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.
Функциональные зоны– помещения детского сада, в которых находятся объекты для развития того или иного вида восприятия у ребенка опосредованным путем. В спортивном зале у нас есть модульный конструктор: большие геометрические формы, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы , обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты.
В сухом бассейне дети могут расслабиться и поиграть самостоятельно. В кабинете психолога есть песочница, для проведения различных игр с песком. Песок снимает мышечное напряжение, а так же помогает детям со слабой мелкой моторикой.В музыкальном зале происходят занятия, где дети имеют возможность развивать и слуховое и зрительное и двигательное восприятие.
Готовность детей к школе в значительной степени определяется его сенсорным развитие. Поэтому все о чем я рассказала помогает этим детям достичь нормы в психологической подготовке к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciyainna_-1.pdf | 1.2 МБ |
Комментарии
Инна Юрьевна, мне очень