Роль природоведческой литературы в развитии речи у детей старшего дошкольного возраста

 

Уважаемые коллеги. Вашему вниманию предоставляется сообщение на тему:* «Роль природоведческой литературы в  развитии речи у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1*

Дошкольное образовательное учреждение *– первое и самое ответственное звено* в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.* Именно дошкольное детство* особенно сензитивно к усвоению речи. Слайд 2*

Психолого-педагогические исследования особенностей художественного восприятия показывают,* что у детей старшего дошкольного возраста развивается осмысленное восприятие, которое проявляется в понимании содержания и эстетического смысла произведения, способности выделять и замечать средства художественной выразительности.*

Изучив теоретические исследования педагогов:   Логиновой В. И., Ушаковой О.С., Никитиной Э. В., мы пришли к выводу,* что лучшим средством формирования эстетических суждений о природе и обогащения детской речи образными выражениями в старшем дошкольном возрасте является природоведческая литература.**Слайд 3

Для  успешной работы нами были отобраны* произведения* природоведческой* литературы* с учетом возрастных особенностей  детей,* разработана серия занятий и поставлены следующие задачи: **Слайд 4

  1. познавательные–* мы знакомим детей с разнообразными формами природоведческой литературы:* рассказы, *повести,* сказки,* стихи. Слайд 5****
  2. развивающие –* стихи о природе* являются богатейшим материалом* для развития звуковой культуры речи. *Они развивают чувство ритма и рифмы,* учат  воспринимать  поэтическую речь,* помогают формировать интонационную выразительность  речи. 

Сказки о природе формируют фонетический обзор родного языка. Способствуют обучению детей в составлении рассказов. Развивают наблюдательность и любознательность. Слайд 6**

  1. художественные– природоведческая литература помогает вызвать у детей эмоциональное сопереживание,* эмоциональный отклик на произведение о природе.*         Слайд 7. Для реализации  поставленных задач* в группе был оформлен уголок природоведческой литературы* с учетом возрастных особенностей детей,* организовывались выставки репродукций известных художников* и поэтических произведений о природе. Слайд 8

**Работа по развитию речи и формированию эстетических суждений  ведется  в разных  направлениях: Слайд 9 **

1. Особое место* отводится обучению на специально - организованных занятиях.*

- Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения нами используются   упражнения на повторение за взрослым.* И словесные игры: «Дополни предложение», «Скажи в рифму» и др. *

- Для всестороннего развития детей особое значение отводится  играм –  «Что мы видим на картине?», *  «Кто увидит больше всех», «Нарисуй словом».

- Небольшие произведения природоведческой литературы* мы широко используем в театрализованной деятельности (игры – драматизации, кукольный и настольный театр, праздники). Слайд 10**

2. Следующий шаг в нашей работе -* обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.      

*В работе с детьми используются наблюдения,* игры с использованием природоведческой литературы.* Систематически ведется работа* по обучению рассказыванию с использованием образных выражений. Слайд 11**

3. Огромное внимание уделяется  и работе с родителями.*Мы провели анкетирование родителей, где нас интересовало, используется ли природоведческая литература для чтения дома. Результаты показали, что родители практически не используют чтение природоведческой литературы, хотя называют писателей природоведов. С родителями проводятся групповые* и индивидуальные* консультации на различную тематику в рамках общения с природой: «Идем гулять», «Посмотри в окно» и др. *Родители заинтересовались данным вопросом, и сами, переписывают стихи, чтобы разучить их вместе с детьми.  Слайд 12**

Для полного использования* развивающего потенциала* природоведческой литературы* мы применяем  ее в режимных моментах* с целью создания благоприятной речевой среды,* так как это одно из условий речевого развития детей, а  также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.  С детьми проводятся игры:, «Составь рассказ по схеме»,* «Что хотел сказать художник»,* «Дополни предложение».*

Слайд 13**С детьми проводятся экскурсии на природу,* наблюдения за природными явлениями,* которые сопровождаются поэтическими строками:*

Белая береза

Под моим окном

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

Слайд 14**- Проведенная диагностика показала,* что формирование эстетических суждений и обогащение детской речи образными выражениями* средствами природоведческой литературы* у детей старшего дошкольного возраста   проходит успешно.* О чем можно судить по высказываниям детей.* Слайд 15

Работа по данному направлению продолжается. Слайд 16


Высказывания в начале работы.

Я люблю деревья. Мне нравится липа. У нее есть ствол, ветки и листья. Потом они опадают и остаются одни ветки.

Низкий.Содержание суждения предметное. Не затрагивает в своем высказывании эстетическую значимость и не дает эстетической оценки предмету  природы.

Мне нравятся ромашки. Они растут на лугу. У них есть стебелек и зеленые листья. На стебельке цветок с белыми лепестками и желтой серединкой, как солнышко.

Средний.Содержание своего высказывания логически выстраивает. Выстраивая свое суждение, говорит об эстетической значимости, но не дает эстетической оценки.

 

Я знаю березу, тополь, ромашку, одуванчик. Любимое – тюльпан. Они бывают красные и желтые. У них есть листья и корни. Они помогают им расти. Цветы можно понюхать, букет можно поставить в вазу. Их поливают водой.

Низкий.Содержание суждения предметное, ребенок выстраивает его логически после наводящих вопросов. Не затрагивает в своем высказывании эстетическую значимость и не дает эстетической оценки предмету  природы.

Высказывания детей после проведенной работы.

Береза красивое дерево, потому что они красивые зимой они покрыты белым снегом, инеем. Это очень красиво, как будто они одели белые платья невесты. Когда светит солнце, они сверкают и искрятся.

Высокий.Ребенок выстраивает  содержание своего суждения логически. Выделяет эстетическую значимость предмета природы и дает эстетическую оценку.

Мне нравятся одуванчики, потому что когда они появляются, то начинается лето. А еще потому, что они похожи на маленьких пушистых цыпляток, а потом у него появляется белая пушистая шапочка, на которую можно подуть и пушинки полетят в разные стороны. А если ветер дует, то они далеко летят как снежинки или бабочки.

Высокий.Ребенок выстраивает  содержание своего суждения логически. Выделяет эстетическую значимость предмета природы и дает эстетическую оценку.

Мне нравится черемуха весной, потому, что у нее появляются маленькие беленькие цветочки, как маленькие облачка на веточках, и они очень вкусно пахнут. А когда они осыпаются, кажется, что пошел снег – мягкий и пушистый. Вокруг дерева все белое, как бы зима вернулась – это очень красиво.

Высокий.Ребенок выстраивает  содержание своего суждения логически. Выделяет эстетическую значимость объекта природы и дает эстетическую оценку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Prezentaciya_Opyt_raboty.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: