Конспект занятия по экологическому воспитанию

Лебедева Ольга Викторовна

Конспект занятия по экологическому воспитанию

«Берегите воду!»

 

     Цель: Показать значение воды в жизни живой природы. Закрепить знания о том, как человек использует воду. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду. Воспитывать любовь к природе и заботу о ней.

    Материал: Аудиозапись со звуками воды и «Песенкой Водяного»; приборы для проведения опыта по фильтрованию воды (4 пластиковые бутылки с отрезанным горлышком, 4 воронки, камни, салфетка, вата, марля); игровой персонаж – Водяной; модели взаимосвязи воды с растениями и животными; глобус; яблоко; 2 стакана с водой – морская (соленая) вода и пресная вода; трехлитровая банка с небольшим количеством воды.

 

Ход:

     Дети сидят полукругом.

     - Ребятки, я хочу загадать вам загадку, отгадав которую вы поймете о чем наше занятие:

 

Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

 

     - Правильно, это вода. А теперь закройте глаза и внимательно послушайте. (Включить запись со звуком журчащего ручейка). Что вы услышали? А вот еще. Кто сейчас с вами разговаривает? (Плеск волн). Еще раз закройте глазки. Что слышите? (Шум волн). А теперь? (Шторм).

     Появление Водяного под музыку «Песенка Водяного», он очень расстроен.

     - Ой, ребята, кто это к нам пришел? (Водяной). А кто это такой? Почему его так называют? Давайте спросим, почему он плачет. Здравствуй, водяной! Ты почему такой печальный, что случилось?

     Водяной: Ох, здравствуйте, ребята… Беда ко мне пришла: гибнуть стали растения в моем подводном царстве, а рыбы стали покидать его. Не знаю, что мне теперь делать? Вот что я стал находить в своей реке вместо рыб. (Достает и показывает пустые консервные банки и прочий мусор). Почему все это происходит? Может быть вы, ребята, знаете как мне помочь?

     - Ребята, давайте попробуем помочь Водяному. Ты, Водяной, не переживай, возвращайся в свой водоем, а мы тебе обязательно поможем.

     Водяной: Ну, раз говорите, что поможете, значит я спокоен. Пойду пока в свое Царство, посмотрю, как там дела. (Уходит).

     - Ребята, давайте решать проблему Водяного. Рассмотрим сначала наши модели. Что на них изображено? (Растения, животные, река). Покажите взаимосвязь между ними стрелочками. Молодцы! Ребята, а почему в реке у Водяного стали гибнуть растения и рыбы? (Потому что люди загрязняют реки). А как они их загрязняют? (Бросают туда мусор, моют автомобили, выпускают выбросы и т.д.). Значит загрязнение воды приводит к исчезновению растений, что в свою очередь не дает жить животным. (По ходу рассказа перевернуть карточки черной стороной вверх, исчезновение всех обитателей водоема).

     - А что нужно сделать, чтобы река Водяного снова ожила? Почистить воду в ней – переворачивается карточка со значком воды, тогда снова появляются растения – переворачивается карточка со значком растений, приплывут рыбы – переворачивается соответствующая карточка). Значит водоем начнет жизнь сначала.

     - Тогда давайте попробуем очистить воду в этой реке. А как мы это сделаем?

 

     Проводится опыт «Фильтрование воды» (очищение воды через фильтр, который делается из слоя ваты, марли и бумаги; затем рассматривается грязь, оставшаяся на фильтре).

     - А пока наша вода очищается, давайте отдохнем.

 

     Проводится игра-имитация «Чистая вода».

     - Представьте, что вы пришли искупаться на речку, а вода там холодная. Дотроньтесь до воды. (Дети имитируют движения: трогают воду, плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь полотенцем. А теперь помогите друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну вот мы и освежились в прохладной чистой воде.

     - Вы знаете, а я летом слышала такой разговор между мальчиками (включить аудиозапись с диалогом мальчиков):

     « - Петя, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли! Налили полную ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли на улицу.

     - Кран-то закрыли?

     - Зачем? Воды итак много, пусть себе течет, потом закроем.

     - А что потом делали?

     - Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было!»

 

     - Ребята, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет воду надо беречь).

     Чтение детьми стихотворения «Вы слыхали о воде?»

     - Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть посуду и пол, готовить обед и т.д.). Да, без воды все живое на Земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно ее расходовать.

 

    Опыт с яблоком.

     - Давайте посмотрим, что у меня в руках? (Глобус). Каким цветом на глобусе обозначена вода? Покажите на глобусе воду. Много или мало воды на планете? У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть – это суша, а вот эта большая часть – вода. Значит мы убедились, что воды на Земле много. Но вся ли она пригодна для питья? Давайте проверим.

 

    Опыт с пресной и морской водой.

     Подвести детей к столу, где стоят 2 стакана: в одном вода соленая, «морская», в другом – обычная из-под крана, отстоянная, пресная.

     Попробуйте, ребята, сначала из этого стакана воду. Какая она нам вкус? (Соленая, невкусная, морская). Можно ее пить? Готовить пищу на ней? А теперь попробуйте вот из этого стакана воду. Какая она на вкус? (Чистая, несоленая, пресная, вкусная).

     - Где в природе есть пресная вода? (В реках, озерах). Покажите на глобусе реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на планете поместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана. Так много или мало пресной воды на планете? (Мало). Значит, как нужно относиться к воде? (Разумно, бережно, экономно).

     - Проверим, как вы научились экономить воду.

     Предложить одному из детей почистить зубы. Самой в это время включить другой кран и подставить туда банку, чтобы в нее налилось столько воды, сколько бежит у ребенка, пока он чистит зубы. Показать детям.

     - Экономно ли использовал воду Данил? (Нет). Посмотрите, сколько ее вылилось впустую. Если из крана целый день будет бежать вода, то сколько ее израсходуется впустую? (Целое ведро). Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? (Включить воду тонкой струйкой; хорошо, плотно закрывать кран; не допускать, чтобы в доме были неисправные краны).

    - Можно подумать, куда можно израсходовать воду, которая у меня в банке, чтобы не выливать ее впустую. (Полить цветы, попоить животных и т.д.).

     - Что вы можете пожелать всем людям?

 

     Дети рассказывают стихи:

 

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь ее и береги, -

Мы ведь на планете не одни!

 

Воду попусту не лей.

Дорожить водой умей!

 

     - А теперь давайте посмотрим, как наша вода очистилась. Какая она стала? (Чистая, прозрачная). Давайте отнесем ее Водяному в реку.

     Несем воду. Выливаю ее в тазик за ширмой. Дети стоят поодаль и наблюдают. Появляется Водяной.

    Водяной: Ой, спасибо! Молодцы! Выручили! Теперь в моем Царстве снова будет добро, чисто, весело! Я хочу вас за это поблагодарить – подарить вам вот таких красивых игрушечных золотых рыбок на память о том, что мы с вами познакомились. Ну, а мне пора встречать рыб обратно. До свидания! Приходите ко мне в гости, я вам покажу мое подводное Царство! (Уходит).

     Подведение итогов: что нового для себя узнали; какой момент в сегодняшнем занятии понравился больше всего (спросить каждого); какой добрый поступок сегодня совершили дети?