Исследовательско - творческий проект "Время течет - все изменяется"
Время течет, не останавливаясь:
все, что дается сейчас,
через мгновенье пропадет.
В. Ф. Эрн
Как в море льются быстро воды,
так в вечность льются дни и годы.
Г. Р. Державин
Постановка проблемы:
Дошкольники испытывают трудности в восприятии времени. Это обусловлено такими специфическими особенностями времени, как его текучесть, необратимость, непрерывность. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию. Но время все – таки существует для детей. Как мы помним, в сказках оно играет важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого – то события. И поэтому когда дети к пяти годам внутренне уже готовы к тому , чтобы научиться сверять свою жизнь с ходом стрелок, необходимо показать детям время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год), что с течением времени все изменяется, научить детей не только, определять время по часам, но вместе с ними «перемещаться» из одной эпохи в другую и знакомить детей со свойствами времени, но и с историей, развитием жизни на планете Земля.
Цель проекта:
Создать практический материал для творческой организации занятий, дидактических игр при ознакомлении детей с важной составляющей жизни – времени.
Задачи проекта:
1.Сформировать у детей представления о времени.
2. Показать детям время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год).
3. Показать существенные характеристики времени (текучесть, непрерывность, необходимость). 4. Научить детей свободно оперировать этими понятиями, конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств, характеристик времени.
5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Участники проекта:
Заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели старшей и подготовительной группы, дети (средней, старшей, подготовительной групп), музыкальный руководитель, сотрудники музея, фотодизайнеры салона «Константа», родители.
Время и место проведения:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №4 « Светлячок». С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности. С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.
Организация деятельности участников проекта:
Руководитель проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу. Участие родителей детей средней и старших групп заключается в оказании помощи для создания «Лавки часовщика».
Методы и приемы:
· Практические (творческие работы, экспериментальные работы).
· Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).
Средства работы:
- технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр)
- методические разработки, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ»
Формы работы:
- коллективная (музыкальные, математические, конструирование – ручной труд, и познавательного цикла)
- групповая (продуктивно – творческая деятельность, развивающие игры)
Содержание проектного исследования:
Раздел программы | Формы и методы работы | |||||||
Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий; наборов часов. Организация консультации для родителей «Как наблюдать часы, не будучи несчастным». Оформление родительских уголков.
Игровая деятельность
Познавательное развитие
Конструирование – ручной труд Ознакомление с художественной литературой
Физическое развитие Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами Театрализованная деятельность
Рисование Музыка
Работа с родителями | Iэтап - подготовительный Создать условия для проведения проекта
Просвещать родителей
IIэтап - основной Словесная игра «Назови соседей». Дидактические игры «Хоровод времени», «»Чья неделька быстрее соберется», « «Цепочка времени», «Лавка древностей», «Короче – длиннее». Экскурсия в музей. Занятие «Прошлое и настоящее часов». Интегрированное занятие «Как считают и измеряют время». Интегрированное занятие «Что мы знаем о часах». Занятие «Ознакомление с длительностью 3-х минутного интервала» Познавательное занятие «Часы»
Изготовление водяных часов; наглядных моделей часов Старика – годовика, Времен года, братьев Месяцев, гнома Тик – Така, Месяца. Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Старик – годовик», Т.А.Шорыгиной «Точные сказки»; чтение стихотворений Ю. Яковлева «Будильник», В. Берестова «Часы», М. Вишневской «Сутки», Т. А. Шорыгиной Хоровод месяцев», «Часы с боем», «Сегодня, завтра и вчера». Подвижная игра «Часы», комплекс утренней гимнастики «Часики» Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о месяцах.
Развлечение «Делу время, потехе час». Игра – драматизация для кукольного театра «Двенадцать месяцев». Игра «Радуга – дуга» Игра – фантазия с использованием музыкального произведения В. Гаврилина «Часики»; песенка – игра «Гномики»; песенка «Часы» сл. В. Семернина, музыка Л. Бирнова. Оформление вместе с родителями уголка «Лавка – Часики», альбома «Часы» | |||||||
| IIIэтап - заключительный | |||||||
| Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности. Итоговое занятие «Заколдованные острова» |
Ожидаемые результаты:
· Формирование у детей понятия «время».
· Понимание выражения «время течет, все изменяется».
· Умение детьми ценить время.
· Закрепление у детей знаний об отношениях временной последовательности.
· Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
· Активное участие родителей в реализации проекта.
Ресурсы:
На реализацию данного проекта будут использованы средства из директорского фонда и собственные средства руководителя проекта.
Результат:
· разработаны конспекты занятий познавательного цикла: «Часы», «Прошлое и настоящее часов», «Заколдованные острова», интегрированных занятий: «Как считают и измеряют время», « Что мы знаем о часах?», «Ознакомление с длительностью 3- минутного интервала;
· оформлены дидактические игры «Хоровод времен времени года», «Чья неделька соберется быстрее», «Радуга – дуга», «Цепочка времен»;
· проведены игра-драматизация «Двенадцать месяцев», развлечение «Делу время, потехе час»;
· при активном участии родителей создана «Лавка Часовщика» и оформлен альбом «Часы»;
· используя дидактическую игру в индивидуальной работе с детьми, выяснила следующее:
у 67% детей сформировано понятие «время»,
58% детей понимают выражение «время течет, все изменяется».
Комментарии
Исследовательско - творческий проект "Время течет - все изменяет