Исследовательско - творческий проект "Время течет - все изменяется"

Ессер Галина Ивановна

Время течет, не останавливаясь:

все, что дается сейчас,

 через мгновенье пропадет.

                                                                                                                                                                                                                                         В. Ф. Эрн

Как в море льются быстро воды,

так в вечность льются дни и годы.

Г. Р. Державин

Постановка проблемы:

Дошкольники испытывают трудности в восприятии времени. Это обусловлено такими специфическими особенностями времени, как его текучесть, необратимость, непрерывность. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию. Но время все – таки существует для детей. Как мы помним, в сказках оно играет важную роль. То здесь, то там раздается бой часов, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого – то события.  И поэтому когда дети к пяти годам внутренне уже готовы к тому , чтобы научиться сверять свою жизнь с ходом стрелок, необходимо показать детям время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год), что с течением времени все изменяется, научить детей не только, определять время по часам, но вместе с ними «перемещаться» из одной эпохи в другую и знакомить детей со свойствами времени, но и с историей, развитием жизни на планете Земля.

Цель проекта:

Создать практический материал для творческой организации занятий, дидактических игр при ознакомлении детей с важной составляющей жизни – времени.

Задачи проекта:

1.Сформировать у детей представления о времени.                                                

  2.  Показать детям время, его меры (минуту, час, сутки, неделю, месяц, год).     

3.  Показать  существенные характеристики времени (текучесть, непрерывность, необходимость).                                                                                                            4. Научить детей свободно оперировать этими понятиями, конкретизировать уже имеющиеся у детей представления, показывая многообразие признаков, свойств, характеристик времени.                                                                                                

5. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.

Участники проекта:

Заведующая детским садом, старший воспитатель, воспитатели старшей и подготовительной группы, дети (средней, старшей, подготовительной групп), музыкальный руководитель, сотрудники музея, фотодизайнеры салона «Константа»,  родители.

Время и место проведения:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №4 « Светлячок».                                                       С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности.                                    С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.

Организация деятельности участников проекта:

Руководитель проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу. Участие родителей детей средней и старших групп заключается в оказании помощи для создания «Лавки часовщика».

Методы и приемы:

·        Практические (творческие работы, экспериментальные работы).

·        Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).

Средства работы:

- технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр)

- методические разработки, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ»

Формы работы:

- коллективная (музыкальные, математические, конструирование – ручной труд, и познавательного цикла)

- групповая (продуктивно – творческая деятельность, развивающие игры)

              Содержание проектного исследования:

 

image


   Раздел программы

                         Формы и методы работы

image

Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий; наборов часов.

Организация консультации для родителей «Как наблюдать часы, не будучи несчастным».

Оформление родительских уголков.

 

  
 image
 
 image
 

Игровая деятельность            

 

 

 

Познавательное развитие                                                               

 

 

 

              

 

Конструирование – ручной труд    

                            Ознакомление с художественной литературой

 

 

Физическое развитие

Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами

Театрализованная деятельность

 

Рисование

Музыка 

 

 

 

Работа с родителями

                Iэтап - подготовительный

Создать условия для проведения проекта

 

 

 

 

Просвещать родителей

 

 

 

IIэтап - основной

Словесная игра «Назови соседей».

Дидактические игры «Хоровод времени», «»Чья неделька быстрее соберется», « «Цепочка времени», «Лавка древностей», «Короче – длиннее».

Экскурсия в музей. Занятие «Прошлое и настоящее часов».   Интегрированное занятие «Как считают и измеряют время».

Интегрированное занятие «Что мы знаем о часах».

Занятие «Ознакомление с длительностью 3-х минутного интервала»

Познавательное занятие «Часы»

 

Изготовление водяных часов; наглядных моделей часов Старика – годовика, Времен года, братьев Месяцев, гнома Тик – Така, Месяца.

Чтение и обсуждение сказки В. Даля «Старик – годовик», Т.А.Шорыгиной «Точные сказки»; чтение стихотворений Ю. Яковлева «Будильник», В. Берестова «Часы», М. Вишневской «Сутки», Т. А. Шорыгиной Хоровод месяцев», «Часы с боем», «Сегодня, завтра и вчера».

Подвижная игра «Часы», комплекс утренней гимнастики «Часики»

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о месяцах.

 

 

Развлечение «Делу время, потехе час».

Игра – драматизация для кукольного театра «Двенадцать месяцев».

 Игра «Радуга – дуга»                                                       

Игра – фантазия с использованием музыкального произведения В. Гаврилина «Часики»; песенка – игра «Гномики»; песенка «Часы» сл. В. Семернина, музыка Л. Бирнова.

Оформление вместе с родителями уголка «Лавка – Часики», альбома «Часы»

 

IIIэтап - заключительный

 

 Обработка и оформление материалов проекта.

 Анализ результативности.

Итоговое занятие «Заколдованные острова»

 

  Ожидаемые результаты:

·        Формирование у детей понятия «время».

·        Понимание выражения «время течет, все изменяется».

·         Умение детьми ценить время.

·        Закрепление у детей знаний об отношениях временной последовательности.

·        Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. 

·        Активное участие родителей в реализации проекта.

Ресурсы:

На реализацию данного проекта будут использованы средства из директорского фонда и собственные средства руководителя проекта.

Результат:

·        разработаны конспекты занятий познавательного цикла: «Часы», «Прошлое и настоящее часов», «Заколдованные острова», интегрированных занятий: «Как считают и измеряют время», « Что мы знаем о часах?», «Ознакомление с длительностью 3- минутного интервала;

·        оформлены дидактические игры «Хоровод времен времени года», «Чья неделька соберется быстрее», «Радуга – дуга», «Цепочка времен»;

·        проведены игра-драматизация «Двенадцать месяцев», развлечение «Делу время, потехе час»;

·        при активном участии родителей создана «Лавка Часовщика» и оформлен альбом «Часы»;

·        используя дидактическую игру в индивидуальной работе с детьми, выяснила следующее:

            у 67% детей сформировано понятие «время»,

            58% детей понимают выражение «время течет, все изменяется».