Исследовательский проект "Волшебная астрономия"

Ессер Галина Ивановна

                                                                Открылась, бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне дна.

Ломоносов М. В.

Постановка проблемы:

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает к себе внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных  восприятий к четким понятиям».

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия». К созданию проекта мы приступили еще и потому, что 2011 год объявлен Годом российской космонавтики.

Перед нами возникла проблема: Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

 

Цель проекта:

Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к  неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут, является источником познания и умственного развития дошкольников.

Задачи:

1. приобщить  детей к современным знаниям о Вселенной;

·2. способствовать осознанию детьми уникальности нашей планеты и важности ее изучения;

·3. сформировать представления о роли человека в изучении космического пространства;

·4. воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.

·   5. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.

Участники проекта:

Участники проекта: дети подготовительной группы МДОУ детский сад №4 «Светлячок», воспитатели подготовительной группы, старший воспитатель, заведующая детским садом, музыкальный руководитель, родители детей подготовительной группы, работники библиотеки имени С.П. Мосияша.

Время и место проведения:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №4 « Светлячок».                                                       С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности.                                    С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.

Организация деятельности участников проекта:

Руководитель проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу.

Методы и приемы:

·        Практические (творческие работы, экспериментальная работы).

·        Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).

 

Средства работы:

- технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр);

- методические разработки, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», «Расскажи детям о космосе» - карточки для занятий в детском саду и дома, О. А. Скорлупова «Покорение космоса», Москва, 2006, издательство Скрипторий;

- презентации о космосе.

Формы работы:

- коллективная (музыкальные, математические, конструирование – ручной труд, рисование и познавательного цикла)

- групповая (продуктивно – творческая деятельность, развивающие игры)

Содержание проектного исследования:

 

image


   Раздел программы

                         Формы и методы работы

image

Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий;

Оформление родительских уголков.

 

  
 image
 
 image
 

Игровая деятельность            

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие                                                               

 

 

 

                 Конструирование – ручной труд    

                            Ознакомление с художественной литературой

 

 

 

Физическое развитие

Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами

Театрализованная деятельность

 

Изобразительная деятельность

 

 

 

Музыка 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

                Iэтап - подготовительный

Создать условия для проведения проекта

 

 

 

 

                   IIэтап - основной

Дидактические игры: « Найди лишнее»; «Укрась слово»; «Дверная скважина»; «Звук потерялся»; «Что изменилось»; «Разведчики».

Строительная игра «Космодром».

Сюжетно – ролевая игра «Будущие космонавты»

Д/упражнения «Собери вещи в полет», «Подбери слово»

 

Экскурсия в библиотеку, экскурсия в школу №1 на урок астрономии;

Занятие «Земля - наш дом во вселенной», «Ракета летит к звездам», «Космическое путешествие», «Путешествие на неизвестную планету», «Мы летим в космос», «Солнце и планеты».

 

 

«Наш космический корабль»

 

К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», В Кащенко «Найди созвездия», В.Бороздин «Первый в космосе», К. Порцевский «Моя первая книга о космосе», Энциклопедия «Юный эрудит», Картины Ю. Копейко «Космос»,                   А. Гурштейн «Люди и звезды».  Стихи о космосе.

Спортивное развлечение «Путешествие к разноцветным планетам»

Загадки о космосе.

 

 

Тетрализованное представление «Покрутите пестрый глобус».

 

Занятия по рисованию «Путь к звездам», «Лунный пейзаж».

Занятие по аппликации + рисование «Космический коллаж».

 

Слова и музыке Е. Соколовой «Сказка, сказка приходи!», русская народная музыка « Во дворе то калина», песня «Первый снег» музыка н. Тимофеевой, слова В.Приходько, слова Е. Авдиенко музыка Варламова «Пин и Гвин», «Мелодия для танцоров» (Китай) народная, музыка А. Киселева слова А.Меньшова «Мама».

 

Информационный листок для родителей «Покорение космоса».

 

 

 

IIIэтап - заключительный

 

 Обработка и оформление материалов проекта.

 Анализ результативности.

 

 

 Ожидаемые результаты проекта:

Повышение квалификации воспитателей.

Распространение передового педагогического опыта.

Положительные отклики родителей.

Любознательность, познавательная активность детей.

Изготовить руками детей альбом «Мир глазами детей».

Изготовить книгу - высказываний детей о космосе, альбом «Волшебная астрономия».

 Результаты проекта.

У детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся  знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.
По итогам можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Изготовили руками детей альбом «Мир глазами детей».

Изготовили альбом «Волшебная астрономия».