Исследовательский проект "Волшебная астрономия"
Открылась, бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Ломоносов М. В.
Постановка проблемы:
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает к себе внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия». К созданию проекта мы приступили еще и потому, что 2011 год объявлен Годом российской космонавтики.
Перед нами возникла проблема: Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель проекта:
Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.
Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут, является источником познания и умственного развития дошкольников.
Задачи:
1. приобщить детей к современным знаниям о Вселенной;
·2. способствовать осознанию детьми уникальности нашей планеты и важности ее изучения;
·3. сформировать представления о роли человека в изучении космического пространства;
·4. воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
· 5. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Участники проекта:
Участники проекта: дети подготовительной группы МДОУ детский сад №4 «Светлячок», воспитатели подготовительной группы, старший воспитатель, заведующая детским садом, музыкальный руководитель, родители детей подготовительной группы, работники библиотеки имени С.П. Мосияша.
Время и место проведения:
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №4 « Светлячок». С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности. С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.
Организация деятельности участников проекта:
Руководитель проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу.
Методы и приемы:
· Практические (творческие работы, экспериментальная работы).
· Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).
Средства работы:
- технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр);
- методические разработки, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», «Расскажи детям о космосе» - карточки для занятий в детском саду и дома, О. А. Скорлупова «Покорение космоса», Москва, 2006, издательство Скрипторий;
- презентации о космосе.
Формы работы:
- коллективная (музыкальные, математические, конструирование – ручной труд, рисование и познавательного цикла)
- групповая (продуктивно – творческая деятельность, развивающие игры)
Содержание проектного исследования:
Раздел программы | Формы и методы работы | |||||||
Подбор наглядно –дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий; Оформление родительских уголков.
Игровая деятельность
Познавательное развитие
Конструирование – ручной труд Ознакомление с художественной литературой
Физическое развитие Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами Театрализованная деятельность
Изобразительная деятельность
Музыка
Работа с родителями | Iэтап - подготовительный Создать условия для проведения проекта
IIэтап - основной Дидактические игры: « Найди лишнее»; «Укрась слово»; «Дверная скважина»; «Звук потерялся»; «Что изменилось»; «Разведчики». Строительная игра «Космодром». Сюжетно – ролевая игра «Будущие космонавты» Д/упражнения «Собери вещи в полет», «Подбери слово»
Экскурсия в библиотеку, экскурсия в школу №1 на урок астрономии; Занятие «Земля - наш дом во вселенной», «Ракета летит к звездам», «Космическое путешествие», «Путешествие на неизвестную планету», «Мы летим в космос», «Солнце и планеты».
«Наш космический корабль»
К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», В Кащенко «Найди созвездия», В.Бороздин «Первый в космосе», К. Порцевский «Моя первая книга о космосе», Энциклопедия «Юный эрудит», Картины Ю. Копейко «Космос», А. Гурштейн «Люди и звезды». Стихи о космосе. Спортивное развлечение «Путешествие к разноцветным планетам» Загадки о космосе.
Тетрализованное представление «Покрутите пестрый глобус».
Занятия по рисованию «Путь к звездам», «Лунный пейзаж». Занятие по аппликации + рисование «Космический коллаж».
Слова и музыке Е. Соколовой «Сказка, сказка приходи!», русская народная музыка « Во дворе то калина», песня «Первый снег» музыка н. Тимофеевой, слова В.Приходько, слова Е. Авдиенко музыка Варламова «Пин и Гвин», «Мелодия для танцоров» (Китай) народная, музыка А. Киселева слова А.Меньшова «Мама».
Информационный листок для родителей «Покорение космоса». | |||||||
|
IIIэтап - заключительный | |||||||
| Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности.
|
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение квалификации воспитателей.
Распространение передового педагогического опыта.
Положительные отклики родителей.
Любознательность, познавательная активность детей.
Изготовить руками детей альбом «Мир глазами детей».
Изготовить книгу - высказываний детей о космосе, альбом «Волшебная астрономия».
Результаты проекта.
У детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.
По итогам можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.
Изготовили руками детей альбом «Мир глазами детей».
Изготовили альбом «Волшебная астрономия».