Консультация "Организация познавательных досугов"
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В старшем дошкольном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в развитии ребенка. В сознании детей пяти лет уже накоплен значительный информационный багаж. Его содержание (знания, отдельные понятия, представления о мире) играет существенную роль в умственном развитии ребенка, так как является своеобразной «материальной базой», на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов.
Итак, у детей 5-6 лет наблюдаются:
- Стремление расширить познаваемые горизонты действительности, т.е. свой кругозор.
- Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
- Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
В познавательном арсенале старшего дошкольника имеются различные средства и способы познания мира:
1) через действия, через собственный практический опыт (этим он владеет достаточно хорошо);
2) посредством слова, т.е. через рассказы взрослых (этот способ уже ребенку знаком, продолжается процесс его совершенствования);
3) благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием как новым источникам знаний.
Повышение уровня развития интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) у ребенка 5-6 лет способствует тому, что он более осознанно и глубоко воспринимает, постигает и разбирается в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире. Ребенка этого возраста интересует практически всё.
Уровень психического и интеллектуального развития дошкольников позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких важных для человека понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы». На данном возрастном этапе можно говорить о приобщении детей к вышеназванным сложным понятиям, которое происходит не на уровне их осмысления, а через накопление в сознании каждого ребенка конкретных сведений и фактов о них.
Чтобы предупредить перегрузку его сознания сложной преждевременной информацией, педагоги должны придерживаться четких требований при отборе познавательного содержания.
В условиях детского сада познавательную деятельность можно реализовать в форме досуга. Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью.
Потребность в отдыхе – это биолого-физиологическая потребность детского организма, и досуг выступает как средство удовлетворения этой потребности.
Совместная работа при организации досугов формирует ценностно-ориентированное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональный фон.
Привлечение родителей позволяет научить их правильно заниматься с детьми в свободное время и выходные дни, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, культурный досуг детей, а главное – сближает детей и родителей на основе совместной деятельности.
Интеллектуально-познавательные досуги, проводимые с детьми старшего дошкольного возраста, развивают познавательный интерес. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка досуги, отвечающие следующим требованиям:
1. Способность пробуждать непосредственный интерес у детей.
2. Обеспечивать детям возможность проявлять свои способности.
3. Вовлекать ребенка в соревнование с другими детьми.
4. Предоставлять самостоятельность в поиске знании, в формировании умении и навыков.
5. Обеспечивать доступность для ребенка в игре (досуге) источников новых знании, умении и навыков.
6. Поощрять за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре (досуге), сколько за демонстрацию в ней новых знании, умении и навыков.