предметно-развивающая среда моей группы
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда моей группы
Банникова Светлана Викторовна
МДОУ №235, г. Красноярск
Воспитатель высшей квалификационной категории
В мою группу поступают дети, имеющие нарушение зрения (косоглазие и амблиопию). Поэтому предметно-игровую среду своей группы я организовала таким образом, чтобы каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получил бы множество вариантов для своего развития. При этом учитывала несколько принципов – стабильности-динамичности, гибкого зонирования, эмоциогенности среды, открытости-закрытости, половых и возрастных различий, принцип эстетической организации среды.
Все оформление группы выдержано в едином стиле. Пособия яркие, крупные, безопасные, доступные детям, имеющим нарушения зрения. Много коррекционных-развивающих игр, способствующих развитию прослеживающей функции глаза, глазомера, развитию зрительного восприятия и мелкой моторики. Дети очень любят заниматься с такими играми и индивидуально, и небольшими подгруппами – это и познавательно, и интересно, и полезно.
В группе каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства. Элементы культуры – музыкальный уголок, театральная ширма, уголок рисования – входят в дизайн группы. Обязательно устраиваем выставки детского творчества (рисунков, поделок), с уважением относимся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, “драгоценные” для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.
Принцип гибкого зонирования позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: музыкой, рисованием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.
При создании предметно-развивающей среды для сюжетных игр я учитывала то, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время чтения художественной литературы, наблюдений. Поэтому игровая среда в моей группе гибкая и видоизменяющаяся. Я постоянно вношу в нее изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей, периода обучения, возрастных особенностей.
Если в группе больше мальчиков, то я оборудую группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.
В группе мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, пуфики, табуреточки. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Содержание предметно-развивающей среды в моей группе соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.
Созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Используемая литература:
Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.