Особенно понимаешь, какая пропасть разделяет тебя и ученика только тогда, когда речь идет о произведениях, требующих бережного, деликатного, вдумчивого подхода, всестороннего осмысления и , что предельно важно, философского взгляда на мир. Не секрет, что у каждого словесника есть свои любимые писатели, которыми утешается сердце. Для меня это триада: Лермонтов, Блок и Маяковский. Блока люблю за его пронзительную всемирную грусть, вдохновенную космическую мечтательность, замирье. "Девушка пела в церковном хоре..." Вместе с девушкой поет и моя душа. В таком приподнятом настроении веду урок.
Пишу стихи. Хорошие или плохи - не знаю. Просто пишу. Если кому-то понравится, буду рада.
***
На даче среди старых книг нашла маленькую, потрепанную книжечку Валерия Аграновского "Вечный вопрос". Решила, чтобы скоротать время в дороге, прочесть. И прочла, и удивилась безмерно. Речь шла о школе в поселке Басандайка, что в четырех километрах от Томска, и о её директоре, Юрии Павловиче Кардашове. И вот в этой школе ему в 1965 году удалось реализовать большинство тех идей, из-за которых ломают сейчас копья.
Банальная история. Приходит классный руководитель и просит назначить время для аттестации учащегося. С трудом выкраиваю это время, готовлю материалы, жду. Жду десять минут, полчаса, час - никто не приходит. Никто даже не звонит, чтобы предупредить. Почему? Не знаю. Вероятно, потому, что учитель (это общеизвестно) - профессия круглосуточная. Примерно, как дружба или любовь. В порядке вещей звонить домой поздно вечером, или ночью, или в воскресенье. Странная ситуация: с одной стороны - педагог всем нужен, с другой - всем должен.
Учебный год почти подошёл к концу. Последние уроки даются особенно трудно. У десятиклассников нет сил учиться, у меня - учить. Неторопливо беседуем о "Фаусте ". До этого о "Страданиях молодого Вертера". Как-то незаметно разговор перешел на немецкую классическую философию, а потом и философию вообще. Реакция разная: кто-то слушает, кто-то слушает с интересом, кто-то откровенно томится. Натыкаюсь на взгляд, хороший такой взгляд, открытый, нахальный. Просто Остап Бендер с его нахальным и чистым взором. Поднимает руку, спрашивает: "А собственно это нам зачем? " А и правда, зачем?
Мне сегодня особенно грустно. Ноет сердце и холод в груди.
Поменять место жительства можно - от себя невозможно уйти.
Невозможно сбежать от разлуки, от отчаянья мертвенных глаз,
От сердечной пронзительной муки, от скрывающих истину фраз.
И улыбку надев, словно маску, я опять, стиснув зубы, смеюсь
И в отчаянья чёрную краску лью терпения светлую грусть.
Перечитывала книгу В.Леви "Нестандартный ребенок" и обратила внимание на высказывание Я Корчака: " Единственная моя ошибка, что подозреваю родителей в способности логично мыслить". Простая истина, но до меня она дошла ой как нескоро. Действительно, разговаривая с родителями, мы почему-то убеждены, что наши выводы и логические схемы способы убедить их. Только отчего мы в этом уверены? Папы и мамы принимают своего ребенка таким, какой он есть, со всеми недостатками (на наш взгляд). И эти недостатки большей частью порождены семейной атмосферой.