Данная работа является исследованием имен прилагательных, обозначающих цвет, в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Вложение | Размер |
---|---|
vagner_npk.docx | 40.86 КБ |
XI ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«Первые шаги в науку – ЮНИОР – 2019»
Секция: Современная и классическая литература
Цветные имена прилагательные в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Выполнила : ученица 6.Б класса
Вагнер Юлия.
Проверила:
учитель русского языка
и литературы : Зайцева Л.Ю.
Лесосибирск 2019
Содержание
Вступление
I Биография Н.В.Гоголя
II Цветовые символы Славянской мифологии
III Классификация имен прилагательных, обозначающих цвет
IV Роль цветных прилагательных в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя
Заключение
Литература
Приложение
Цель исследовательской работы : определить, какую роль играют цветные прилагательные в повести «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя.
Задачи:
1 Изучить биографию Н.В. Гоголя.
2 Прочитать текст повести « Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя
3 Составить классификацию использования писателем прилагательных, изображающих цвет.
4 Сравнить данные цветов Славянской мифологии и классификации цветных прилагательных из повести
Гипотеза: использование цветных прилагательных в повести « Ночь перед Рождеством» указывает на знание писателем духовной жизни и культуры украинского народа, особенностей нации.
Субъект исследования: Повесть «Ночь пред Рождеством» Н.В. Гоголя
Объект исследования: имена прилагательные, обозначающие цвет, в повести «Ночь перед Рождеством»
Актуальность исследования: в настоящее время перед подростками возникает серьезная нравственная проблема, насколько хорошо мы знаем духовную жизнь, обычаи, нравы, культуру славянских народов: украинцев, белорусов и русских. Данное исследование помогает восполнить недостающую информацию о культуре украинского народа.
Методы :
1 Классификация
2 Исследовательский
3 Сравнения
Вступление
Николай Васильевич Гоголь был поистине гениальным писателем.
Герои его произведений выражены ярко, и каждый из них имеет неповторимый характер. Его произведение «Ночь пред Рождеством» замечательное тому подтверждение. Однако для того чтобы так точно и умело описать героев книги и мир вокруг них, писателю не обойтись без большого количества прилагательных, которые помогают читателю представить картину происходящего как можно более полной. Важная роль среди них отводится так называемым «прилагательным цвета», о которых и пойдёт речь.
Безусловно, эта работа интересна и познавательна, так что вся её трудоёмкость и сложность компенсируется своим результатом.
Выбранная нами тема помогает читателю лучше «узнать» произведение, понять замыслы писателя, незаметные для невооружённого взгляда. При более кропотливом изучении всех видов «маскировки» истинного смысла и идеи книги можно будет более чётко сопоставить обстоятельства написания произведения и его глубокий смысл.
Всем известно, что Гоголь не сам придумывал сюжеты для своих повестей. По переписке он просил свою мать писать ему об украинских обычаях и преданиях, материал которых впоследствии стал для Николая Васильевича отправным пунктом, основой для написания повести «Ночь перед Рождеством» .
В наше время перед подростками возникает вопрос: насколько хорошо мы знаем культуру славянских народов: украинцев, белорусов и русских. Данная работа поможет немного восполнить недостающую информацию о мастерстве писателей Великороссии, яркости и самобытности обычаев и устоев украинского народа.
I Биография Н.В. Гоголя
Великий русский писатель родился в Полтавской губернии, в семье Гоголей —
Яновских, получивших дворянство два поколения назад. Его отец был чиновником, который занимался литературой, а также служил директором и драматургом домашнего театра бывшего екатерининского вельможи Дмитрия Трощинского. Мальчика отдали в гимназию высших наук в Нежине, где он провел семь лет.
В 19-летнем возрасте Гоголь переезжает в Петербург, вскоре поступает на государственную службу и сближается с кругом Жуковского и Пушкина. Затем его устраивают на должность учителя в Патриотическом институте, а спустя несколько лет он получает должность адъюнкта на кафедре истории в Петербургском университете. В 1831–1832 годах выходят его «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые производят большое впечатление на читателя своим национальным колоритом и юмором. С этого времени слава Гоголя как писателя начинает расти.
Некоторое время Гоголь занимал кафедру истории в Петербургском университете, однако быстро отказался от этой должности, считая ее не по силам. В 1836 году он уехал за границу, где с перерывами жил около десяти лет. Там он закончил первый том «Мертвых душ». В 1845 году его настигает душевный кризис, в период которого он сжигает второй том рукописи этой книги. Сначала Гоголь хочет уйти в монастырь, однако потом решает служить Богу на поприще литературы.
В 1848 году он отправляется поклониться Гробу Господню в Палестину, а затем окончательно возвращается в Россию. Живет он у родственников и друзей, при этом его душевное состояние остается крайне противоречивым. В последние месяцы жизни влияние на Гоголя оказывал ржевский протоиерей Матфей Константиновский, который требовал от него, в частности, «отречься от Пушкина». Скончался Гоголь, истощенный физически и духовно, в возрасте 42 лет.
II Символы цвета в Славянской мифологии
В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением.
Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.
Немного символами цвета занимался исследователь мировоззрения древних Славян М.В.Попович. Нам интересны не только символы цвета, используемые в одежде древними Русичами, но и цветовая символика, используемая в мифах, былинах, сказках.
Белый
Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел.
Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало.
В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил.
Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое.
В мифах часто встречаются фразы: «бел шатёр» – для обозначения славянского воинства, «белые руки» – для отмежевания славянина от печенега. Эпитет реки Дунай – «белая река». Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» – всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» – постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.
«Бел – горюч камень» (Алатырь) – в мифологии священное чистое место.
«Палаты белокаменные» – чистое, светлое, надежное жилое место.
В народном календаре «белые» дни – это масленичные дни у сербов и македонцев («белая неделя»); святочные дни (когда нет поста) в Сербии и Поморавье («белые дни»); Страстная неделя у украинцев и белорусов (Бiлий тиждень, Бiела няделя); Страстная суббота у хорватов, словенцев, чехов и словаков («Белая суббота»).
Рубаха белого цвета, использовалась Славянами в религиозно – обрядовых целях, например, одевалась перед битвой под кольчугу или без оной, просто на чистое тело.
Черный
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет – это и отрицание земного тщеславия и великолепия.
Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею “ничто”, ничто как абсолютный отказ, как смерть или как “нет” в боевом протесте (как концентрированный сгусток агрессивного упорства). Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия.
Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью (выступает как знак траура; ср.: в семьях, где был траур, пасхальные яйца красили в черный или другие темные – зеленый, фиолетовый, синий – цвета).
Черного цвета обычно персонажи Пекельного мира (появляются также в виде черного животного или предмета): банник, овинник, полевой дух «удельница» (рус.). В черного коня превращается волкодлак (серб.), вампиры мучают людей, обратившись в черную курицу (словен.), ведьмы превращаются в черных кошку, собаку, свинью (о.-слав.). Появление черного животного после смерти чародея – свидетельство того, что из него вышел Вий (серб.).
В магической практике (апотропейной, любовной, лечебной) использовались предметы черного цвета, например: нож в черных ножнах как защита от испуга (серб.), от моры (словен.); черный терновый шип забивали мертвецу под ноготь, чтобы не ходил (серб.); кость черной собаки отпугивала вештицу (серб.); черную курицу обносили вокруг посевов от града (серб.)
Символом Чернобога является чёрный цвет. Он олицетворяет совокупность всех тёмных сил Пекельного царства.
В мифологии эпитетами чёрного цвета обозначали: «Чёрная рать» – вражеское войско, « Чёрная река» – несущая смерть, «Чёрный камень» – вход в Пекельное царство, «Чёрный ворон» – предвестник смерти и т.п.
«Чёрный бархат», «Чёрные соболя» – чёрный цвет здесь выступает как показатель богатства, дородности персонажа.
Обережная тесьма, как в прочем и одежда чёрного цвета не использовалась в обрядовой деятельности. В быту же символического цвета не имела.
Красный
Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти.
Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно – белая) отсюда былинное «красно молодец», а в значение «красна девиц» – красивая.
Красный – Цвет жизни, огня, плодородия, здоровья и вместе с тем – хтонических персонажей (красную одежду или шапку носят домовой, водяной, шуликуны; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, шуликунов, русалок). Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное (пасхальное) яйцо, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега.
Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.
«Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.
Выбор одежды красного тона характеризует тот факт, что хозяин уверен в себе.
Синий
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета, синий цвет воздействует “сдерживающе” и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.
Синий цвет связан с «мёртвой водой». Загадочные «синие молнии» и «синее вино» также имеют символический смысл и соотносятся с половцами. Черные тучи, идущие с моря, – это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии – это сверкающие половецкие сабли. Синий это цвет моря. «Глубокое синее море» – там водится чудо – юдо рыба кит.
Остров Буян. И этот эпитет обозначает задумчивую, мудрую бесконечность.
Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Зеленый
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и ревность. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.
Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное – это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.
Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).
В то же время зеленый цвет – атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
«Зелёный сад» – в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
«Глухоморья зелёного» – обычно этот оборот близок по значению с таким как «В тридевятом царстве» то есть очень далеко.
«Зелено вино» – хлебное молодое вино. Близко по семантическому значению «зелёный змей» – сильное, до галлюцинаций опьянение.
В Белоруссии в национальной одежде преобладает зелёный цвет.
Символ вечнозелёной природы.
Желтый (золотой)
Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.
Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».
Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи – «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка).
Цветовой Символ Дажьбога – золото. Это связано с тем, что Дажьбог – это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.
«Желтые кудри» в мифологи используются для обозначения персонажа, как Славянина.
Выбор одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В.Попович считает, что в одежде золотой цвет связан – с идеей сакральности, с блеском и славой. Белый близок золотому как его смысловой нюанс.
Серебро
Серебряный – цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть – старили.
Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали посуду из серебра.
Именно серебро – металл богини Лели. Он символизирует любовь, которая, по определению, истинная и, соответственно, мудрая.
По преданиям, серебряного оружия боялись существа, относящиеся к Дасуням по своей сути.
На одежде серебряную тесьму часто носили волхвы, проводящие праздники.
Серый
Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность.
В мифологии эпитетом «серый» могут наделить и зайца и волка.
С одной стороны – трусливый зверёк, а с другой – хищник, и обоих наделяют одним и тем же эпитетом. Это связано с умением зверей сливаться с окружающим их миром.
Серый – цвет Стрибога. Он максимально точно характеризует нейтралитет, цветовую незаметность ветра.
Серые цвета в одежде предпочитают те, кому присуща повышенная чувствительность или грубость.
Голубой
Голубой – день, небо, жизнь.
Сварог – небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог – это поднебесный князь.
Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета.
По голубому цвету глаз Славяне выделялись из других народностей.
Коричневый
Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй – кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом – это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей.
III Классификация имен прилагательных, обозначающих цвет
№ | Имена прилагательные, указывающие на цвет | Примеры из текста |
1 | ясный | Ясная ночь |
2 | синий | Синем тулупе |
3 | чёрный | Чёрными смушками |
4 | чёрный | Чёрным пятнышком |
5 | белый | Белому свету |
6 | Синий | Синем сюртуке |
7 | белый | Белом свете |
8 | синий | Синей китайки |
9 | Блестящий чёрный | Блестящими чёрными очами |
10 | чёрный | Чёрные брови |
11 | чёрный | Чёрные косы |
12 | красный | Красным мелком |
13 | смугловатый | Смугловатое лицо |
14 | белый | Беленькими ножками |
15 | красный синий | Красные и синие цветы |
16 | золотой | Золотую кузницу |
17 | серебряный | Серебряными молотами |
18 | яркий | Яркую плахту |
19 | синий | Синюю юбку |
20 | золотой | Золотые усы |
21 | золотой | Золотыми галунами |
22 | чёрный | Чёрную кошку |
23 | серебро | Серебряным полем |
24 | хрустальный | Хрустальными звёздами |
25 | чёрный | Чёрными очами |
26 | серебряный | Серебряном тумане |
27 | жёлтый | В жёлтых сапожках |
28 | золотой | В золотых мундирах |
29 | Голубой | Голубыми глазами |
30 | белый | Белых намитках |
31 | Зелёный жёлтый | В зелёных и желтых кофтах |
32 | синий | В синих култушах |
33 | золотой | С золотыми усами |
34 | красный | Красною краско |
35 | зелёный | Зелёную краскою |
36 | красный | С красными цветами |
Выводы:
Чёрный-7
Синий-5
Белый-4
Красный-4
Золотой-5
Ясный-1
Блестящий-1
Зелёный-2
Смуглый-1
Серебряный-2
Яркий-1
Жёлтый-2
Хрустальный-1
Голубой-1
IV Роль «цветных» прилагательных в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
В русской литературе особое место принадлежит творчеству Н. В. Гоголя. При
прочтении повести ‘’Ночь перед Рождеством’’ из сборника ‘’Вечера на хуторе близ Диканьки’’ я обратила внимание на прилагательные, которые обозначают цвет. Удивительным мне показалось то, что в одной и той же повести встречаются одни и те же цвета . Но цвета обозначают расцветку разных предметов. Именно это меня заинтересовало. Чтобы понять содержание текста и определить роль ,,цветных’’ прилагательных, я выбрала словосочетания с прилагательными, указывающими на цвет, и составила таблицу.
Если учесть данные славянской мифологии, чёрный цвет символизирует неуверенность и отклонение от норм, цвет скорби.
У Н. В. Гоголя чёрный цвет превалирует в словосочетаниях: чёрными смушками, чёрным пятнышком, чёрные брови, чёрные косы, черные очи, чёрная кошка. Создаётся впечатление, что чёрный цвет, наоборот, указывает на молодость и красоту героинь. Только ,,чёрная кошка”- представитель мистических легенд , напоминание о нечистой силе, ведьме. Но черная кошка легкая в прыжках, грациозна. Ею невольно любуешься. Почему Н. В. Гоголь смело использует этот цвет? По моему мнению, это просто увлечение писателем мистикой и украинскими легендами.
Не менее популярен в повести синий цвет. Опять же обратимся к славянской мифологии:
Синий - | цвет Нави, волшебства, тайны, сна, грядущего и ушедшего, зимы и мрака, после которых обязательно придет весна и свет. У Гоголя этот цвет встречается в словосочетаниях: синий тулуп, синий сюртук, синяя китайка, синяя юбка, синие кунтуши. Если внимательно понаблюдать за словосочетаниями, можно сделать вывод, что синий цвет указывает на одежду. На Украине синий цвет очень популярный, он олицетворяется с цветом тёмного неба и весенних цветов. Судя по тексту, Гоголю этот цвет очень нравится. Стоит обратить внимание и на красный цвет. В мифологии славян красный- цвет любви, постоянства, совершенства, защищает от всего недоброго и злого. Цвет Прави. Цвет священной крови, геройства, доблести, красоты. Основной закон мироздания Юг. |
У Гоголя этот цвет встречается в словосочетаниях: красный шёлк, красные цветы, красная краска. Не удивительно, что прилагательное красный указывает на цвет цветов на сундуке, который Вакула готовит в подарок любимой Оксане. Именно любовь заставляет Вакулу расписывать сундук такими цветами.
Далее, поскольку красным шёлком вышивали одежду только богатые, состоятельные люди, то мы наблюдаем, что Оксана принадлежит к богатому сословию, она паночка. А красный шёлк на сорочке больше напоминает весенние цветы, указывают на её молодость. Красная краска на дверях и окнах хаты Вакулы говорит о том, что круг всегда оберегал от нечистой силы. Следовательно, хата молодого порубка обведёна не только кругом, но и красной краской по нему. Недобрая сила не способна совершать зло над хозяевами. Красный цвет является двойным оберегом.
Многими писателями русской литературы широко используется зеленый цвет. Из мифологии:
Зеленый - | развитие, юность, рост, надежда, несовершенство, спокойствие, духовность. Ассоциируется с природой и жизнью. Зарождение жизни. |
Зелёный цвет в повести Гоголя встречается два раза: в зелёных кофтах, зелёною краской. Поскольку по славянской мифологии зелёный цвет ассоциируется с зарождением жизни, ростом, юностью и развитием, то девушки в зелёных кофтах- олицетворение начала жизни. Энергия красавиц бьёт ключом, они способны на неосознанные поступки, свойственные в основном молодым. Этот цвет безумно идёт юным украинкам.
А вот зелёной краской кузнец Вакула рисует на картине. Конечно, это зелёные ветки деревьев, сочная трава. На картине зелень яркая, которая бывает в начале весны и летом. Вакула очень молод, крепок, силён, полон жизни. Следовательно, и на его картине зелёный цвет указывает на зарождение жизни, энергию и расцвет.
Еще один цвет встречается у Н.В.Гоголя –золотой.
Золотой - | цвет высшей гармонии, цвет всея богов (семицветие богов). |
Николай Васильевич Гоголь в своей повести цвет золотой использует при описании одежды, частей тела, кузницы: золотыми галунами, золотую кузницу, золотые усы.
Золотая кузница обозначает прямое значение – сделанная из золота. Это явно преувеличение, кузница не может быть сделана из чистого золота. Может, автор имел в виду, что кузница приносит доход хозяину.
Золотые галуны - украшение на одежде, оно по цвету напоминает золото. Безусловно, такие украшения могли позволить себе только богатые и обеспеченные люди.
Золотые галуны можно было видеть у щеголихи Солохи на юбке. Данное украшение опять же напоминание цвета золота. Что-то наподобие золота. Зрелая Солоха могла позволить себе пококетничать в такой «стильной» одежде. Ее красота еще в силе, она способна сразить наповал и пана сотника, и дьячка.
В золотых мундирах ходят генералы из свиты царицы во дворце. У них множество медалей на груди и золотых пуговиц на мундире. Но это не показатель духовности высших по званию, к сожалению, они не произносят ни одного слова в присутствии императрицы.
Здесь можно сделать вывод, что золотой цвет не имеет указания на славянскую мифологию писателем Гоголем , здесь золотой цвет указывает на социальное сословие, а не на духовную гармонию.
Серебряный цвет в повести встречается всего три раза: серебряный молот ,серебряный туман, серебряное поле.
Серебряные молоты использованы Н.В.Гоголем для того , чтобы создать обстановку богачества, потому что существует в речи сочетание слов – золото и серебро.
Серебряный снег указывает на белый снег ночью, он слегка сверкает под луной. Следовательно, больше похож на серый цвет. Здесь нет указания на драгоценный металл.
Точно так же и использовано прилагательное в словосочетании серебряный туман. Туман всегда белесого цвета, а ночью он серый. Опять же показаний славянской мифологии Гоголь не придерживается.
Редко встречаются у писателя цвета: голубой (голубыми глазами), блестящий (блестящими очами),яркий(яркая плахта),смугловатый ( смугловатое лицо),хрустальный(хрустальные звезды).
У древних славян объясняется только голубой цвет:
Голубой- небо и чистота помыслов.Сварог. Всязь с умершими, ушедшим. Мудрый.
Голубые глаза мы видим в повести у самой государыни, царицы. Данным цветом глаз Гоголь
указал на возвышенность особы при дворе, чистоту ее помыслов. Глаза императрицы небесного цвета, голубой цвет присутствует на иконах, ризницах. Не случайно, царица помогает Вакуле в его любви, отдав со своей ноги черевички.
Остальные цветные прилагательные в повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя указывают в основном на оттенки цветов. Да и цветами их трудно назвать.
Ясный – прозрачно-белый
Яркий- пестрый, сочный, насыщенный
Блестящий-золотой, серебряный
Смугловатый-темно-серый, темно-коричневый
Хрустальный-светло-белый.
Я считаю, что Гоголь Н.В. использует эти оттенки цветов, не конкретные, порой размытые, едва уловимые, плохо различимые, потому что у него в повести много мистического, неопределенного, фантастического и нереального.
При работе с текстом и определением значений цветных прилагательных я пришла еще к одному выводу: Талантливый писатель описывает цветными прилагательными в основном природу-9% слов, описания жилища, интерьер 7% слов, описания одежды-7% слов, описания лица героев -9% слов.
Это еще раз подтверждает, что писатель хорошо знал быт и традиции украинского народа, особенности нации, духовную жизнь и культуру Украины. Украинский народ-народ самобытный, признающий свои обычаи, культуру, знающий требования к национальному костюму, декору, веяния моды. Народ эмоциональный, колоритный, поэтому и цветовая гамма повести «Ночь перед Рождеством»такая яркая, насыщенная, наполненная обилием красок.
Заключение
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
В одной и той же повести встречаются не один раз одни и те же цвета. Но цвета обозначают расцветку разных предметов( элементов интерьера, описания лица, описания одежды)
Редко в повести встречается цвет голубой, потому что это разновидность синего цвета.
Есть у писателя группа прилагательных , обозначающих необычные оттенки: смугловатый ясный, блестящий, прозрачный. Гоголь Н.В. использует эти оттенки цветов, не конкретные, порой размытые, едва уловимые, плохо различимые, потому что у него в повести много мистического, неопределенного, фантастического и нереального.
Талантливый писатель описывает цветными прилагательными в основном
- природу-9% слов,
- описания жилища, интерьер 7% слов,
- описания одежды-7% слов,
- описания лица героев -9% слов.
Писатель хорошо знал быт и традиции украинского народа, особенности нации, духовную жизнь и культуру Украины. Украинский народ-народ самобытный, признающий свои обычаи, культуру, знающий требования к национальному костюму, декору, веяния моды. Народ эмоциональный, колоритный, поэтому и цветовая гамма повести «Ночь перед Рождеством» такая яркая, насыщенная, наполненная обилием красок.
Цветные прилагательные в повести помогают понять характер героев, их духовный мир и в некоторых случаях, предназначение в жизни.
V Литература
Как нарисовать ветку ели?
Композитор Алексей Рыбников
Пчёлки на разведках
Сказка про Серого Зайку
Рисуем ананас акварелью