Цветовая гамма в рассказах А.М. Бондаренко играет огромную роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста, именно через цвет определяется авторское отношение к героям собственных рассказов.
Данная Работа заняла второе место в Краевом конкурсе исследовательских работ "Моё Красноярье" в 2012 году.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsveta_v_rasskazah.doc | 234 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА»
(МКОУ «ООШ №5»)
40 лет Октября ул., д.12, Лесосибирск, 662546
Тел. (39145) 3-43-83 Факс (39145) 3-37-37. Е-mail: ou5@mail.ru
Роль цвета в рассказах
А.М.Бондаренко
Научно-исследовательская работа
Выполнили: уч-ся 8А кл.
МКОУ «Основная школа №5»
г.Лесосибирска
Таховеева Карина Энэсовна,
27 октября 1997г.
Таховеева Диана Энэсовна,
27 октября 1997
ул. Ленинградская, 13б — 4
индекс 662546
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
МКОУ «Основная школа №5»
г.Лесосибирска
Зайцева Людмила Юрьевна
г. Лесосибирск – 2012
Содержание
Введение.....................................................................................2
Заключение…………………………………………………..20
Библиография……………………………………………..…21
Приложения……………………………………………….…22
Введение
Цветовая гамма в рассказах А.М. Бондаренко играет огромную роль в раскрытии идейно-художественного содержания текста, именно через цвет определяется авторское отношение к героям собственных рассказов.
Предмет исследования:
Рассказы А.М.Бондаренко о природе.
Объект исследования:
-цветовая гамма
-идейно-художественное содержание рассказов А.М.Бондаренко.
Цель:
Определить, какую роль играет цветовая гамма в раскрытии идейно-художественного содержания рассказов А.М. Бондаренко.
Задачи:
Методы:
Гипотеза:
Цвет играет огромную роль в раскрытии идейно-художественного содержания рассказов, показывает авторское отношение к героям рассказов.
"Бондаренко Алексей Маркович (1946), прозаик. Родился в селе Маковском Енисейского района Красноярского края. Первый рассказ опубликован в журнале "Дальний Восток". Член Союза писателей. Живет в с. Озерном Енисейского района.
Страстная любовь художника к своей Родине, ее людям, родной природе проходит красной нитью в его творчестве. В своих художественных произведениях он не только воспевает красоту суровой сибирской земли, не только людей сильных, мужественных и красивых, но и борется за экологию родного края в своих очерковых произведениях. В Красноярском книжном издательстве "Гротеск" вышла книга очерков "Лесная быль", где писатель рассказывает о лесоводах края, которые охраняют и преумножают лесные богатства нашего края.
Писателем создана творческая общественная организация "Истоки", которая занимается объединением, развитием и пропагандой творчества молодых авторов. Под его руководством создана литературная газета "Глаголъ", в которой он и редактор, и корреспондент, и корректор. Но он старается привлечь к этой работе творческую молодежь. Большую помощь оказывает работе центров культуры г. Енисейска и Енисейского района.
Алексей Маркович — желанный гость в библиотеках края. Его часто приглашают на встречи в школы, техникумы, колледжи, институты. Биография Алексея Марковича не простая и далеко не легкая. И хотя его творчество не является чисто автобиографическим повествованием, но во многом отражает его жизнь, взгляды, герои его произведений взяты из жизни, мы их можем увидеть рядом, узнать в наших друзьях, соседях, односельчанах.
Родился Алексей Маркович в семье крестьян. "...Хотя от роду мне не больше восьми годов, я чувствовал себя главой семьи, вечно мыкающей
нужду, обиды и нехватки". Так пишет писатель о своей семье в светлом
рассказе "Гостинец от лисы". Мама, Елизавета Васильевна, сутками была занята на колхозной работе. В своих детских рассказах писатель повествует читателю об отважной мальчишеской натуре, о сибирском характере, с малых лет закаляющемся в труде, испытаниях, рано впитывающего в себя сметку и опыт старших.
Детство Алеши не отличалось от детства его сверстников.Во всех играх он был первым, верховодил, и недаром его уже тогда друзья называли "комиссаром", а еще страстная любовь к книгам и волнующее чувство взаимосвязи, единения с природой.
Мои одноклассники давно уже учились: кто в Ялани, кто в Енисейске, а я по-прежнему сидел на своей знакомой до каждой щелочки парте. Вечно занятой маме времени хватало только на колхозных коров. Отчим твердо был убежден, что грамоты, полученной в начальной школе, хватит мне за глаза. Председатель колхоза Кеха Сидельников ни за что не выпустит из деревни. На то веские причины есть. А основная из них: ты сын колхозников и должен оставаться в колхозе.
И все же Алеша выбрался из деревни. Он поступил в Подтесовское речное ГПТУ, изучал судовую радиомеханику. Алексей Маркович не пропускал ни одного занятия в вечерней школе, решив твердо получить среднее образование, которое в дальнейшем пришлось окончить в армии.
Окончив ГПТУ, два года работал на судах Енисейского речного пароходства. Затем служба в армии, Абаканский политехникум, работа в леспромхозе, в школе, в сельсовете. Записав на тетрадном листке свои творения о природе, он отправил их в "Енисейскую правду". И каковы же были его удивление и радость, когда, раскрыв газету, он увидел свои рассказики. Он стал чаще писать зарисовки и отправлять их в газету, и почти все они были напечатаны.
Способного юношу заметили и предложили ему поехать учиться в
Хабаровскую ВПШ, на факультет журналистики. Не раздумывая, раздал пожитки родне и друзьям, забрал семью и поехал в Хабаровск, чтобы получить высшее образование. Здесь же, в Хабаровске, и начал Алексей Маркович свою литературную деятельность. В университете впервые Алексей Маркович взялся за жанровый рассказ. Знание жизни, привычка вглядываться в лица людей, изучать их характеры, видеть в человеке главное толкнули его на создание рассказа "Подарок". Так впервые рассказ Алексея Марковича был опубликован в журнале "Дальний Восток", затем пошли публикации в газете "Тихоокеанская звезда", альманахе "Енисей". На конкурсе молодых писателей Алексей Маркович не раз награждался дипломами, был участником семинаров молодых писателей Дальнего Востока и Красноярского края. После окончания ВПШ ему предложили должность редактора краевого радио, но он отказался. Его тянуло в родные края и он вернулся в Енисейск. В Енисейске Алексея Марковича назначили зам. редактора газеты "Енисейская правда". Но работа журналиста не привлекала его. И поэтому ему пришлось уйти на административную работу. Но и это его не привлекло.
Общение с природой, ее живое прикосновение к душе дают новые силы для творчества. Недаром природа — один из главных героев его произведений. Писатель создает удивительные по достоверности описания картины тайги, таежного мира.
Алексей Маркович горячо и неистово взялся за работу. И вот наконец первый сборник рассказов составлен и можно отдавать книгу в печать.
И опять удача: в него поверил глава администрации г. Енисейска Дмитрий Викторович Шашков. Он изыскал деньги на издание книги, а Виктор Петрович Астафьев дал "добро", написав предисловие к книге "Мужская трава".
И вот вышла первая книга. Она была небольшая по объему, не совсем удачна по оформлению, плохо отредактирована. Но это была книга. По этой
книге Алексея Марковича приняли в Союз писателей. Она стала началом его большого творческого пути. С ее выходом зародилась большая бескорыстная дружба с Виктором Петровичем Астафьевым. Стало традицией ежегодные весенние встречи писателей в с. Овсянка. В это же время произошла встреча с лесосибирским композитором Александром Кузнецовым, которая переросла в творческий союз. За четыре года было создано 17 песен. Многие песни, такие, как "Черемуха душистая", "Ой, не верю", "Ах, сенокос" завоевали любовь слушателей, их часто транслировали по краевому радио.
Воодушевленный признанием, Алексей Маркович с головой ушел в работу. Возвратившись с охоты с массой впечатлений и планов, он пишет охотничьи рассказы, в которых воспевает родную природу. Ну вот, готова новая книга. Теперь ее надо издать. И начинается мучительная, унизительная процедура поиска спонсоров. Около двух лет ушло на то, чтобы найти деньги на издание книги "Закон-тайга". Деньги собирались по крупицам. И конечно, большое спасибо надо сказать друзьям писателя. Недаром он сказал: "Не было бы друзей — не было бы книг моих".
Алексей Маркович знакомится с поэтом Николаем Николаевичем Ереминым. Это знакомство перерастает в большую дружбу. Николай Еремин часто приезжает к писателю в Озерное, происходит много творческих открытий, они дискутируют, делятся творческими планами, организуют встречи в школах, в библиотеках. Эта дружба взаимообогащает их. Алексей Маркович начинает писать стихи. Он не относится к этому серьезно, называя это занятие "стихоплетством", но стихи так и "прут" из него. Автор видит поэзию деревенской жизни, красоту людей труда. И хотя Алексей Маркович относится к своей поэзии, как он говорит, несерьезно, Николай Еремин уговорил его издать сборник стихов. В красноярском издательстве ООО "Кларетианум" выходит два сборника стихов: "Берегиня", "Бес в ребро".
В 1998 году в этом же издательстве выходит книга Алексея Бондаренко "Позови меня снова", которая посвящена Виктору Петровичу Астафьеву в год его 75-летия. Драматичен и чист рассказ "Позови меня снова". Тонко и трепетно изображает писатель великое чудо жизни — любовь.
Книга "Лесная быль" выпущена издательством "Гротеск" в 2000 году, хорошо изданная, интересная — это яркое событие для лесоводов края..
И вот первая книга романа «Государева вотчина» "Самоядь" написана. Поставлена точка. Опытный редактор Галина Ивановна Сысоева дала согласие на редактирование книги. Книга отредактирована. Казалось, прекрасно. Можно приступать к изданию. Но не ту было! Деньги! Денег, как всегда, не было, а сумма ну была порядочная.
Можно подвести итоги пройденного пути: сделано много. Недаром писатель Николай Волокитин на презентации книги "Государева вотчина" сказал: "Он лихо ворвался в литературу". Эти же слова повторила Мария Семеновна Астафьева-Корякина, писатель, человек большой и прекрасной судьбы, жена, соратник и друг Виктора Петровича Астафьева. Имя Алексея Марковича Бондаренко известно не только в крае, с его творчеством знакомы читатели России. Он трижды был участником Литературных встреч в провинции (астафьевские встречи в с.Овсянка), трижды участником встреч писателей, пишущих о лесе, которые проходили в Москве. Его произведения печатаются в столичных журналах "Охотничьи просторы", "Муравейник", "Лесник". В Москве в издательстве "Экология" в 1998 г. вышел сборник "Я тебе доверяю...", в котором нашли место рассказы, стихи и очерк писателя. Рослесхозом к 200-летию учреждения Лесного департамента России был
издан огромный труд "Твои лесничие, Россия", в который вошли два очерка писателя. Ему была присуждена первая премия за ряд рассказов о природе на всероссийском конкурсе "Природа в освещении писателей". Награжден он губернаторской грамотой.
По всей стране у него друзья — и эстонский писатель Николай Батурин, и режиссер из Эстонии Арво Ихо, и ленинградские кинематографисты Михаил Литвяков, Александр Кузнецов, и писатели из Нижнего Новгорода, Томска, Москвы, Тобольска, Тюмени, Красноярска, Назарово.
«Тот, кто живёт в обнимку с природой, добрее душой и лучше»,- так сказал известный русский писатель, наш земляк В.П.Астафьев. А.М.Бондаренко всегда придерживался этой мысли. Вся его жизнь и творчество идёт рядом с великим миром природы: широким и могучим Енисеем, неохватным глазом зелёным массивом тайги. Проводя жизнь среди природы, одушевляя и очеловечивая её, Алексей Маркович отличается образным мировосприятием, он жадно вглядывается в картины обновляющегося весной мира, с трепетом ожидает восхода солнца, долго всматривается в краски утренней и вечерней зари, на тайгу, на поля, красующиеся цветами и зеленью. Так какую же роль играет в рассказах о природе цвет, как широко автор использует цветовую гамму, изображая ширь Енисея, высоту неба, крохотность птиц, величие гор Саян? Для данного исследования нами были прочитаны рассказы А.М.Бондаренко:
В результате прочтения мы обратили внимание, что мир природы, изображаемый писателем, наполнен звуками, движением, красками: ласточка-касаточка плачет от того, что выпала из гнезда, она крохотная, только родилась, птица с железным клювом «бубнит», привлекая внимание к себе, полосатик, съёжившись, оскаливает зубы. Всё живёт, движется, напоминает о себе. Это – природа. А природа – это фон или действующее лицо. Безусловно, фон – это красочное изображение всего живого.
Какие краски использует А.М.Бондаренко, чтобы нарисовать этот фон? Читая рассказы, мы столкнулись с тем, что цветовая гамма, используемая мастером слова, скудная, неширокая. Об этом говорят данные таблицы.
Таблица №1
Название рассказа |
Цветовая гамма | ||||
Имя существи- тельное | Имя прилага-тельное | Причас- тие | Глагол | Наречие | |
«Гостинец от лисы» | чёрному (мальчику) | побелевший (от мороза) | голубело (небо) | ||
рыжую (плутовку) | |||||
белы (от инея) | |||||
«Птица с железным клювом» | с красным (оперением) | пожелтевшую (хвою) | посинел | ||
рыжими (кудрями) | Побелевшими (губами) | ||||
черноволосый | |||||
голубенькими (глазками) | |||||
зелёную (хвою) | |||||
на голубом (небе) | |||||
«По щучьему велению»
| (с подне-бесной) синевой | (становится) чёрным | |||
зелёного (мха) | |||||
«Кулон» | (мелькнул) желтизной | в беленьких (рубашках) | |||
в зелёных (пятнах) | |||||
жёлтенькой (цепочке) | |||||
красной (веткой) | |||||
«Полоса-тик» | из тёмного (омута) | ||||
тёмно-зелёного (окуня) | |||||
с белыми (по бокам полосками) | |||||
жёлтыми (карасями) | |||||
(весь) чёрный |
«Ласточка-Касаточка» | чёрные (глаза) | (лицо) по- багровело | |||
с золотым (сердцем) | (Валя) покраснела | ||||
желторотых (птенцов) | |||||
жёлтый (клюв) | |||||
оранжевый (сок) | |||||
«Кулишка» | белый (дым) | ||||
из белой (гущи) | |||||
белесая (грива) | |||||
белой (материи) | |||||
голубые (глаза) | |||||
русые (волосы) |
берёзовый (прут) | |||||
на голубом (небе) | |||||
(стало) багровым | |||||
чёрная (душа) | |||||
до белых (мух) | |||||
зелёного (лука) | |||||
чёрный (хлеб) | |||||
Из белоголов-ника |
Вывод:
Мы пришли к выводу, что цвет у писателя используется только для того, чтобы создать фон, на котором и развернутся все события, драматические и остро психологические.
Помимо цветовой гаммы мы обратили внимание на то, что автор использует для передачи цвета определённые части речи: совсем нет наречий, несколько причастий (побелевший, пожелтевший), самая используемая для изображения цвета часть речи – прилагательное. Почему именно прилагательное? А потому что глаголы у А.М.Бондаренко включают в себя движение, психологизм, драму, трагедию, восторг. Прилагательное же, в основном, это образное определение, эпитет, так называют его литературоведы, признак предмета «в цвете».
Почему нет наречий? Наречие – это признак действия или признак признака. Сами действия у писателя яркие, эмоциональные, доходящие до сердца. Следовательно, признак к такому действию будет лишним. Также и с прилагательным. Не надо подчёркивать и без того яркий, насыщенный цвет, если важно действие предмета в первую очередь.
В своих рассказах наш земляк выделяет несколько оттенков цветов: чёрный, белый, голубой, синий, зелёный, красный (багровый), жёлтый (рыжий).
Таблица №2
Задумавшись над данной диаграммой, мы заинтересовались символами цвета в славянской мифологии.
Цветовые символы в Славянской мифологии «Ах ты, радуга-дуга, ты убей мркика!» … пословица Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие, в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением. В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением. [...]
Белый
Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима.
Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех [...]
Голубой
Голубой – день, небо, жизнь. Сварог – небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог – это поднебесный князь. Цвет Славянских Вед. Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета. По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.
Желтый (золотой)
Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства. Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – [...]
Зеленый
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и
ревность. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное [...]
Коричневый
Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй - кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом – это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей. В одежде данный цвет использовался редко [...]
Красный
Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти. Богатыри на Руси [...]
Серебро
Серебряный – цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть – старили. Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали
посуду из серебра. Именно [...]
Серый
Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность. В мифологии эпитетом [...]
Синий
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета синий воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Синий цвет [...]
Черный
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет – это и отрицание земного тщеславия и великолепия. Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею «ничто», ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте (как концентрированный сгусток агрессивного упорства). Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных [...]
Вывод:
Из всего этого следует, что писатель, используя определённую цветовую гамму, хотел подчеркнуть, что белый цвет – это абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей, а также решение проблем, новое начало. Например, рассказ «Кулишка» (белый дым, из белой гущи, белёсая грива, белая материя, белый хлеб, из белоголовника, до белых мух), в нём говорится, что мальчик не побоялся пойти за свободу своей семьи, за новую жизнь без рабства.
Чёрный цвет – представляется как цвет негативных сил и печальных событий. Например, рассказ «Ласточка-касаточка» (чёрные глаза), «Гостинец от лисы» (чёрному мальчику). В первом рассказе говорится, о дедушке, который участвовал в Великой Отечественной войне, он видел горе, страдания русских людей. В рассказе «Гостинец от лисы» мальчик негативно отнёсся к тому, что бабушка назвала дядю сиротинушкой, хотя и сам мальчик донашивал последние штаны.
Синий цвет – рассматривается как цвет всего духовного, этот цвет мудрости, бесконечности, вечности. Например, рассказ «Птица с железным клювом» (посинел, голубенькими глазками, на голубом небе). Отчим поступил мудро. Чтобы заставить детей работать, он придумал историю об огромной птице.
Зелёный цвет – это весна воспроизведения, радость, уверенность, природа, рай, преуспевание. Это мы видим в рассказе «Полосатик» (тёмно-зелёного окуня), «Кулишка» (бирюзовый прут, зелёный лук). В рассказе «Кулишка» маленькая девочка радуется еде, которую она получила после тяжёлого дня работы с плохой литовкой. А в рассказе «Полосатик» дети отпустили барсука на волю, в родную природу, очень радуясь, что совершили доброе дело.
Из всего выше перечисленного можно сказать, что А.М.Бондаренко, используя цветовую гамму, раскрашивая мир живого, хотел напомнить людям, что природа одухотворена. Она соотнесена с человеком, с течением
жизни, то оттеняя несовершенство человеческого бытия, людскую жестокость, то гармонично сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.
Не случайно известный писатель сказал:
«Счастлив тот, кто среди неприметного, обыденного, на первый взгляд, среди страшной неустроенности, беспорядка в обществе и природе, видит вокруг и находит прекрасное, для души своей покой и умиротворение».
Животворящие силы природы способны вернуть человека к жизни, очерствелую душу разбудить для добрых дел. Природа у писателя помогает глубже раскрыть человеческий характер, настроение.
Заключение
Рассказы А.М.Бондаренко всегда читались, и будут читаться. Причиной особой популярности этих рассказов, особенно о природе, является то, что, проводя жизнь среди природы, одушевляя и очеловечивая её, Алексей Маркович отличается образным мировосприятием, духовным богатством.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Мир природы, изображаемый писателем А.М.Бондаренко в рассказах, наполнен звуками, движением, красками. Природа в его рассказах – фон, а фон – красочное изображение всего живого.
2. Цветовая гамма, используемая мастером слова, скудная, неширокая.
3. Цвет у писателя используется только для того, чтобы создать фон, на котором развернутся драматические и остро психологические события.
4. Автор использует для передачи цветовой гаммы в основном имена прилагательные, так как они выполняют роль признака предмета «в цвете». Отсутствие наречий обусловлено тем, что глаголы, используемые писателем А.М.Бондаренко, включают в себя яркие действия: эмоциональность, глубокий психологизм и драматизм.
5. А.М.Бондаренко использует следующую цветовую гамму: чёрный, белый, голубой, синий, зелёный, красный (багровый), жёлтый (рыжий).
6. Цветовая гамма рассказов нашего земляка и символы цветов славянской мифологии утверждают, что природа одухотворена, она соотнесена с течением жизни, с несовершенством человеческого бытия, с высоким стремлением человека к духовности. По словам А.М.Бондаренко, «животворящие силы природы способны вернуть человека к жизни, очерствелую душу разбудить для добрых дел».
А это и есть идея написания рассказов А.М.Бондаренко.
Библиография
Приложения
Таблица №1
Название рассказа |
Цветовая гамма | ||||
Имя существи- тельное | Имя прилага-тельное | Причас- тие | Глагол | Наречие | |
«Гостинец от лисы» | чёрному (мальчику) | побелевший (от мороза) | голубело (небо) | ||
рыжую (плутовку) | |||||
белы (от инея) | |||||
«Птица с железным клювом» | с красным (оперением) | пожелтевшую (хвою) | посинел | ||
рыжими (кудрями) | Побелевшими (губами) | ||||
черноволосый | |||||
голубенькими (глазками) | |||||
зелёную (хвою) | |||||
на голубом (небе) | |||||
По щучьему велению»
| (с подне-бесной) синевой | (становится) чёрным | |||
зелёного (мха) | |||||
«Кулон» | (мелькнул) желтизной | в беленьких (рубашках) | |||
в зелёных (пятнах) | |||||
жёлтенькой (цепочке) | |||||
красной (веткой) | |||||
«Полоса-тик» | из тёмного (омута) | ||||
тёмно-зелёного (окуня) | |||||
с белыми (по бокам полосками) | |||||
жёлтыми (карасями) | |||||
(весь) чёрный |
«Ласточка-Касаточка» | чёрные (глаза) | (лицо) по- багровело | |||
с золотым (сердцем) | (Валя) покраснела | ||||
желторотых (птенцов) | |||||
жёлтый (клюв) | |||||
оранжевый (сок) | |||||
«Кулишка» | белый (дым) | ||||
из белой (гущи) | |||||
белесая (грива) | |||||
белой (материи) | |||||
голубые (глаза) | |||||
русые (волосы) |
берёзовый (прут) | |||||
на голубом (небе) | |||||
(стало) багровым | |||||
чёрная (душа) | |||||
до белых (мух) | |||||
зелёного (лука) | |||||
чёрный (хлеб) | |||||
Из белоголов-ника |
Таблица №2
Цветовые символы в Славянской мифологии
Цветовые символы в Славянской мифологии «Ах ты, радуга-дуга, ты убей мркика!» … пословица Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни выбирали одни цвета, для религиозно – обрядовой другие, в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением. В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением. [...]
Белый
Белый цвет – это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Зима.
Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет – абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый – также разрешение проблем, новое начало. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех [...]
Голубой
Голубой – день, небо, жизнь. Сварог – небесно-голубой. Здесь всё понятно, Сварог – это поднебесный князь. Цвет Славянских Вед. Выбор одежды Голубого тона характеризует, тот факт, что человек достиг удовлетворения или стремится не выделяться. Часто девушки используют в своих нарядах голубые цвета. По голубому цвету, глаз Славяне выделялись из других народностей.
Желтый (золотой)
Желтый – это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства. Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья – [...]
Зеленый
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем – изменение, непостоянство и
ревность. Зеленый – это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное [...]
Коричневый
Ассоциировался у Славян, прежде всего с Матерью Сырой Землёй - кормилицей. Мать Сыра Земля даёт и отнимает жизнь. И второй, не менее важный образ, связанный с этим цветом – это бурый медведь, который входит в круг культовых тотемных животных Славянского народа. Зачастую, с этим зверем олицетворяли славянских витязей. В одежде данный цвет использовался редко [...]
Красный
Вообще красный цвет считается агрессивным, жизненным и исполненным силы, родственным огню и обозначающим как любовь, так и борьбу не на жизнь, а на смерть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). Красный цвет на Руси – синоним красоты. Красный цвет это кровь – символ жизни, но одновременно и символ смерти. Богатыри на Руси [...]
Серебро
Серебряный – цвет умеренности, цвет старости, знания и мудрости, приобретённой многими летами. Многие атрибуты волхвов делались из серебра, тем самым, подчёркивая их значимость, да и владельца они характеризуют соответствующим способом. Серебрили бороду Перуну, то есть – старили. Серебро обладает мощным обеззараживающим свойством, поэтому Славяне, прекрасно осведомленные об этом свойстве, использовали
посуду из серебра. Именно [...]
Серый
Это нейтральный цвет, обладающий утонченной красотой. Цвет неприметности, скрытности. Серый цвет практически так же хорошо сочетается с другими цветами как черный или белый, но при этом является зачастую более выразительным. Цвет некрашеного льна. Такие одежды носили Славяне в быту, и замарать не страшно, и не приметно. Такой цвет одежды подчёркивал повседневность. В мифологии эпитетом [...]
Синий
Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета синий воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов. Синий цвет [...]
Черный
Черный почти повсеместно предстает как цвет негативных сил и печальных событий. Черный цвет – это и отрицание земного тщеславия и великолепия. Черный же цвет, как антагонист белого, выражает идею «ничто», ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте (как концентрированный сгусток агрессивного упорства). Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных [...]
Пока бьют часы
Глупый мальчишка
Золотая хохлома
Весенняя гроза
Две лягушки