Исследование взглядов и жизненного пути
В.Ф. Раевского
Вложение | Размер |
---|---|
dekabrist_raevskiy.doc | 64 КБ |
МБОУ СОШ № 17 г. Белгорода
«Человек в обществе и общество в человеке»:
исследование взглядов и жизненного пути
В.Ф. Раевского
РАБОТА НА КОНКУРС ПРОЕКТА «ВСШ–2007»
Выполнил: ученик 9 класса «А»
средней школы № 17
Андросова Виктория Игоревна
Руководитель: учитель истории Воронков В.К.
Белгород 2013
План работы
Введение …………………………………………………………………………………… 3
I. Детство и отрочество …………………………………………………………………… 4
II. На пути к «декабризму». Кишиневский период ……………………………………... 5
III. Арест и суд …………………………………………………………………………….. 8
IV. Ссылка и Сибирь …………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы ………………………………………………………
Введение
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы.
/Арион. А.С. Пушкин/
Проблема экономической и политической модернизации в России всегда стояла остро. В нашей стране фактически ни один модернизационный процесс не был доведен до логического конца и всегда страдал своей незавершенностью, либо заканчивался крахом.
Так и Александр I, придя к власти, вернулся к принципам просвещенного абсолютизма, сделал ставку на укрепление законности и порядка, развитие народного образования, высказывался за конституционную монархию и ограничение крепостничества. Однако кризис идеологии Просвещения в результате Великой французской революции и распространения идеологии консерватизма в ходе борьбы с наполеоновской Францией все больше увеличивал противоречия между ними. Либеральные ценности заменялись ценностями национального сплочения под лозунгом незыблемости самодержавия, чему способствовали внешнеполитические события в начале XIX в. Поэтому либеральные реформы Александра I были непоследовательными и остались незавершенными.
В этих условиях надежды на реформу «сверху» стали покидать либеральное дворянство. У наиболее радикально настроенной части дворянства наметился отход от идеала реформ. Ему был противопоставлен идеал революции, насильственного свержения абсолютизма и установления другой, демократической формы правления, способной провести в жизнь либеральные преобразования. В России зародился революционный либерализм.
Этому способствовала сформулированная в Европе к началу XIX века политическая программа либерализма, которая включала в себя положения о свободе личности, деятельности, преобладании индивидуальных интересов над коллективными, о государственной власти, которая должна была быть гарантом соблюдения прав личности, закрепленных в законе.
Выбор темы данной работы обусловлен тем, что, во-первых, остается актуальной роль личности в историческом процессе, которая оказывать влияние на дальнейшее развитие государства. Во-вторых, личность нашего земляка Владимира Федосеевича Раевского, его взгляды и жизненный путь представляют для нас несомненный интерес, так как, будучи участником движения декабристов, он вместе с единомышленниками пытался повлиять на дальнейший ход развития Российской империи.
I. Детство и отрочество
28 марта 1795 года в слободе Хворостянка Старооскольского уезда в семье курского помещика родился Владимир Федосеевич Раевский. Отец – отставной майор Федосей Михайлович Раевский являлся старооскольским уездным предводителем дворянства.
Мать – Александра Андреевна, в девичестве Фенина. Она умерла в 1810-м году, когда Владимиру Раевскому было 15 лет, оставив после себя 5 мальчиков и 6 девочек.
Детские годы его прошли в родной Хворостянке, которую он воспел впоследствии в своих стихах:
Здесь те ж источника резвящейся воды,
Близ коих я в часы туманной непогоды
Смотрел на радужный восход.[1]1
В восьмилетнем возрасте мальчик поступил в Московский университетский благородный пансион, где провел 8 лет. Вместе с ним учились И.Г. Бурцов, Н.И. Тургенев и другие будущие декабристы. Соучеником В. Раевского по пансиону был также
А.С. Грибоедов. О периоде московской пансионной жизни сохранилось всего несколько строк из письма, написанного спустя 60 лет: «Любил ли меня отец наравне с братьями Александром и Андреем – я не хотел знать, но что он верил мне более других братьев, надеялся на меня одного, – я это знал. Он хорошо понимал меня и в письмах своих вместо эпиграфа начинал: «Не будь горд, гордым бог противен»; в моих ответах я начинал: «Унижение паче гордости»… Я не просил никогда у отца денег, даже выигранные в Хворостянке отдавал ему».[2]2
В тревожное предгрозовое время Владимир Раевский оканчивает Московский благородный пансион и в 1811 году зачисляется в Дворянский полк при 2-ом кадетском корпусе в Петербурге. Здесь он сближается с будущим декабристом Гавриилом Батеньковым, теплое отношение к которому сохранит на всю жизнь. Друзья проводили целые вечера в «патриотических беседах». Они впервые заговорили «о царе, яко о человеке» и «осуждали поступки с нами цесаревича». Они даже поклялись «когда возмужаем, привести идеи наши в действо»[3]3. Так что мысль о необходимости перемен в обществе стала бродить в юных умах еще накануне Отечественной войны.
21 мая 1812 года В. Раевский был выпущен из Дворянского полка в чине прапорщика в 23-ю артиллерийскую бригаду, а вскоре началась война против французских захватчиков. Он участвовал во многих сражениях: под Татаркином, Чириковым, Вязьмой, Бородино. Когда Раевский участвовал в битве на Бородинском поле, ему было 17 лет. «Я бы спросил, что чувствовал Наполеон, когда после Бородинского сражения 40 тысяч трупов и раненых, стонущих и изнемогающих людей густо покрывали поле, по которому он ехал? По расчету самому точному, 3 миллиона в продолжение его владычества … погибли в войнах и походах. Почему человека, гражданина за убийство … своего младенца наказывают смертию .., а смертоубийство массами называют победой?»[4]1.
После этого сражения Владимир Федосеевич Раевский получил золотую шпагу с надписью «За храбрость». Но он «искал сражений не для наград только», а «чувствовал какое-то влечение к опасностям и ненависть к тирану, который осмелился вступить в наши границы, на нашу родную землю».[5]2 В послужном списке В. Раевского 11 сражений, 2 чина (подпоручик за отличие в сражении под Вязьмой и поручик), командование двумя, а затем – четырьмя орудиями, военный орден св. Анны (после сражения под Гремячим). Затем он преследует неприятеля по Старой Смоленской дороге. «Не только деревень, домов уже по всей дороге не было – одна зола и трубы от печей кое-где стояли… Направо и налево от дороги сидели и валялись кучи умерших и умирающих французов, немцев, поляков, итальянцев и даже испанцев».[6]3 Поручику В. Раевскому не удалось вступить в Париж, так в это время ему пришлось нести гарнизонную службу в занятых русской армией польских областях.
II. На пути к «декабризму».
Кишиневский период
Победители торжественно возвратились из Парижа. Менее торжественно – из Варшавы. После возвращения В. Раевский служит адъютантом командующего артиллерией 7-го пехотного корпуса в Каменец-Подольске. Среди офицеров корпуса он находит людей, близких по идейным убеждениям. Такими оказываются молодые офицеры Приклонский, Кисловский, Губин, а также доктор Диммер. По предложению Владимира Раевского они образуют кружок под названием «Железные кольца» (кольца были изготовлены в мастерской из черного металла и носились участниками кружка на пальце).
Вскоре (1816 г.) содружество единомышленников распадается, так как его участники подали прошение об отставке или переводе в другую часть. Скорее всего, это было вызвано протестом против аракчеевщины, усиления в армии репрессивных начал. Под благовидным предлогом – «за ранами» – Владимир Раевский в чине штабс-капитана также уходит в отставку. Он оставляет Каменец-Подольский и отправляется на Родину.
Однако 2 июля 1818 г. он вновь поступает на службу с тем же чином в 32 Егерский полк[7]1, командиром которого был Андрей Григорьевич Непенин. Сам он являлся членом Союза благоденствия и среди офицеров своего полка так же начал создавать кружок единомышленников путем подписки ими так называемого «дружеского листа».
Узнав о подозрительных знакомствах сына, Федосей Михайлович добивается перевода Владимира в Малороссийский кирасирский полк, квартировавший в Старом Осколе. По пути домой В. Раевский заезжает в город Тульчин, где находилась главная квартира II армии, и встречается со своими однокурсниками по Московскому университетскому благородному пансиону и дворянскому полку, среди которых были и члены тайного общества Союза благоденствия. Раевского знакомят с составом – «Зеленой книгой» и берут подписку о неразглашении тайны[8]2.
Служба в кирасирском полку тяготила В. Раевского, и он добивается перевода в Егерский полк, который передислоцируется к тому времени в город Аккерман и входит в состав 16 Пехотной дивизии. Командовал ею член Союза благоденствия генерал-майор Михаил Федорович Орлов – аристократ, племянник Екатерининского фаворита Григория Орлова и Алексея Орлова, принимавшего участие в покушении на Петра III. Штаб дивизии располагался в Кишиневе.
Получив под командование 9 Егерскую роту, Раевский отменил палочную дисциплину и создал для солдат школу взаимного обучения. Вскоре командир М.Ф. Орлов представил В. Раевского к званию майора и назначил начальником полковой школы. Затем, убедившись в организаторских способностях Раевского и совпадении взглядов на переустройство общества, в августе 1821 г. М.Ф. Орлов назначает В. Раевского начальником дивизионного учебного заведения в Кишиневе.
В прописи, составленные для солдат, В. Раевский вставлял слова, связанные с революцией, говорил о перевороте в Испании, вел агитационную работу[9]3. Владимир Раевский был активным членом Кишиневской управы Союза благоденствия, а руководил ею М. Ф. Орлов, дом которого был своеобразным политическим клубом, где собирались члены тайного общества: Н.С. Пушин, И.П. Липранди, К.А. Охотников. М.Ф. Орлов, убежденный, что Россия готова к взрыву, главной задачей считал подготовку армии «к решительному внезапному удару». По словам Ф.Ф. Вигеля: «Два демагога, два изувера адъютант Охотников и майор Раевский … с жаром витийствовали. Тут был и Липранди … На беду попался тут и Пушкин, которого сама судьба всегда совала в среду недовольных»[10]4.
В Кишиневе В.Ф. Раевский сотрудничал с масонской ложей «Овидий», названой так в честь первого политического и поэтического ссыльного, попавшего в эти края в начале первого века нашей эры. Членом «Овидия» был и А.С. Пушкин, находившийся в кишиневской ссылке. Вокруг Александра Сергеевича в Кишиневе образовался своеобразный литературный клуб, участниками которого были В. Горчаков, К. Охотников, А. Вельтман,
В. Раевский и др. В кишиневский период В. Раевским были написаны две работы – записки «О солдате» и «О рабстве крестьян»[11]1.
«Участь благородного солдата всегда почти вверена жалким офицерам, из которых большая часть едва читать умеет, с испорченной нравственностью, без правил и ума. Что же ожидать можно?». Солдат «клянется царю и службе на 25 лет сносить труды и встречать мучения и смерть в безмолвном повиновении. Клятва ужасная!! Пожертвование, кажется, невозможное!». Побеги солдат из царской армии Раевский находил «извинительными», поведение начальников – «беззаконным насилием», а самих начальников – «тиранами» солдат.
Говоря «О рабстве крестьян», Раевский страстно разоблачал основное зло российского государства: «кто дал человеку право называть человека моим и собственным? По какому праву тело и имущество и даже душа одного может принадлежать другому? Откуда взят этот закон торговать, менять, проигрывать, дарить и тиранить подобных себе человеков? Не из источника ли грубого, неистового невежества, злодейства, скотских страстей и бесчеловечия?»[12]2. «Предки наши, свободные предки с ужасом взглянули бы на презрительное состояние своих потомков. Они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались рабами, и мы, чье имя и власть от непреступного Северного полюса до берегов Дуная, от моря Балтийского до Каспийского, дает бесчисленным племенам и народам законы и права, мы, внутри самого нашего величия, не видим своего унижения в рабстве народном».[13]3 Так горячо и убежденно Раевский разоблачал крепостное право и отношения между людьми. Обращаясь к самодержавному тирану, он писал:
Доколе, в варварстве не зная истощенья,
Ты будешь вымышлять мне новые мученья,
Властитель и тиран моих плачевных дней?
Кто право дал тебе над жизнею моей?
Закон? Какой закон? Одной рукой природы
Создан и ты, и я, и всей земли народы[14]4.
III. Арест и суд
Свободолюбивые идеи, высказанные В. Раевским, привлекли внимание командира
6 Пехотного корпуса генерал-лейтенанта Сабанеева, приказавшего адъютантам негласно собирать улики против майора. Одним из доносчиков стал юнкер Сущев, выкравший и передавший начальству бумаги Владимира Федосеевича[15]1. Второй уликой стало перехваченное письмо В. Раевского полковнику А.Г. Непенину, в котором он сообщал о неблаговидных действиях генерала Сабанеева. Таким образом, в феврале 1822 г. был подготовлен арест В. Раевского.
Владимир Раевский был предупрежден об этом Пушкиным, который стал случайным свидетелем разговора между Инзовым и Сабанеевым, что позволило вовремя уничтожить компрометирующие бумаги. Однако 6 февраля 1822 г. по обвинению в пропаганде среди солдат В. Раевский был арестован[16]2. Этот арест мог привести к провалу всей организации, но этого не случилось. Заключенный 16 февраля 1822 г. в Тираспольскую крепость В. Раевский никого не выдал, хотя подвергался «не только строгим, но и жестоким средствам» воздействия.
Скажите от меня Орлову,
Что я судьбу свою сурово
С терпеньем мраморным сносил,
Нигде себе не изменил, –
писал Раевский из тюрьмы товарищам[17]3.
В поданном царю докладе по делу декабристов говорилось: «Для обучения солдат и юнкеров вместо данных от начальства прописей и разных учебных книг Раевский приготовил свои рукописи, поместив в оных слова: свобода, равенство, конституция, Мирабо, Квирога, Вашингтон» и др.». На следствие было показано, что В. Раевский говорил: «Между солдатами и офицерами не должно быть различия, а равенство должно быть, потому что природа создала нас одинаковыми… Кто дал вам право наказывать солдат? Они такие же люди, как и мы».
В марте 1823 г. военный суд приговорил В. Раевского к смертной казни. В протесте, поданном им, говорилось о грубом нарушении законности во время следствия и суда.
В крепости В. Раевский сошелся с офицерами, благодаря которым распространял свои сочинения далеко за пределами тюрьмы. Подозрение у властей о причастности В. Раевского к делу декабристов возникло сразу же после разгрома восстания на Сенатской площади, но доказать его не удалось. Николай I принял решение о новом суде, на котором Раевский не скрывал своей принадлежности к тайному обществу, так как уже не мог повредить никому и тем более его имя называли многие декабристы, но причастность к Южному обществу отрицал и сумел убедить в этом судей[18]1.
Только к весне 1827 г. комиссия завершила расследование по делу майора Раевского. Окончательный приговор был таков: лишить чинов, дворянства и сослать в Сибирь на поселение. К этому времени уже состоялось судебное следствие по делу декабристов, выступление которых 14 декабря 1825 г. в Санкт Петербурге закончилось неудачей. Дожидаясь дальнейшего рассмотрения своего дела, В. Раевский был переведен в каземат № 3 кронверкской куртины Петропавловской крепости. Здесь он стал свидетелем казни пяти декабристов П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, М.П. Бестужева-Рюмина, С.И. Муравьева-Апостола, П.Г. Каховского, так как из окна каземата хорошо просматривалось место казни.
В 1864 году он опишет эту трагедию в своих воспоминаниях[19]2.
IV. Ссылка и Сибирь
Зимой 1828 года в сопровождении жандармов Владимир Федосеевич был отправлен из крепости Замостье в далекую Сибирь, где ему предстояло провести всю оставшуюся жизнь. В возрасте 32 лет он оказался в бессрочной сибирской ссылке в селе Олонки, близ Иркутска. Поселившись в крестьянской семье духоборов, общительный и энергичный поселенец сравнительно быстро и энергично освоился с крестьянским бытом[20]3. У него было много знакомых, но полностью он доверял приехавшему из Верхнеудинска А.Н. Муравьеву, который в 1828 г. стал городничим Иркутска[21]4.
Год спустя Владимир Раевский женится на олонецкой крестьянке Евдокии Середкиной. В селе он бесплатно обучает крестьянских детей, нанимает на свои скудные средства помещение для школы, которую посещали дети и взрослые, и содержит учителя. Не случайно Олонки были в то время одним из самых грамотных сел России. Не имея на первых порах доходов, В. Раевский занимается огородничеством, по доверенности крестьян ведет откупные дела, выступает «мирным судьей», что позволяет ему содержать большую семью. 8 лет Владимир Федосеевич был подрядчиком и поставлял продукцию Александровского винокуренного завода по всей Восточной Сибири. За свою службу он ежегодно получал около 5 тысяч рублей.
В начале 30-х гг. В.Ф. Раевский знакомится с немецким ученым-естествоиспытателем, путешествовавшем по Сибири профессором Берлинского университета Адольфом Эрманом, которому рассказывает о себе и декабристах. В 1833 г. Эрман издает путевые записки и первым в открытой печати рассказывает о декабристах, пострадавших за идею[22]1.
26 августа 1856 года новый император Александр II объявил всем декабристам амнистию и разрешил вернуться на родину. Отношение В.Ф. Раевского к этой амнистии было скептическим: «Из 120, кажется, в живых осталось человек 20 или 25: можно помиловать – большею частью полутрупы…»[23]2. Но вместе со своей семьей он тоже хотел вернуться в Хворостянку. В 1858 г. он с сыном Юлием приезжал в родные места, однако на родине его долю родительского наследства присвоили сестры: ни денег, ни имения. Во время этой поездки произошла встреча с тремя бывшими сибирскими поселенцами-декабристами: С.Г. Волконским, А.Н. Муравьевым и М.И. Муравьевым-Апостоловым и другими старыми друзьями, многие из которых занимали высокие должности.
Последние годы жизни были безрадостными: болезнь, материальные трудности, смерть близких людей. 8 июля 1872 г. на 78 году жизни Владимир Федосеевич скончался и был похоронен в селе Олонки[24]3. Ещё в 1828 г., задумавшись о смерти, Раевский писал:
«И мой ударит час всеобщею чредою,
И знак сотрет с земли моих следов
И снег завеет дерн над крышей гробовою;
Весной оттает снег, за годом год пройдет,
Могильный холм сравняется с землею
И крест без надписи падет»[25]4.
Но предсказания его не сбылись. Имя Владимира Федосеевича Раевского – участника Отечественной войны 1812 г., «первого декабриста», гражданина и поэта – навсегда останется в истории России.
Заключение
Развитие общества базируется на активном участии в этом процессе различных социальных групп. В России начала XIX века инициатива модернизации государственного переустройства принадлежала дворянской молодежи. Будучи «детьми 1812 г.», они ясно видели нарастающие противоречия в российском обществе, понимали, что ориентация самодержавия на традиционные ценности тормозит проведение либеральных реформ. Зародившийся в их сознании революционный либерализм, стал идеалом проведения политических и социальных преобразований.
Выступление декабристов было подавлено, но идеи декабристов стали своеобразным знаменем российского либерализма. Декабристы стали примером гражданского мужества и самоотверженности для молодежи.
Как и в XIX, так и в ХХI веке будущее России во многом определяется позицией современной молодежи, зависит от её социальной активности. Образованное, неравнодушное к судьбе страны молодое поколение россиян решает сегодня задачи, в том числе доставшиеся в «наследство» от декабристов. Главная – это проблема утверждения ценности труда. Сегодня понятия «стремление к обогащению» и «честный труд» совершенно разные, подчас взаимоисключающие явления.
Вторая – это проблема несовпадения образа государства у политической элиты и у народа. Так же как и в прошлом столетии, народ ждет от государства справедливости. Политическая элита переоценивает силу и эффективность государства. «Приватизация» власти и государственной собственности чиновничеством, народный протест, в том числе и недовольство молодежи, расшатывают государственный порядок, противоречат идеям государственности.
Третья проблема – это развитие диалога национальных и конфессиональных культур. Преодоление противопоставления гражданственности и государственности, раскола общества и государства, провозглашение общих ценностей для разных конфессий возможно только в условиях правового государства и социально ориентированной экономики. Решение социальных проблем в первую очередь ложится на плечи подрастающего поколения и зависит от их социальной позиции.
Список использованной литературы:
1. Базанов В.Г. Владимир Федосеевич Раевский: новые материалы. – Л. ; М. : Изд-во АН СССР, 1949. – 216 с. : ил.
2. Белгородская энциклопедия : страницы истории Отечества, рус. Православ. церкви, культуры, рат. и труд. подвигов белгородцев / гл. ред. В. В. Овчинников. – Белгород, 1998. – 359 с. : ил., портр.
3. В. Ф. Раевский : материалы о жизни и рев. деятельности : в 2 т. / отв. ред. С.Ф. Коваль. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980.
4. Декабристы : биогр. справочник / под ред. М.В. Нечкиной ; АН СССР, Ин-т истории СССР и др. – М. : Наука, 1988. – 447 с.
5. История СССР XIX-нач. XX веков : учеб. пособие / под ред. И.А. Федосова. – М. : Высш. шк., 1987. – 542 с.
6. Колесников А.Г. В.Ф. Раевский : политическая и литературная деятельность. – Ростов н/Дону : Изд-во Рост.-на- Дону гос ун-та, 1977. – 190 с.
7. Крупенков А. Братья Раевские : Владимир Раевский, Александр Раевский, Андрей Раевский, Петр Раевский, Григорий Раевский. – Белгород : Везелица, 1992. – 54 с. : ил.
8. Нечкина М.В. Декабристы. – М. : Наука, 1982. – 182 с.
9. Орлик, О.В. «Гроза двенадцатого года...» / под ред. И.Д. Ковальченко. – М. : Наука, 1987. – 189 с. : ил.
10. Осыков Б. И. Белгородский алфавит : крат краевед. справочник. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1990. – 207 с. : ил.
11. Раевский В.Ф. // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – М., 1975. – Т. 21. – С. 402-403.
12. Эйдельман Н.Я. Первый декабрист : повесть о необыкнов. жизни и посмерт. судьбе
В. Раевского. – М. : Политиздат, 1990. – 398 с. : ил.
[1]1 Крупенков А. Братья Раевские. – Белгород, 1992. –С. 3.
[2]2 Эйдельман Н. Первый декабрист. – М., 1990. – С. 17.
[3]3 Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982. – С. 18.
[4]1 Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982. – С. 18.
[5]2 Орлик О.В. Гроза 12-го года. – М., 1987. – С. 52.
[6]3 Эйдельман Н. Первый декабрист. – М., 1990. – С. 32.
[7]1 Крупенков А. Братья Раевские. – Белгород, 1992. –С. 7.
[8]2 Там же. – С. 8.
[9]3 Там же. – С. 11.
[10]4 Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. – Иркутск, 1980. – Т. 1. – С. 20.
[11]1 Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982. – С. 65-68.
[12]2 Базанов В. В. Раевский: новые материалы. – Л. ; М., 1949. – С. 22.
[13]3 Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982. – С. 64.
[14]4 Там же. – С. 165.
[15]1 Крупенков А. Братья Раевские. – Белгород, 1992. –С. 10.
[16]2 Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1982. – С. 72.
[17]3 Там же. – С. 72; Эйдельман Н. Первый декабрист. – М., 1990. – С. 190-191.
[18]1 Крупенков А. Братья Раевские. – Белгород, 1992. – С. 13.
[19]2 Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. – Иркутск, 1980. – Т. 1. – С. 45.
[20]3 Крупенков А. Братья Раевские. – Белгород, 1992. – С. 12.
[21]4 Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. – Иркутск, 1980. – Т. 1. – С. 8.
[22]1 Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. – Иркутск, 1980. – Т. 1. – С. 15.
[23]2 Крупенков А. Братья Раевские. – Белгород, 1992. – С. 15.
[24]3 Там же. – С. 16.
[25]4 Раевский В.Ф. Материалы о жизни и революционной деятельности. – Иркутск, 1980. – Т. 1. – С. 52.
Пятёрки
Хрюк на ёлке
Без сердца что поймём?
Есть в осени первоначальной...
Развешиваем детские рисунки дома