Выяснить адаптационные возможности школьников старших классов, испытывающих стрессовые нагрузки в условиях Крайнего Севера в сравнении с ровесниками, проживающими южнее.
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnye_vozmozhnosti.rar | 1.02 МБ |
Адаптивные возможности старших школьников
к физическим нагрузкам в условиях Крайнего Севера.
Выполнил: Мишуров Максим Юрьевич
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №23, 11 класс
Руководители: Карпов Александр Анатольевич, учитель физкультуры
Почерней Надежда Владимировна, учитель биологии
Введение
Здоровье является конкретным, специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность. В понятие "здоровье" в качестве непременного критерия должна входить возможность полноценной активной трудовой и общественной деятельности. Болезнь не только препятствует, но и нередко значительно ограничивает либо совсем лишает человека этой возможности. Переход от здоровья к болезни можно рассматривать, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций. Под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.
Организм подростка, испытывающий в условиях современного научно-технического прогресса непрерывные стрессовые воздействия (учебные, психо-эмоциональные и др.), необходимо рассматривать как динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов. Приспособление или адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма. Адаптация как одно из фундаментальных свойств живой материи является результатом и средством разрешения внутренних и внешних противоречий, она существует и формируется на грани жизни и смерти, здоровья и болезни, за счет их столкновения и взаимоперехода. Плата за адаптацию зависит от резервных возможностей организма. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Наблюдается отрицательная динамика основных показателей здоровья, перехода острых заболеваний в хронические. Новации в содержании и технологии учебного процесса не всегда адекватны возможностям школьников. Приведенные ниже данные свидетельствуют о росте заболеваемости среди подростков, вызываемых не только метеоусловиям районов проживания Крайнего Севера, но и слабой адаптацией к физическим нагрузкам . По данным журнала «Вестник Заполярья» №1, 2000 г. с конца 80-х годов наблюдается процесс замедленного развития детей: низкорослость, снижение массы тела, увеличение количества инвалидов. Подсчитано, что за последние 10 лет дети с функциональными расстройствами составляют 35%, с хронической патологией 38%, с нарушениями психического здоровья 20%. Такие заболевания, как анемия выросли в 4 раза, заболевания эндокринной системы в 3 раза, костно-мышечной системы - в 3 раза, органов пищеварения - в 2 раза, аллергии - в 2 раза, сердечно-сосудистые заболевания - в 2 раза. Наряду с этим появились такие заболевания, как остеопороз – разрушение костной ткани, полярная одышка - утолщение бронхиол, разрушение крови и кроветворных органов. По Якутии отмечаются наиболее часто такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония, тонзилиты, гастриты, сердечно-сосудистые заболевания, гиппоксия, сколеоз и др.
Актуальность темы
Якутия отличается жесткими климатическими условиями. На севере экстремальность влияния на человеческий организм определяется в основном длительной и суровой зимой, коротким холодным летом, резким нарушением обычной для умеренного климата фотопериодизмом, что неизбежно связано с явлением «светового голодания». В таких условиях проблема адаптации наиболее актуальна.
С конца 90-х г.г. правительство Якутии занялась проблемой здоровья населения. Была принята программа «Здорового образа жизни». Реализация этой программы позволяет расширить экономический потенциал, изменить экологическую ситуацию, устранив перекосы в социальной сфере, что положительно скажется на здоровье общества. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезням и неблагоприятным влиянием среды являются регулярные занятия физической культурой и закаливание. Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время в учебных заведениях возрастает табакокурение, наркомания, алкоголизация учащихся. Особой группой риска является именно подростковый возраст. Снижается физическая подготовленность детей. Значительная часть учащихся неспособна выполнить минимальные нормативы комплекса «Эрел». Все большее число юношей – выпускников школы непригодны к службе в Вооруженных силах.
Цель исследования:
Выяснить адаптационные возможности школьников старших классов, испытывающих стрессовые нагрузки в условиях Крайнего Севера в сравнении с ровесниками, проживающими южнее.
Задачи исследования:
Практическая значимость: проведенное исследование посодействует пропаганде здорового образа жизни, большему вовлечению подростков в спортивные секции.
Методы исследования:
Анкетирование учащихся
По данным медосмотра в нашей школе за последние 3 года выявлено следующее: так, если в 1 классе учащиеся I группы составляли 70%, то к 11 классу процент этой группы составлял только 2-3%. Если количество детей, страдающих хроническим гастритом и холециститом, в начале обучения в школе составляло 7%, то по окончании учебного заведения оно выросло в 10 раз и составляло уже 70% учащихся. Для оценки своего здоровья среди старшеклассников было проведено анкетирование, в котором приняло участие 64 человек. На вопрос «делаете ли вы утреннюю зарядку?» 90% опрошенных ответили отрицательно, 77% учащихся проводят свободное время пассивно, увлекаясь просмотром видеофильмов, телепередач, компьютерными играми. Спортивные секции посещают 49%. Из числа опрошенных 72% хоть раз употребляли алкоголь, а 52% увлекаются курением. 75% учащихся ощущают ухудшение самочувствия при изменении погодных условий, у 65% наблюдается физическая усталость, утомление, отдышка после непродолжительной физической нагрузки.
Основная часть
Постановка эксперимента:
Для эксперимента была создана одна группа учащихся 11 классов МБОУ СОШ №23 г. Томмот, в которые вошли не занимающиеся спортом и тренирующиеся. Для сравнения результатов было предложено участие в эксперименте подросткам такого же возраста, не занимающихся спортом, школы-интерната города Нерюнгри. Полученные данные передавались по факсу в нашу школу.
Известно, что сердечно – сосудистая и дыхательная системы являются ведущими при адаптации к условиям среды и формировании реакций организма на воздействие климатических факторов. Для оценки состояния сердечно – сосудистой системы исследовались такие показатели: ЧСС (частота сердечных сокращений), величина артериального систолического (АДс), диастолического (АДд) давления, индекс Кердо (ИК), отражающий активность отделов вегетативной нервной системы, индекс Руфье. Для оценки состояния дыхательной системы исследовались показатели гипоксических проб с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи), частота дыхания (ЧД). Выборочно у некоторых учащихся проведено диагностирование величины жизненной емкости легких (ЖЕЛ), форсированной емкости легких, резервного вдоха и выдоха.
Оценивание состояния организма подростков, их адаптация к физическим нагрузкам проводилось по индексу Руфье.
Содержание метода Руфье:
Измерение ЧСС после пятиминутного отдыха или в покое за 15 секунд (Р1). Затем в течение 45 секунд выполняется 30 приседаний и сразу измеряется ЧСС за 15 секунд (Р2). После первой минуты восстановления также измеряется ЧСС за 15 секунд (Р3). Далее результат оценивается по заданной формуле:
Индекс = 4х(Р1+Р2+Р3)-200)
10
Индекс Руфье:
менее 0 = «атлетическое сердце»
0,1-5= «отлично»
5,1-10= «хорошо»
10,1-15= «удовлетворительно»
15,1-20= «плохо»
Результаты тестирования по индексу Руфье представлены: таблица №1, таблица №2, таблица №3 (см. приложение).
Итоговая таблица показателей индекса Руфье
I группа | II группа | |
Атлетическое сердце | 0 | 0 |
Отлично | 0 | 0 |
Хорошо | 0 | 1 |
Удовлетворительно | 6 | 2 |
Плохо | 11 | 7 |
Средн. результат |
Описание результатов метода Руфье
Результаты исследования показали, что учащиеся МБОУ СОШ №23, занимающиеся регулярно спортом, имеют значительно лучшие результаты, а значит и более адаптированы к физическим и другим экстремальным нагрузкам, чем те, кто не занимается спортом. Сравнивая результаты между собой двух групп учащихся, не занимающихся спортом и проживающих в разных климатических зонах, видно, что подростки школы имеют значительно ниже показатели, чем их сверстники школы-интерната г. Нерюнгри. Следовательно, занятия физкультурой и спортом позволяют значительному проявлению резервных возможностей организма, что особенно значимо и ценно в суровых климатических условиях.
Рисунок №1 – Показатели индекса Руфье
Содержание метода Кердо
Для оценки деятельности вегетативной нервной системы использовала индекс Кердо. Показатели измерений представлены: таблица №4, таблица №5, таблица №6 (см. приложение). Вычисления производились учащимися самостоятельно по очень простой формуле: 1 – Д/R, где Д – диастолическое давление, т.е. «нижнее», R – сердечный ритм. Если вегетативный индекс больше 0, считается, что преобладает симпатическое влияние или возбуждающее действие, если меньше – парасимпатическое, т.е. тормозное, если равно 0, то это говорит о функциональном равновесии.
Описание результатов метода Кердо
В группе спортсменов преобладает число учащихся с парасимпатическим влиянием, что составляет (60%). В контрольной группе г.Нерюнгри наблюдается одинаковое количество учащихся, как с симпатическим, так и парасимпатическим влиянием вегетативной нервной системы. В первой группе учащихся, не занимающихся спортом, преобладает возбуждающее действие, таковых 10 человек (55%), над 6 (40%) с тормозным действием, с функциональным равновесием 1 человек. А это значит, что у большинства учащихся данной группы отмечается повышенный тонус сосудов, увеличение их периферического сопротивления, изменяется артериальное давление. Начинается процесс мобилизации сердечно – сосудистой системы, повышаются энергозатраты и уменьшается эффективность работы сердца.
Описание метода Штанге и Генчи
Для выяснения уровня кислородного обеспечения организма подростков и оценки их тренированности были использованы пробы Штанге (на задержку дыхания после вдоха) и Генчи (на задержку дыхания после выдоха). Показатели измерений представлены: таблица №4, таблица №5, таблица №6 (см. приложение).
Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генчи – на фоне глубокого выдоха. Хорошие и отличные оценки соответствуют высоким функциональным резервам системы кислородообеспечения человека.
Описание результатов метода Штанге и Генчи:
Из числа исследуемых первой группы только 4 человека имеют отличные результаты, 9- хорошие, 4 – средние, в группе спортсменов МБОУ СОШ№23 и учащихся СОШ № г. Нерюнгри результаты одинаковые: отличные показатели у 13 человек, хорошие у 3, средние у 1. На основании полученных данных были вычислены средние показатели проб Штанге и Генчи по каждой исследуемой группе (См. рис 2). Не тренирующиеся учащиеся и проживающие в суровых климатических условиях не обладают высокими функциональными резервами системы кислородообеспечения. Отсюда вялость, апатия, сонливость, быстрая утомляемость.
Рисунок №2 – Показатели проб Штанге и Генчи
Измерение частоты дыхания в покое
Потребность организма в кислороде зависит от физической активности. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы. При этом снижается частота дыхательных движений и увеличивается жизненная емкость легких, происходит наращивание мощности дыхательных мышц, подвижности грудной клетки, эластичности легких. Учащимся было предложено провести подсчет частоты дыхания за минуту в состоянии полного покоя. Показатели измерений представлены: таблица №4, таблица №5, таблица №6 (см. приложение).
Описание результатов измерения частоты дыхания:
Сравнивая результаты тестирования, выяснила, что у учащихся первой группы средний показатель частоты дыхания (18,7 в мин.) выше, чем у подростков школы-интерната г. Нерюнгри (17,5 в мин.) и спортсменов второй группы (14,2 в мин.). Отсюда следует, что снижение частоты дыхательных движений у спортсменов способствует наращиванию мощности, вентиляции легких, большему обеспечению их кислородом.
Заключение
В индивидуальном развитии биологические системы подростков 15- 16 лет проходят определенные этапы проверки надежности в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Адаптация детей к экстремальным условиям Крайнего Севера - одна из актуальных биологических и медицинских проблем. Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма. Наиболее эффективным средством повышения сопротивляемости организма болезням и неблагоприятным влиянием среды являются регулярные занятия физической культурой и закаливание. Задачи, стоящие перед физическим воспитанием школьников, могут быть решены только на основе общей физической подготовки. Это значит, что во время занятий физкультурой, спортом необходимо развивать все без исключения двигательные качества, не отдавая предпочтения развитию только координационных и скоростных способностей. Адаптация к физическим нагрузкам школьников очень полезна для их будущего здоровья и жизнедеятельности. Каждый человек должен знать свои физические возможности. Без адаптации к физическим нагрузкам у подростка может возникнуть состояние перетренированности, что может привести к нарушению работы важнейших систем организма.
Выводы
Рекомендации
Список использованных источников
Приложение
Таблица №1 – Показатели индекса Руфье группы учащихся МБОУ СОШ №23
Н п/п | Фамилия, имя | ЧСС в покое Р1 | ЧСС после нагрузки Р2 | ЧСС после восстановления Р3 | Индекс Руфье |
1 | Аверин Николай | 18 | 45 | 18 | 12,4 |
2 | Алексеева Елена | 18 | 50 | 21 | 15,6 |
3 | Алефирова Юлия | 17 | 44 | 19 | 12 |
4 | Байран Владислав | 21 | 38 | 35 | 17,6 |
5 | Бутор Кристина | 16 | 52 | 28 | 18,4 |
6 | Василевский Дима | 24 | 38 | 33 | 18 |
7 | Галькова Аюна | 24 | 47 | 20 | 16,4 |
8 | Глазырина Настя | 20 | 52 | 29 | 12,4 |
9 | Демьяненко Миша | 17 | 54 | 21 | 16,8 |
10 | Ибатуллина Ксения | 20 | 58 | 26 | 21,6 |
11 | Мишуров Максим | 18 | 50 | 18 | 14,4 |
12 | Нестеренко Анна | 20 | 52 | 26 | 19,2 |
13 | Путинцев Саша | 21 | 40 | 30 | 16,4 |
14 | Роготнева Елена | 19 | 46 | 19 | 14 |
15 | Саплина Женя | 17 | 47 | 19 | 13,2 |
16 | Стручкова Ирина | 18 | 48 | 19 | 14 |
17 | Ушаков Максим | 23 | 50 | 26 | 19,6 |
Средний арифметический результат составил 16, 0
Таким образом, в результате тестирования выявились следующие данные:
«атлетическое сердце» - 0 учащихся
«отлично» 0 учащихся
«хорошо» 0 учащихся
«удовлетворительно» 7 учащихся
«плохо» 10 учащихся
Таблица № 2 – Показатели индекса Руфье группы учащихся школы-интерната г. Нерюнгри
Н п/п | Фамилия, имя | ЧСС в покое Р1 | ЧСС после нагрузки Р2 | ЧСС после восстановления Р3 | Индекс Руфье |
1 | Дмитирева Настя | 17 | 35 | 25 | 10,8 |
2 | Енокова Аксинья | 19 | 36 | 32 | 14,8 |
3 | Ким Лиза | 18 | 36 | 18 | 8,8 |
4 | Максимова Маша | 18 | 37 | 29 | 14,4 |
5 | Максимова Надя | 16 | 52 | 28 | 12,2 |
6 | Марков Миша | 20 | 45 | 21 | 12,4 |
7 | Наумова Наташа | 19 | 34 | 32 | 14 |
8 | Оветчин Никита | 20 | 32 | 25 | 10,8 |
9 | Саркисов Артур | 23 | 49 | 23 | 18 |
10 | Семенова Наташа | 18 | 50 | 20 | 15 |
Средний арифметический результат составил 13,12
«атлетическое сердце» 0
«отлично» 0
«хорошо» 1
«удовлетворительно» 8
«плохо»
Таблица №3 – Ряд показателей МБОУ СОШ №23
Н п/п | Фамилия, имя | Частота дыхания за 1мин | Артериальное давление | Индекс Кердо | Индекс Штанге | Индекс Генчи |
1 | Аверин Николай | 19 | 120/75 | 0,15 | 42 | 12 |
2 | Алексеева Елена | 20 | 120/75 | -0,25 | 47 | 28 |
3 | Алефирова Юлия | 21 | 120/70 | 0,13 | 52 | 28 |
4 | Байран Владислав | 13 | 120/100 | -0,38 | 65 | 48 |
5 | Бутор Кристина | 14 | 120/70 | -0,02 | 70 | 46 |
6 | Василевский Дима | 18 | 127/90 | -0,12 | 68 | 44 |
7 | Галькова Аюна | 20 | 120/80 | 0,1 | 78 | 36 |
8 | Глазырина Настя | 12 | 120/70 | 0,13 | 73 | 47 |
9 | Демьяненко Миша | 11 | 120/75 | 0,25 | 40 | 55 |
10 | Ибатуллина Ксения | 21 | 120/110 | -0,01 | 66 | 61 |
11 | Мишуров Максим | 20 | 120/80 | 0,05 | 64 | 43 |
12 | Нестеренко Анна | 22 | 120/80 | 0,1 | 84 | 35 |
13 | Путинцев Саша | 13 | 120/70 | 0,08 | 66 | 43 |
14 | Роготнева Елена | 14 | 120/80 | 0,34 | 61 | 48 |
15 | Саплина Женя | 19 | 120/75 | -0,55 | 64 | 31 |
16 | Стручкова Ирина | 15 | 120/100 | -0,47 | 54 | 38 |
17 | Ушаков Максим | 17 | 120/80 | 0 | 65 | 27 |
Таблица №6 – Ряд показателей учащихся школы-интерната г. Нерюнгри
Н п/п | Фамилия, имя | Частота дыхания за 1мин | Артериальное давление | Индекс Кердо | Индекс Штанге | Индекс Генчи |
1 | Дмитирева Настя | 18 | 110/75 | 0,03 | 60 | 60 |
2 | Енокова Аксинья | 16 | 100/70 | 0 | 60 | 28 |
3 | Ким Лиза | 20 | 130/80 | 1,37 | 65 | 60 |
4 | Максимова Маша | 14 | 120/85 | 0 | 45 | 25 |
5 | Максимова Надя | 17 | 120/70 | 0,1 | 50 | 35 |
6 | Марков Миша | 21 | 110/75 | 0,1 | 63 | 45 |
7 | Наумова Наташа | 24 | 120/75 | 0,1 | 63 | 40 |
8 | Оветчин Никита | 17 | 130/80 | 0,03 | 40 | 9 |
9 | Саркисов Артур | 17 | 140/90 | -0,1 | 67 | 43 |
10 | Семенова Наташа | 20 | 155/95 | 1,1 | 61 | 26 |
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Золотой циркуль
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт