Данная работа имеет уникальный, познавательный аспект. Эта работа подчеркивает следующий факт: исламское мировосприятие содержит принципы экологической этики.
Цели и задачи
Цель настоящей работы заключается в раскрытии особенностей религиозного обоснования экологической этики ислама.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_etika_islama.doc | 93.5 КБ |
ekologicheskaya_etika_islama.pptx | 1.49 МБ |
МБОУ «Мещеряковская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ НА ТЕМУ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ИСЛАМА»
Работу выполнила: ученица 7 класса Курамшина Резида.
Научный руководитель: Каримов М.В.
Мещеряково 2012
Содержание:
Введение_______________________________________________3 |
|
1.Проблемы охраны окружающей среды в исламе_____________5 |
2.Ислам и охрана животного мира__________________________8 |
3.Растительный мир_____________________________________12 |
Заключение___________________________________________15 |
Литература____________________________________________17 |
Введение.
Вопросы экологии и охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из главных проблем XXI в. Вступление человечества в эпоху научно-технической революции с ее бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых материалов и химических веществ, активным вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствий такого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды.
Изучение природы является основой практической деятельности человека. Проблема отношения человека к природе, понимание ее места в мироздании всегда выступала актуальной проблемой любой цивилизации, центром научных и философских систем, социальных и политических программ. Сейчас изучение взаимоотношений человека с природой является особо актуальным. Землетрясения, цунами, извержения вулканов, наводнения становятся обычными явлениями. Почему же раньше такие случаи были единичны? Не связано ли это с отношением человека к природе? Именно с этих вопросов началось наше исследование, и чтобы ответить на них мы обращаемся к одной из мировых религий – исламу.
Научная новизна
Данная работа имеет уникальный, познавательный аспект. Эта работа подчеркивает следующий факт: исламское мировосприятие содержит принципы экологической этики.
Цели и задачи
Цель настоящей работы заключается в раскрытии особенностей религиозного обоснования экологической этики ислама.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- выработать гипотезу о формировании экологической этики на основе принципов исламского мировоззрения;
- раскрыть экологические аспекты ислама;
- осуществить анализ экологического содержания исламских обычаев и традиций на современном этапе.
Методологическая основа
В данной работе были использованы следующие методы:
- изучение научной литературы;
- системный анализ;
- анкетирование;
- моделирование.
Проблемы охраны окружающей среды в исламе.
Пожалуй, ни у кого уже в наши дни не вызывает сомнений то, что вопросы экологии, охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из насущнейших проблем века, возможными последствиями для будущего всего человечества поставленными в один ряд с последствиями ядерной катастрофы. Вступление человечества в эпоху научно-технической революции с прирожденными ею бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых материалов и химических веществ, широких вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствии такого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды, среды обитания самого человечества.
Одной из причин создавшегося положения является, несомненно, неподготовленность простого человека и даже специалистов к новому типу мышления, выдвигаемому на повестку дня реалиями современной эпохи, а также и элементарная экологическая неграмотность, как результат соответствующих пробелов в воспитании.
Вероятно, такова уж природа человека, коли до поры, до времени даже специалисты не обращали внимания на нарастающее загрязнение окружающей среды отходами продуктов промышленной деятельности человека, на постепенное нарушение сложившегося веками равновесия в природе как условия ее существования.
Мало того, что все новые и новые тысячи гектаров плодороднейших угодий пожирали разраставшиеся города, а тысячи заводов и фабрик выбрасывали в атмосферу ядовитые газы. Теперь уже не стало хватать суши для захоронения ядовитых отходов промышленности – их стали сбрасывать в реки и моря. В результате человечество столкнулось с проблемой нехватки питьевой воды.
Каждому мусульманину известно, что все сущее создано Великим Творцом в удивительнейшей по взвешенности и точности взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в поразительной по красоте и мудрости гармонии. Все сущее имеет свой уникальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Всевышним мире строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе, местах. Об этом сказано много раз Аллахом в Коране. Например, в суре «Месяц»:
«Поистине, мы ведь всякую вещь сотворили по мере!» (аят 49).
А так же в суре «Различения» говорится: «Он создал всякую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).
Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воздух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответствующей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушится хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека проблем и осложнений во всех других, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов.
Известно также, что созданный Аллахом гармоничный мир на земле и в небесах был передан человеку в подчинение, как Его избраннику и наместнику на земле. Наделив человека правами своего избранника и наместника, Всевышний тем самым уготовил человеку и испытание перед лицом Своим. Следовательно, с точки зрения религии Ислам, человек ответственен перед своим Творцом за все свои деяния и это ответственность проистекает из тех высоких прав, которыми Аллах наградил человека, отдав ему предпочтение перед всеми своими созданиями.
Одновременно с наделением человека этими богоданными правами и привилегиями, Аллах ниспослал ему разъяснения, как правильно пользоваться этими дарами и благами с пользой для себя и для всего сущего. Он учил человека беречь созданный Аллахом мир, наслаждаться Божьими дарами, не губить и не уничтожать их, применять их во благо, а не во зло.
Сказано в суре «Преграды»:
«Не производите расстройства на земле после устроения ее...» (7/56).
Из этого священного аята следует, что Всевышний сотворив землю, устроил ее, таким образом, чтоб обеспечить человеку наилучшие условия для жизни, создав на земле воды и горы, животных и растения, материальные и духовные блага. Человеку же за это предписано, своим трудом приумножать полученные блага, ни в коей мере не нанося вреда другим творениям Всевышнего, в чем бы это ни проявлялось, никогда не нарушать сотворенной Аллахом гармонии и равновесия в природе.
Мы же сегодня видим, что многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно вмешательством человека в святую святых, нарушением Божественной гармонии. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Аллах.
Не случайно указывается в священном Коране, что все беды и несчастья на земле возникают не по какой иной причине, кроме как проступка людей. Сказано в суре «Рум»:
«Появилось нечестие на суше и на море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся!» (30/41).
В этом аяте Аллах разъясняет – страдания, и потрясения мира тесно связаны с деяниями, поступками и даже помыслами людей. Если сердца и умы нечестивы, то пагубными будут последствия их деяний. Однако последствия эти в первую очередь испытают на себе сами же преступившие, поэтому Аллах в приведенном аяте говорит: «Чтобы дать им вкусить часть того, что они творили».
Велика же милость Аллаха к своим рабам, коли, он дает надежду на лучший исход, достичь которого возможно лишь при условии возвращения на праведный путь борьбы со злом. Поэтому в конце упомянутого аята Всевышний в утешение говорит: «Может быть, они обратятся!»
Теме ответственности человека перед Создателем посвящен и такой известный хадис «Каждый из вас – пастырь, каждый в ответе за своих подопечных». В этих кратких словах Пророка нашего Мухаммада /да благословит его Аллах!/ содержится как бы резюме всему сказанному выше о высоком предназначении человека и связанной с этим высокой ответственности его перед Аллахом за мир и покой на земле.
Тех же, кто несет творениям Аллаха уничтожение и погибель, Ислам считает богомерзкими. О подобных сказано в суре «Бакара»: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погубить и посевы и потомство, – а Аллах не любит нечестия!» (2/205).
Ислам и охрана животного мира.
Широко известно, в каком плачевном состоянии находится в наши дни животный мир планеты. Уже навсегда исчезли многие виды животных, на грани исчезновения находятся другие. Виной тому – не разумное вмешательство человека в природу, зачастую со своекорыстными целями. Внесли свой «вклад» в это любители охоты, ради азарта увеличивавшие число своих трофеев, не думая, что каждый выстрел невосполним, оказали влияние и капризы моды на меховые изделия, и широкий размах строительства заводов, фабрик, сужавший природные ареалы обитания тех или иных видов. И во главе всего стояло элементарная экологическая неграмотность.
Все это не могло не волновать общественность. И вот в разных странах стали создавать общество по охране животных, общества друзей животных, стали публиковать различные национальные и всемирные «Красные книги», куда заносили исчезающие виды, чтобы оградить их от полного истребления. С публичными лекциями и докладами выступают известные ученые – зоологи, просто любители природы, писатели, все те, кто считает, что понятия «милосердие», «сострадание» распространяются не только на род людской, но и на наших младших братьев по разуму – животных.
Совершенно естественно, что деятелям религии в этом благородном движении по охране животного мира, осуждении жестокости по отношению к животным как частицы созданного творцом мира. Принадлежит едва ли не ведущая роль.
Ислам в своем учении призывает верующих не причинять животным зла, учит доброму отношению к животному миру.
Много аятов разъясняют призывы охранять и изучать животный мир, видя в нем проявление Божьего созидания и поучительный пример уважительного отношения даже к бессловесной твари. Поясняет Коран и какую пользу может получить человек от мира животных, как надо содержать животных. Названиями животных озаглавлены даже некоторые известные суры Корана – «Слон», «Корова», «Скот».
Развивая содержание священных аятов, мусульмане уделяли должное внимание изучению животного мира, мусульманским учеными созданы также уникальные труды по этой теме, как «Хаятул Хайван аль-Кубра» – «Большая книга о жизни животных /автор ад-Думайри/, «Китабул Хайван» – «Книга о животных» /автор аль-Джахиз/, «Аджаибул Махлука» – «Чудеса тварей» /автор аль - Казвини/ и другие известные труды.
Милосердную позицию Ислама по отношению к животному миру лучше всего демонстрирует то, что в священном Коране каждый вид и род животных считается «общиной», приближаясь в этом к людям. По этому поводу Всевышний сказал в суре «Скот»: «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к нашему Господу они будут собраны» (6/38).
И уж если каждый вид или род животных считается отдельной общиной, то этим оговаривается и его право на существование среди всех других общин. В связи с этим Пророк Мухаммад – да будет над ним мир! – сказал в хадисе, переданном Абу Даудом и Термизи от Адуллы ибн Мукаффаля – да будет Аллах доволен ими!–: «Если бы собаки не были общиной из общин, то я приказал бы уничтожить их».
Также имам Бухари и имам Муслим, передают от Абу Хурейры: «Пророк – да будет над ним мир! – сказал: «Укусил муравей, одного из Пророков. Он приказал сжечь муравейник. Затем Аллах ниспослал ему откровение, сказав: Укусил тебя только один муравей, а ты сжечь общину из общин, которая восхваляла Аллаха».
Многие аяты священного Корана поясняют, для чего Всевышний сотворил животных. Например, в суре «Верующие» говорится: «Для вас в животных назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах, для вас в них обильная польза, и от них вы питаетесь, и на них, и на судне вы переноситесь» (23/ 21, 22). Великий Аллах в суре «Пчелы» сказал: «И скот он создал; для вас в нем–согревание и польза, и от них вы питаетесь. Для вас в них – красота, когда вы их гоните на покой и когда выпускаете. И переносят они ваши грузы в страну, которой вы бы не достигли без утомления самих себе. Поистине, Господь ваш–кроткий, милостивый! И коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете» (16/ 5,6,7,8).
Эти священные аяты указывают на ту пользу, которую человек получает от животных – и питье, и питание, и согревание, и перевозку грузов и самого человека, и наслаждение красотой животного и многих других полезных дел человека свойств имеют животные. Поистине, Великий Аллах сотворил животный мир и подчинил его человеку и наделил животных столь многими полезными свойствами. Человек должен быть благодарен Всевышнему за эти великие дары.
Благодарность же выражается двумя путями. Первый – принять дар восхвалениями Благодетеля. Второй – использование дара, таким образом, каким велел сам Благодетель. А Всевышний в священном Коране указал основное требование к человеку – не уничтожать то, что полезно и приносит пользу людям.
Для тех же, кто нарушить этот завет, уготованы кары. Имам Муслим передает от Ибн Аббаса: «Пророк – да будет над ними мир! – прошел мимо осла, на морде которого было выжжено клеймо и сказал при этом – «Пусть проклинает Аллах того, кто сделал это, ведь я же запретил это».
В другом хадисе говорится: «Пророк – да будет над ним мир! – путешествовал со своими сподвижниками. Один мусульманин достал двух воробьишек из их гнезда. Воробьиха–мать стала кружить над Пророком и его сподвижниками, тогда Пророк сказал: «Кто причинил страдания ей, верните ее детей» (Муслим).
Ислам строго запрещает бесцельно убивать животных, считая это большим грехом, так как Аллах создал животных для пользы человека, бесцельное же уничтожение того, что создал Аллах – это грех, выражение неблагодарности Всевышнему, став на путь сатаны.
Имам Насаи передает от аш-Шурайди /да будет Аллах доволен им!/: «Я слышал, как Пророк сказал: «Кто напрасно убил воробья, про того этот воробей скажет Аллаху в судный день: «О Господи! Этот человек убил меня напрасно, а не для своей пользы».
В целом только с их полезностью человеку, мусульманину велено быть добрым ко всему миру животных, даже если он не ждет от них никакой пользы на этом свете. Он добротой относится к животным потому, что так ему предписывает его религия, проповедующая доброе отношение к животным. В Исламе даже предусмотрено райское вознаграждение за доброе отношение к животным. Об этом свидетельствуют множество хадисов Пророка.
Имам Бухари и имам Муслим передали от великого сподвижника Абу Хурейры /да будет Аллах доволен им/: «Пророк сказал: «Один человек по дороге почувствовал сильную жажду. Отыскал колодец, спустился в него, напился воды и вылез. Тут он заметил подыхающую от жажды собаку, которая пожирала мокрую землю. Он сказал себе – это собака также жаждет, как и я. Он вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой, поднялся наверх, держа обувь во рту и напоил собаку. Аллах вознаградил его, простив ему грехи». Сподвижники спросили: О Посланник Аллаха, и в животных для нас будет вознаграждение? Он ответил: В каждом животном есть вознаграждение».
Наоборот, кто жестоко обращается с животными, тому Коран угрожает муками на том свете. Имам Бухари передает хадис Пророка: «Одна женщина попала в ад из-за того, что замучила кошку до смерти, связав ее, не кормила и не отпускала, чтобы та сама питалась тем, что есть на земле».
Как уже было сказано, Всевышний создал животных для пользы человека. При этом Ислам, указывая на конкретную пользу человеку от животных, регламентирует и пути получения этой пользы, так чтобы не причинить животному страдания. Милость Ислама к животным простирается до того, что факихы указывают на непременное условие доящему корову–перед доении также не следует слишком усердствовать, чтобы не обделить и теленка. Шариат также обязывает владельца скота вовремя кормить и поить животных, если он не в силах выполнить это, то должен продать свой скот или отдать другому, если же не желает этого делать, то его заставят. Запрещено также бить животное, клеймить его, проклинать, заставлять выполнять непосильную работу и так далее.
Весьма краткое изложение в данной статье основных положений Ислама по отношению к миру животных, показывает, что вопросы охраны животного мира были затронуты в священном Коране в давние времена, дело лишь в степени осознания этих предписаний и претворении их в жизнь.
Растительный мир.
Внимание к миру растений в исламе, равно как и к миру животных. Мир растений – тоже один из великих даров Аллаха человеку, если бы не этот мир, не было бы жизни не земле. Поэтому, когда Великий Аллах говорит о сотворении мира растений, Он говорит, что сотворил этот мир как средство к существованию человека и ради его и скота его.
Всезнающий Аллах в суре «Нахмурился» («Абаса») говорит: «Пусть же посмотрит человек на свою пищу, – как Мы пролили воду ливнем, потом рассекли землю трещинами и взрастили на ней зерна, и виноград, и траву, и маслины, и пальмы, и сады густые, и фрукты, и растения на пользу вам и вашим животным» (80/24-32).
Эти священные аяты указывают на то, что Аллах сотворил упомянутое для пользы человека и его животных. В свою очередь, животные тоже сотворены Аллахом для пользы человека. Слово «польза» на арабском языке «Матаъ»–и это слово обобщает все, что полезно и исходя из этого, понимаем, что Всемогущий Аллах подчинил мир растений человеку, чтобы он воспользовался им своим потребностям.
Из общих правил Ислама ясно, что строго запрещается расточать и уничтожать, причинять вред всему, что полезно для человека и его общества.
В суре «Каф» Аллах говорит: «И низвели Мы с неба воду благословенную и произрастили ею сады и зерна посевов, и пальмы высокие у них плоды рядами, – в удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!» (50/9, 10, 11).
Исходя из аятов, нам стало ясно, что Аллах сотворил мир растений для рабов Своих. Рабы божьи должны уважать Творца и быть благодарными. А благодарность осуществляется хвалебными молитвами в честь Благодетеля и пользованием удела так, чтобы удовлетворить Его. Аллах хочет от человека, чтобы он относился к миру растений уважительно, в ином случае он прогневит Аллаха и будет наказан.
Существует множество аятов священного Корана по этому вопросу. Приведем еще два аята из суры «Таха», в которой Аллах сказал: «Он, который сделал для вас землю равниной, и провел для вас в ней дороги, и низвел с неба воду, и вывели Мы благодаря ей пары разных растений. Ешьте и пасите ваши стада; поистине, в этом – знамение для обладающих разумом!» (20/53,54).
Передавались очень много хадисов Пророка /да будет мир над ним!/ призывающие мусульман к земледелию. Имам Муслим в своем «Сахихе» передает от Джабер /да будет Аллах доволен им!/ Пророк /да будет мир над ним!/ сказал: «Если мусульманин сажает что-нибудь и кто-нибудь ест от него, сажавшему будет вознаграждение-подаяние, ворует кто-нибудь, тоже будет подаяние, каждый раз несет потери от кого-то, ему будет подаяние до самого судного дня». Из этого хадиса мы понимаем, что вознаграждение посадившему что-нибудь беспрерывно продолжается до тех пор, пока можно пользоваться плодами его труда, даже после его смерти, до самого судного дня.
Имам Байхаки передает от Анаса /да будет мир над ним!/ сказал: «Существует семь деяний, вознаграждение раба божьего за них продолжается, если даже выполнивший их находится в могиле, после его смерти: Кто учил знанию, или проложил канал, выкопал колодец, сажал финиковую пальму, строил мечеть, оставил в наследие Коран, оставил после себя детей, которые молятся о нем Богу». В этом хадисе деяния по улучшению окружающей среди (обратить реку на пользу обществу, копать колодец, сажать деревья) поставлены рядом с великими благотворительными деяниями как: учить знанию, строить мечеть и наследовать Коран. Ислам призывает людей сажать и развивать растения, деревья не только ради личной пользы. Не обязательно, чтобы сажавший или развивавший лично воспользовался плодами своего труда, если не он, то пусть следующее поколение и т. п. Проходя мимо известного сподвижника Абу Дарды, Пророк увидел, что он сажает саженцы ореха и сказал: «Почему тебе сажать это, ты же старик преклонного возраста, а этот саженец приносит свои плоды после многих лет? Абу Дарда ответил: Мне все равно, я хочу только вознаграждения Аллаха за это, пусть другие вкушают плоды».
Для полного вознаграждения не достаточно только сажать или разводить растения, а надо всемерно ухаживать за ними до того, как получишь плоды. Имам Ахмад ибн Ханбал в своей книге «Аль-Муснад» передает от одного сподвижника Пророка /да будет мир над ним!/ «Я своими ушами слышал от Пророка, когда он /да будет мир над ним!/ сказал: «Кто сажал деревья и с терпением ухаживал, вырастил до того, как оно принесло плоды, тому во всех сторонах пользования плодами его деревьев будет вознаграждение от Аллаха».
Приведенные доказательства указывают, что мир растений в Исламе не лишен милости и защиты. Существует очень много положений мусульманского учения, запрещающие рубить деревья, уничтожать растения.
Заключение.
Таким образом, в результате нашего исследования можно сделать следующие выводы. Ислам, как и большинство других религий, является одним из важнейших оснований и источников экологической этики. Язык религии ближе всего к языку нравственности. Активным ресурсом для развития экологической этики и природоохранной эстетики ислама выступают концентрированные в нем эко философские взгляды, подходы и моральные нормы. Мы уверены, что этика ислама может разбудить в людях сознание, отличающееся от материального технологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль над живым миром не безграничен, и что их потребительское отношение и манипулирование природой могут обернуться против них самих.
Согласно исламу, этические принципы защиты пpиpоды можно сформулировать следующим образом:
– окружающая среда – это Божье творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявление Божьего духа;
– все части природы существуют для восхваления своего Создателя;
– все законы природы сотворены Богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить закон Бога должны пресекаться;
– человечество – это не единственное сообщество живых существ в мире. И, как считал пророк Мухаммед, все живые создания достойны защиты и доброго обращения;
– необходимо также сохранять баланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено»;
– природа создана не только для нынешнего поколения;
– исламская экологическая этика отталкивается от той концепции, что все человеческие взаимоотношения основываются на справедливости и равенстве.
Таким образом, ислам предлагает уникальный набор моральных ценностей и эколого-этических правил для управления отношений между людьми и природой. Ислам также санкционирует и предлагает суровые наказания тем, кто не обращается с Божьими созданиями должным образом. На наш взгляд, современный технократический мир нуждается в такой суровой, но справедливой этике.
Литература
1.Коренев В.И., 1994. Экология и религия // Экология и религия, Сборник. — Ч. 1. — М.: Луч. — С. 33.
2.Борейко В.Е., 2000. Постижение экологической теологии. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 88 стр.
3.Яблоков А.В., 1989. Этические аспекты отношений между человеком и природой // Биология в познании человека. — М.: Наука. - С. 198-212
4.Хрибар С. Ф., 2003. Экология в Библии. — К.: Киевский эколого-культурный центр. —96 с.
5.Боголюбов Л.Н. Человек и общество.- Москва: Просвещение, 2001.
Слайд 1
м боу « Мещеряковская основная общеобразовательная школа» Название работы «экологическая этика ислама» Автор работы: Курамшина Р. Научный руководитель - Каримов м.в . Мещеряково 2012 г .Слайд 2
Введение Научная новизна Данная работа имеет уникальный, познавательный аспект. Эта работа подчеркивает следующий факт: исламское мировосприятие содержит принципы экологической этики. Цели и задачи Цель настоящей работы заключается в раскрытии особенностей религиозного обоснования экологической этики ислама. Поставленная цель обусловила решение следующих задач: - выработать гипотезу о формировании экологической этики на основе принципов исламского мировоззрения; - раскрыть экологические аспекты ислама; - осуществить анализ экологического содержания исламских обычаев и традиций на современном этапе. Методологическая основа В данной работе были использованы следующие методы: - изучение научной литературы; - системный анализ; - анкетирование; - моделирование.
Слайд 3
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИСЛАМЕ Вопросы экологии и охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из главных проблем XXI в . В поисках выхода из сложившейся ситуации с упадком духовности общества, мы попытаемся обратиться к религии, к общечеловеческим ценностям жизни. В Коране говорится: «Поистине, мы ведь всякую вещь сотворили по мере!» «Месяц » ( аят 49). Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воздух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответствующей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушится хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека проблем и осложнений во всех других, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов. Многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно вмешательством человека в святую святых, нарушением Божественной гармонии. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Всевышний .
Слайд 4
ИСЛАМ И ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА Широко известно, в каком плачевном состоянии находится в наши дни животный мир планеты. Уже навсегда исчезли многие виды животных, на грани исчезновения находятся другие. Виной тому – не разумное вмешательство человека в природу, зачастую со своекорыстными целями. Ислам строго запрещает бесцельно убивать животных, считая это большим грехом, так как Аллах создал животных для пользы человека, бесцельное же уничтожение того, что создал Аллах – это грех . Запрещено также бить животное, клеймить его, проклинать, заставлять выполнять непосильную работу. В опросы охраны животного мира были затронуты в священном Коране в давние времена, дело лишь в степени осознания этих предписаний и претворении их в жизнь.
Слайд 5
Растительный мир. Пророк сказал : «Кто сажал деревья и с терпением ухаживал, вырастил до того, как оно принесло плоды, тому во всех сторонах пользования плодами его деревьев будет вознаграждение от Аллаха». М ир растений в Исламе не лишен милости и защиты. Существует очень много положений мусульманского учения, запрещающие рубить деревья, уничтожать растения .
Слайд 6
Вывод В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы. Ислам, как и большинство других религий, является одним из важнейших оснований и источников экологической этики. Язык религии ближе всего к языку нравственности. Активным ресурсом для развития экологической этики и природоохранной эстетики ислама выступают концентрированные в нем эко философские взгляды, подходы и моральные нормы. Мы уверены, что этика ислама может разбудить в людях сознание, отличающееся от материального технологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль над живым миром не безграничен, и что их потребительское отношение и манипулирование природой могут обернуться против них самих.
Слайд 7
Согласно исламу, этические принципы защиты пpиpоды можно сформулировать следующим образом: – окружающая среда – это Божье творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявление Божьего духа; – человечество – это не единственное сообщество живых существ в мире. И, как считал пророк Мухаммед, все живые создания достойны защиты и доброго обращения; – необходимо также сохранять баланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено»; – природа создана не только для нынешнего поколения; – исламская экологическая этика отталкивается от той концепции, что все человеческие взаимоотношения основываются на справедливости и равенстве.
Слайд 8
Заключение Таким образом, ислам предлагает уникальный набор моральных ценностей и эколого-этических правил для управления отношений между людьми и природой. Ислам также санкционирует и предлагает суровые наказания тем, кто не обращается с Божьими созданиями должным образом. На наш взгляд, современный технократический мир нуждается в такой суровой, но справедливой этике.
Слайд 9
Источники 1.Коренев В.И., 1994. Экология и религия // Экология и религия, Сборник. — Ч. 1. — М.: Луч. — С. 33. 2.Борейко В.Е., 2000. Постижение экологической теологии. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 88 стр. 3.Яблоков А.В., 1989. Этические аспекты отношений между человеком и природой // Биология в познании человека. — М.: Наука. - С. 198-212. 4.Хрибар С. Ф., 2003. Экология в Библии. — К.: Киевский эколого-культурный центр. —96 с. 5. Боголюбов Л.Н . Человек и общество.- Москва: Просвещение, 2001. 6. http://islamecologia.ucoz.ru
Притча о гвоздях
Домик зимней ночью
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Ветер и Солнце