Учебный предмет «ИЯ» вносит свой неоценимый вклад в решение проблемы развития детей. Через практическую цель достигаются воспитательные, образовательные и развивающие цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Сам предмет таков, что детей учат слушать собеседника, иначе можно не понять услышанное; умению вежливо реагировать, речевому этикету, прививая культуру поведения. Изучение ИЯ формирует умение осуществлять общение, а оно составляет основную часть в установлении правильных и добрых отношений между людьми в жизни вообще. Важная роль на занятиях по ИЯ отводится становлению и развитию детских отношений, приучение детей относиться друг к другу вежливо, внимательно, исключая проявление агрессивности, насмешек над теми, кто испытывают трудности в овладении ИЯ.
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_formy_raboty-_stati.docx | 25.21 КБ |
Педагогические и психологические аспекты обеспечения здоровьесберегающей среды на занятиях иностранного языка в ДОУ
Преподаватель английского языка: Янонис Е.В.
ГБОУ СПО «Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва
Учебный предмет «Методика обучения ИЯ в ДОУ» тесно связан с дошкольной психологией и педагогикой, поскольку, обучая детей ИЯ, мы должны хорошо знать психофизиологические особенности детей конкретного возраста, их знания и умения в окружающем мире, речевой опыт ребёнка в родном языке, его интересы и потребности. Обучение второму языку ведётся с учётом этих данных.
Изучая ИЯ, дети не получают принципиально новые знания об окружающем мире. Наоборот, освоение новой знаковой системы идёт с опорой на уже сформированную систему знаний, представлений, умений. Важным принципом обучения является обеспечение абсолютной понятности для ребёнка того, что происходит и говорится на занятии педагогом и другими детьми. Все новые слова и понятия ребёнок должен сначала осознать в родном языке. Учёные - методисты справедливо считают, что обучение ИЯ на раннем этапе – это не процесс передачи и накопления знаний, а процесс развития детей и способности думать. ИЯ вносит свой неоценимый вклад в решение этой проблемы. Средствами языка формируется человеческое мышление, развивается память, восприятие, внимание - иноязычные способности связаны с тем, в какой степени развиты эти функции. Малоспособный к изучению ИЯ ребёнок считается тот, у которого слабо развиты психические процессы. Суть мастерства педагога состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи ребёнку и создание условий для его продвижения вперёд. Благоприятный психологический и педагогический климат на занятиях ИЯ – это важное условие процесса обучения ИЯ дошкольников.
Сегодня знание ИЯ необходимо не только взрослым, но и ребёнку, поскольку ИЯ стремительно входят в его жизнь и ему нужно ориентироваться в быстро изменяющемся мире. Ребёнок слышит английские слова повсюду (сноуборд, фитнес, ланч, пикник, шопинг), ездит за границу и пользуется компьютером. Язык – это средство коммуникации и задача педагога вовлечь детей в общение на этом языке без давления и принуждения, чтобы помочь им приобрести элементарные умения пользоваться ИЯ для общения. Проблема раннего обучения ИЯ в ДОУ заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения.
Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и силе воздействия на здоровье человека. Ребёнок – дошкольник ничего не умеет и не обязан уметь, он всему учится впервые. Усиление интенсивности учебного процесса в последнее время, использование новых форм и технологий приводит к росту числа детей, не способных без особого напряжения усвоить учебный материал. Взрослые должны это понимать и искать пути уменьшения нагрузок. Вопрос о внедрении здоровьесберегающих технологий в ДОУ является чрезвычайно актуальным. Необходимо организовать такие формы работы, которые позволят развивать ребёнка без принуждения, избавят его от ненужных стрессовых ситуаций и перегрузок, будут учитывать его возрастные особенности и интересы, виды деятельности, которые типичны для детей конкретного возраста, сохранят полноценное детство. Интеграция английского языка в работе ДОУ осуществляется в самых привычных для детей формах игровой деятельности: дидактические игры, игры – драматизации, музыкально – подвижные игры, изобразительная деятельность, физкультминутки. Дети поют и танцуют на ИЯ, лепят, делают коллажи и поделки из природного материала, а в процессе работы слова и действия комментируются на ИЯ. Обучение ИЯ, построенное на интеграции различных видов деятельности, адекватных для дошкольников, помогает одновременно решить оздоровительные и языковые задачи:
тренирует мелкую моторику рук и двигательную функцию;
развивает психические процессы (память, воображение, т.д.);
помогает формировать более целостную картину мира;
помогает решить коммуникативные задачи;
показывает практическое применение ИЯ;
обеспечивает перенос знаний, навыков и умений из других учебных предметов в ИЯ и наоборот;
обогащает информацией о культуре страны изучаемого языка с учётом интересов детей;
даёт возможность детям увидеть результаты своего труда.
При планировании работы по ИЯ педагогу следует координировать свою деятельность с воспитателем группы, психологом, музыкальным руководителем и другими педагогами с целью выявлять знания и умения детей в родном языке и проводить совместную работу на ИЯ.
Организация обучения ИЯ в ДОУ должна строиться на основе широкого использования игровой деятельности детей и физической активности. Новизна заданий, необычная подача материала, использование сказочных сюжетов и героев вызывает эмоциональный отклик детей и надолго остаётся в памяти. Игровая методика адаптируется для любого возраста и создаёт больше возможностей для изучения второго языка, чем сидя за партой в классе. Успех детей в овладении ИЯ и их психологически комфортное состояние напрямую связано с личностью педагога и качеством преподавания. Создание здоровьесберегающих условий на занятиях по обучению ИЯ в ДОУ связано с рациональным распределением объёма умственных и физических нагрузок, грамотной координационной работой педагогов отдельных дисциплин, психологов и администрации, с правильным выбором целей, содержания и методов преподавания ИЯ.
Педагогические и психологические аспекты обеспечения здоровьесберегающей среды на занятиях иностранного языка в ДОУ
Студентка Исаева Лиза - 41 группа
Руководитель: Янонис Е.В.
ГБОУ СПО «Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва
Учебный предмет «ИЯ» вносит свой неоценимый вклад в решение проблемы развития детей. Через практическую цель достигаются воспитательные, образовательные и развивающие цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Сам предмет таков, что детей учат слушать собеседника, иначе можно не понять услышанное; умению вежливо реагировать, речевому этикету, прививая культуру поведения. Изучение ИЯ формирует умение осуществлять общение, а оно составляет основную часть в установлении правильных и добрых отношений между людьми в жизни вообще. Важная роль на занятиях по ИЯ отводится становлению и развитию детских отношений, приучение детей относиться друг к другу вежливо, внимательно, исключая проявление агрессивности, насмешек над теми, кто испытывают трудности в овладении ИЯ.
Успешность усвоения неродного языка в полной мере зависит от того, вызывает ли деятельность по овладению этим языком у дошкольника положительное к ней отношение, моделируются ли в учебном процессе ситуации, которые интересны детям в каждом конкретном возрасте, создаются ли необходимые условия для сохранения здоровья ребёнка от нежелательных нагрузок на занятиях. Специалисты в области ИЯ думают о том, как повсеместно внедрить учебный предмет «ИЯ» в работу детских садов, при этом создавая благоприятные педагогические и психологические условия для маленьких учащихся, используя здоровьесберегающие формы работы. Уже проводятся совместные экспериментальные работы педагогов отдельных дисциплин по проведению интегрированных занятий в ДОУ. «Весёлые старты» на английском языке - педагог ИЯ координирует свою деятельность с педагогом по физической культуре. Во время постановки спектаклей «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», сцен из «Винни-Пуха» на английском языке можно использовать здоровьесберегающие технологии «Детская аэробика», которая позволяет дошкольнику двигаться и одновременно усваивать языковую культуру, что даёт возможность разнообразить формы проведения занятий и осуществлять эмоционально – деятельностный подход. Музыкальный руководитель может разрабатывать музыкальное сопровождение, хореограф – элементы танцев, педагог по театральному искусству – выстроить сцены, подобрать костюмы и декорации. Театрально – игровая деятельность является нетрадиционной здоровьесберегающей формой работы при обучении детей ИЯ, которая позволяет решить множество проблем в усвоении языка, адаптации к новым условиям ДОУ и общего развития личности ребёнка:
1.мотивированно развивать у дошкольников диалогическую речь, лексические и грамматические навыки на английском языке;
2. помогает решить коммуникативные задачи;
3. создаёт условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальной действительности, и языковой материал повторяется много раз;
5. создаёт положительный эмоциональный фон;
6. доставляет детям радость, т.к. театр - это всегда праздник;
7. позволяет импровизировать и проявлять творчество;
8. даёт возможность двигаться и действовать с предметами и вещами;
9. развивает партнёрские отношения: дети учатся слаженно взаимодействовать, слушать и слышать друг друга;
10. помогает выявить и развить природные способности ребёнка;
11. помогает установить добрые и доверительные отношения между педагогом и детьми, обсуждая игровые моменты.
Конечно, театральная постановка в ДОУ не является самоцелью, а лишь средство, используемое для решения задач, поставленных перед персоналом в ДОУ. Спектакль ставится только для самих детей, а не для зрителей, как в настоящем театре, для того, чтобы им было весело и комфортно, с целью научить их элементарным коммуникативно – речевым навыкам на ИЯ, приобрести основы различных компетенций, расширить кругозор. Главное условие выбора сценария – это интерес детей к нему, большое количество действий, сопровождающих речь героев, простой языковой материал, который ребёнок способен усвоить, с включением социокультурных языковых особенностей. В сюжете сказки, хорошо знакомой детям, можно вносить что – то новое и необычное. Например, в спектакле «Теремок» дом можно стилизовать под знаменитую башню Биг – Бен, изменить героев, включить различные формы приветствий, используемых в английском языке, характерные обращения в Англии «мистер» и «мэдам». Инсценировки и театрализованные игры с использованием игрушек, масок, костюмов, пальчиковых кукол помогают решить важные психологические проблемы:
прячась за игрушку как за «ширму» застенчивый или замкнутый ребёнок чувствует себя более уверенно и раскрепощённо;
активизируют резервы одарённых детей;
помогают многим детям выплеснуть негативные эмоции, повысить свою самооценку, развить черты лидера, воспитать волю и т.д.
Таким образом, театрализованные игры можно рассматривать как виды деятельности, способные создать необходимые благоприятные, здоровьесберегающие условия для обучения дошкольников ИЯ.
Нарисуем попугая цветными карандашами
Этот древний-древний-древний мир!
Позвольте, я вам помогу
Девочка-Снегурочка
Голубая лягушка